Урок литературного чтения во 2 – м классе
Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»
Цель: познакомиться с содержанием сказки.
Педагогические задачи урока:
Обучающие: создать условия для получения представления о н.
Развивающие: создать условия для формирования коммуникативной, языковой и лингвистической компетентности обучающихся; содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент).
Воспитательные: помочь обучающимся осознать значимость изучаемого предмета и ценность грамоты как неотъемлемой части национальной культуры.
УУД:
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Читать, выражая настроение произведения.
Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
Объяснять смысл пословиц.
Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом.
Придумывать рассказ по пословице;
Соотносить содержание рассказа с пословицей.
Находить созвучные окончания слов в песне.
Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества.
Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме.
Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества.
Анализировать загадки.
Соотносить загадки и отгадки.
Распределить загадки и пословицы по тематическим группам.
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок.
Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план.
Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки).
Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками.
Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения.
Форма урока – урок получения новых знаний.
Тип урока – урок получения новых знаний, умений и навыков.
Обеспечение урока:
-демонстрационный ПК и мультимедиа-проектор;
-презентация к уроку;
-электронные физминутки.
План урока.
1.Организационный момент;
2.Психологический настрой;
3.Мобилизующий этап;
4.Формирование темы и цели урока;
5.Слушание сказки.
6. Работа по содержанию.
7. Чтение сказки детьми.
8. Физминутка
9. Работа в группах.
10. Обсуждение (обмен информацией)
11. Итог урока.
12.Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент .
2. Психологический настрой.
- Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте уважаемые взрослые!
Приглашаю Вас в удивительное путешествие к тайнам русского народного творчества, которое научит нас делать открытия и получать новые знания.
- С каким настроением отправимся в путь?
- Помашите рукой, у кого доброе хорошее настроение.
3.Мобилизующий этап;
- Как называется раздел, с которым мы начали знакомство?
(Устное народное творчество)
-Почему его так назвали?
(В этом разделе представлены произведения, которые сочинил народ и передавал из уст в уста)
- Произведения какого жанра собраны в этом разделе?
( Потешки, прибаутки, песенки, загадки, пословицы, поговорки, считалочки, сказки)
-С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
( )
-Как мы догадались, что это сказка, по каким признакам?
( -присказка
-зачин
-концовка
-троекратный повтор
-победа добра
-урок сказки)
-Какие виды сказок вам известны?
(авторские, народные, бытовые, волшебные и о животных)

– Прочитайте, что здесь написано:
на
сказ
ложь в

ка да ней мёк
- Продолжите фразу. (добрым молодцам урок)
- Кто так сказал? (А.С.Пушкин)
- Как понимаете смысл этих слов?
(Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых. А ещё любая сказка учит жить.)
4.Формирование темы и цели урока;
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.
-Посмотрите по содержанию как она называется.
(«Петушок и бобовое зернышко». русская народная сказка)
-Кто автор сказки? (русский народ)
-Какую цель поставим перед собой на урок?
(Познакомиться с новой сказкой...)
-А теперь подумайте, через какие задачи мы можем её достичь?
( 1. Прочитать сказку.
2. Определить главную мысль.
3. Учиться находить ответы на вопросы в тексте.
4. Учиться составлять план текста.
5. Учиться пересказывать текст по плану.
6. Упражняться в развитии речи. )
5.Слушание сказки.
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка в гости к нам явись…
6. Работа по содержанию.
-Вам понравилась сказка?
-К какому виду сказок её можно отнести? (о животных)
-Какая беда приключилась с петушком?
-Из-за чего случилась с ним беда?
-К кому бросилась курочка за помощью?
- Что сказала ей хозяйка?
-К кому потом бросилась курочка?
-К кому послала корова курочку?
-Что попросила у хозяина курочка?
- К кому послал курочку хозяин?
- Что попросила курочка у кузнеца?
-Как закончилась сказка?
7. Чтение сказки детьми.
- Давайте теперь прочитаем сказку все вместе. Но сначала выполним гимнастику для глаз и речевую разминку
Об-об-об – лежит на блюдце боб.
Бы-бы-бы – любят курочки бобы.
Но-но-но – вкусно бобовое зерно.
8. Физминутка
Петушочек встрепенулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Крыльями похлопал,
Ножками потопал,
Шею вытянул, согнул
И по улице шагнул.
9. Работа в группах.
- Для того, чтобы мы могли проанализировать сказку, предлагаю разделиться на группы.
- Ребята Ваша группа будет Художниками и постарается составить картинный план сказки.
- Вы, друзья, будете Филологами. Вам предстоит найти в словаре, что обозначают, некоторые непонятные нам слова или фразы (второпях, выражение "со всех ног бросилась курочка к кузнецу" )
- Следующая группа ребят – это Мыслители. Им предстоит определить кто главные герои сказки и главную мысль сказки.
- Вы, ребята, будете Философами. Попробуете подобрать к нашей сказке подходящую ей пословицу.
- Ну а, вы, друзья, будете Рассказчиками. Вам предстоит обыграть сказку по ролям .
- Итак, мы разделились на группы, давайте вспомним правила групповой работы.
- Задания каждой группы на столиках. Желаю всем хорошо потрудиться.
10. Обсуждение (обмен информацией)
1. Давайте подведём итоги нашей работы и предоставим слово нашим Филологам.
- Что же по-вашему мнению значит слово второпях?
Значение слова Второпях по словарю Даля:
Второпях нареч. торопливо, торопко, спешно, поспешно, нескоро, в суетах, впопыхах.
Значение слова Второпях по Ожегову:
Второпях - Торопясь, спеша
Значение слова Второпях по словарю Ушакова:
Второпях нареч. Торопясь, очень спеша.
- А фраза"со всех ног бросилась курочка к кузнецу"?
Со всех ног
Очень быстро бежать куда-либо.(Фразеологический словарь русского языка)
-Кто такой кузнец?
Толковый словарь Ожегова
КУЗНЕЦ, - Мастер, занимающийся ручной ковкой.
Словарь Ушакова
КУЗНЕЦ-Рабочий, мастер, занимающийся ковкой железа.
Слово КОСА многозначное
1. Сельскохозяйственное орудие труда.
2. Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.
3. Сплетённые длинные пряди волос.
2. Теперь вопрос к Мыслителям: Кто же главные герои сказки? и Какова главная мысль сказки?
Главные герои:
Курочка
Петушок
Хозяйка
Хозяин
Кузнец
Коровушка
Главная мысль:
Первая главная мысль: Никогда не нужно торопиться.
Вторая главная мысль: Близких в беде не бросают.
Третья главная мысль: Иногда, чтоб чего-то добиться, нужно преодолеть немало препятствий. Не всегда все получается сразу, главное не опускать руки.
3. А чем порадуют нас Философы? Какие пословицы можно отнести к данной сказке?
Пословицы к произведению:
Тише едешь - дальше будешь.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
К чему стремился, того и добился.
Всякая помощь хороша вовремя.
Друг познается в беде.
Поспешишь - людей насмешишь.
Не всегда успешно, то что поспешно.
4. Какой составили картинный план наши Художники?


5. Ну а теперь, слово Рассказчикам.
11. Итог урока.
- Ну что ж, вы замечательно потрудились.
- Вернёмся к словам А.С. Пушкина: «Сказка- ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам урок».Скажите, чему учит нас эта сказка? Какой урок она нам преподносит?
(Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.)
- А может ли это пригодится нам в жизни?
- В награду за вашу хорошую работу, я приготовила Вам сюрприз? Хотите узнать какой?
Тогда поработайте в паре и соберите у себя на парте мозаику из букв.
- Какое слово получилось? М О Л О Д Ц Ы
12.Домашнее задание.
- Выберите себе любое из предложенного домашнего задания и выполните его к следующему уроку.
1. Выразительное чтение.
2. Пересказ.
3. Составление плана.
- А наш сегодняшний урок окончен. Благодарю всех за работу.
11