1.Организационный этап. Задачи этапа: Установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися | 1 мин. | -Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, к гостям, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке. - У Вас всё получится, вместе с другом вы преодолеете встретившиеся на уроке трудности. -Все расселись по местам, никому не тесно? - Я скажу вам по секрету: будет интересно! Мозговой штурм. Отвечайте ребята быстро, дружно и скоро. У птицы крылья, а у человека? У зверя лапы, а у человека? У конфеты фантик, а у человека? У машины мотор, а у человека? У рыбы жабры, а у человека? У берёзы сок, а у человека? | - Приветствие учителя, настрой на работу. -Проверка готовности к уроку, включение в работу -Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Л1. | Фронтальная форма Фронтальное наблюдение учителя |
2.Актуализация знаний. Задачи этапа: Актуализация знаний. Отработка самоконтроля. Устный счет. | 2-3 мин. | - Открываем рабочие тетради, записываем число. - Кто может сказать, какое сегодня число? - Как запишем дату в тетрадях по математике? - Записываем. Проверка домашнего задания. Опрос (состав числа 11, 12) 1. Сколько треугольников вы видите на каждом чертеже? 2. Решите примеры и запишите ответы. Первое слагаемое 4, второе 6, найти сумму. Уменьшаемое 12, вычитаемое 6, найти разность. К какому числу надо прибавить 4, чтобы получилось 8. Увеличить 10 на 4. Запишите число, в котором 1 десяток и 2 единицы. Уменьшить 12 на 4. На сколько 8 меньше 10. (2) Увеличить 8 на столько же. (16) Расположите данные числа в порядке увеличения. Если вы правильно выполните задание, вы сможете прочитать слово, связанное с темой нашего урока. (Каждой цифре соответствует буква, при правильном расположении получается слово СЛОЖЕНИЕ). - Знакомо ли для вас это слово? Умеете ли вы складывать? А какие числа мы будем сегодня складывать, вы узнаете позже, когда выполните следующие задания. – Рассмотрите математические записи на доске: 20 + 5 = ? 25 + 12 = ? – Какие записи сложения вам незнакомы? Какое число идет по счету после числа 11? 12? -Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? -Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? -Сегодня изучим состав числа 13. Работа с доской: 9+…=13, 7+…=13, 6+…=13 Индно___________________________________________________________ (Добавить недостающие числа, ориентируясь на таблицу сложения одноз.чисел с переходом через разряд в пр.20 (карточки у учащихся, плакат на доске) | - Открывают тетради. - 13 - октября - Внимательно слушают указания учителя. Выполняют задания на формирование навыка устного счета (4+6=10) (12-6=6) (8-4=4) (10+4=14) (12) (12-4=8) (2,4,6,8,10,12,14,16) | К1,П1,Р3 | фронтальная форма. |
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задачи этапа: Развитие внимания, памяти, мышления. | 2 мин. | - Так чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Кто сможет сформулировать тему? - Какую цель поставим на уроке? - Какие задачи будут стоять, чтобы реализовать цель? Сегодня мы научимся выполнять сложение двузначных чисел в столбик. | - Внимательно слушают учителя. Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и задачи пытаются самостоятельно их сформулировать с помощью слов помощников. | Р2,Р3,К1,П1. | Индивидуальная форма. Парная форма. |
4.Изучение нового материала. Задачи этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | 20 мин | Организует работу по тему урока. Объясняет новый материал (Задание 1 стр. 55) Рассмотрите, используя цветные палочки, пример сложения чисел 23 и 12. Для этого составляются два «поезда», обозначающие числа 23 и 12, затем к первому «поезду» прицепляются слева 1 оранжевый «вагон», а справа – 2 белых «вагона». Получается «поезд», в котором 3 оранжевых и 5 белых «вагонов». Этот «поезд» обозначает число 35. – Сформулируйте правило сложения двузначных чисел. – Подходит ли это правило для случаев вида 23 + 12? (Да.) – При сложении числа удобно записывать одно под другим (десятки под десятками, а единицы под единицами). Тогда становится видно, какие разрядные единицы нужно складывать. Такой способ называют «записью столбиком». – Рассмотрите образцы сложения двузначных чисел в столбик на с. 55. – Напишем первое число – 23 и подпишем под ним второе число – 12 так, чтобы десятки были под десятками, а единицы – под единицами. Складываем сначала единицы, а потом десятки: 3 и 2 – это 5 (единиц), 2 и 1 – это 3 (десятка). Получается число 35. Рассматривая сложение 46 и 3, обратите внимание на второе слагаемое; в числе 3 содержится 0 десятков 3 единицы, поэтому в сумме получается 4 десятка (4 десятка и 0 десятков – это 4 десятка) и 9 единиц. Такие же пояснения рекомендуем дать и в случае сложения 3 и 46. Памятка Алгоритм сложения в столбик. 1. Записываем первое слагаемое. 2. Записываем второе слагаемое: единицы под единицами; десятки под десятками. 3. Складываем единицы. 4. Складываем десятки. 5. Читаем ответ. Задание № 2 (с. 56). Учащиеся работают в паре. Используя цветные палочки, дети находят результат сложения. 30 + 16 ор. | б. | б. | б. | б. | б. | б. | 16. | О т в е т: ор. | ор. | ор. | ор. | б. | б. | б. | б. | б. | б. | 46. | Задание № 3 (с. 56). – Что обозначает в записи любого числа последняя цифра? – Если надо определить, сколько единиц получится в результате сложения двух чисел, обязательно ли нам вычислять сумму этих чисел? – Достаточно найти сумму чего? Например, 32 + 40. Вычисляют: «К 32 прибавить 40. В числе 32 – две единицы, а в числе 40 – нуль единиц. Находим сумму единиц: 2 + 0 = 2. Значит, сумма чисел 32 и 40 оканчивается цифрой 2». «Открытие» детьми нового знания. Фронтальная работа с раздаточным материалом. -Выложите 13 фишек синим, - Переверни 4 фишки, сколько осталось синих? -значит 13 это - 4 и 9. -Переверни 5 ф., сколько осталось? -Как еще можно представить число 13? -Прочитайте, что получилось на доске. (запись примеров-состав числа 13 на доске и в тетрадках) 2.Работа с учебником: стр. 54, № 29 (устно) (Домик с составом числа 13 прикрепить над доской) | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, устанавливают аналогии, обобщают и систематизируют изученный материал. (Правило поразрядного сложения: единицы складываем с единицами, десятки с десятками.) - Описывают словами способ сложения столбиком Составляют алгоритм сложения столбиком. Выполняют сложение двухзначных чисел с помощью цветных палочек. (Число единиц.) (Нет.) (Сумму единиц первого и второго чисел.) | | |
5. Первичное осмысление и закрепление. Задачи этапа: Проверить усвоение знаний учащихся. Развитие внимания, мышления, орфографической зоркости, творчества | 15 мин | 1. Работа в печатной тетради № 1. Задание № 1. Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Задание № 2. – Что обозначает запись 3 д.? – Выполните сложение и запишите цифрами результаты сложения. 2. Работа по учебнику. Задание № 10 (с. 57). Учащиеся выполняют вычисления устно, на основе правил поразрядного сложения и вычитания чисел. Записывают вычисления в строчку. Задание № 11 (с. 57). – Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему? – Что вам известно? Что требуется узнать? – Все ли данные понадобятся для решения этой задачи? – Прочитайте остальные вопросы. – Запишите кратко условие этой задачи. Запись: Написал – ? к., 7 порт. и 9 пейз. Отправил – ? к., 4 порт. и 5 пейз. Решение: 1) 7 + 9 = 16 (к.) – всего нарисовал. 2) 4 + 5 = 9 (к.) – всего отправил. 3) 7 – 4 = 3 (к.) – осталось портретов. 4) 9 – 5 = 4 (к.) – осталось пейзажей. 5) 4 – 3 = 1 (к.) – меньше осталось портретов. Первичное закрепление. 1.Работа с учебником: стр. 54, № 28-с объяснением Составление и решение задачи по картинке. (задача на увеличение числа 7 на 6) | - Выполняют сложение двузначных чисел с объяснением, комментированием. (3 десятка.) -Работают самостоятельно. Учитель проводит проверку. Выполняют вычисления устно, на основе правил поразрядного сложения и вычитания чисел. Решают задачу. | П1, Р2,К2, | Частично поисковый метод. Самостоятельная форма и фронтальная форма. Творческая. |
5.Рефлексия (подведение итогов занятия). Задачи этапа: Подведение итога урока, его оценка, оценка работы учащихся. Домашнее задание: учебник стр. 57 №9 Составить задачу. | 2 мин | Вы сегодня очень плодотворно работали на уроке. - Скажите, какие новые знания вы сегодня унесёте с этого урока? - Вам сегодня понравилась работать на уроке? - Откройте дневники, запишите домашнее задание. - В конце нашего урока, я вам предлагаю обратиться к «Лесенке достижений» Первая ступенька Я доволен своей работой. Я усвоил новый материал. Вторая ступенька Я хотел бы работать лучше. Я всё понял, но допускал ошибки. Третья ступенька. Я не доволен своей работой. - На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили? | - Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности - Открывают дневники, записывают домашнее задание. - Выбирают лесенку оценивают свою деятельность: | К2,П2. | Индивидуальная и фронтальная форма. |