Подготовительный этап | 1.Приветствие - Я рада видеть вас на нашем классном часе! Прежде чем определить его тему, послушайте стихотворение: Над тобою солнце светит, Родина моя. Ты прекрасней всех на свете, Родина моя. Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озёра и бурлящие моря. Над полями выгнет спину Радуга-дуга. Нам откроет сто тропинок Синяя тайга. Вновь настанет время спелых ягод, А потом опять на землю лягут Белые, огромные, роскошные снега, как будто праздник. Обняла весна цветная Ширь твоих степей. У тебя, страна, я знаю, Солнечно в судьбе. Нет тебе конца и нет начала, И текут светло и величаво Реки необъятные, как песня о тебе, как будто праздник! - О чём это стихотворение? (о Родине) - Ребята, а как называется ваша Родина? (Россия) - Как вы думаете о чём пойдет речь сегодня на занятии? - Вставьте пропущенное слово, чтобы назвать тему занятия (На слайде: Я – гражданин…) - Тема нашего классного часа «Я – гражданин России». - Какую поставим перед собой цель? (узнать о том, кто такой гражданин России и научиться определять гражданские права и обязанности России) - Спланируем свою деятельность. Восстановите правильную последовательность пунктов плана. План: 1. Что такое Родина? 2. Узнать, кто такой гражданин России. 3. Научиться определять гражданские права и обязанности России. - Кто согласен, хлопните. | Приветствуют учителя Слушают стихотворение Отвечают на вопросы |
Основной этап | - Поработаем по 1 пункту плана и узнаем, что такое Родина. - Как вы думаете, что такое Родина? - Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Родина мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями заботится о них, приходит на помощь, придает силы. - Послушайте одну историю. - Жил – был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал: не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут». - Давайте подумаем: когда так говорят? - Почему же Человек заскучал? - Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги. - Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись, домой открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – ностальгия. Ностальгия – это тоска по Родине. Есть пословица о Родине – «Одна у человека мать, одна у него и родина». Любовь к родине – чувство, очень личное, глубокое, тихое. Родину не выбирают. - Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом? - На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию. Р – родина. О – особенная одна огромная. С – славная, сильная. С – смелая, свободная. И – искусная, историческая, идеальная. Я – ясная, яркая. - Итак, ребята, какой вывод можно сделать по 1 пункту плана? Вывод: Родина – это, место, где ты родился и вырос. Родиной можно называть родной город или поселок, где ты провел детство. Родиной можно называть страну, где ты живешь. - Покажите фонарик, если мы выполнили 1 пункт плана. - Переходим ко второму пункту плана и узнаем, кто такой гражданин России. - Ребята, а как называют жителей нашей страны? (Россияне, каждый человек с рождения является гражданином своей страны. - Как вы думаете, что значит быть гражданином своей страны? (предположения учащихся) - Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. - Я хочу вам показать несколько слайдов с гражданами России. Подумайте, пожалуйста, что объединяет этих людей? (Портреты А.С. Пушкина, Ю.А. Гагарина, Д. А. Медведева). - Почему вы их так быстро узнали? - Это выдающиеся личности. Их хочется назвать гражданами России с большой буквы. Они не только родились в нашей стране, но и весь свой талант, устремления отдавали служению обществу, народу, укрепляли могущество России. К ним можно отнести и ваших родных, которые сумели защитить Родину во время Великой Отечественной войны. Именно люди делают Родину славной и великой. - Ребята, какой вывод можно сделать по 2 пункту плана? Вывод: Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. - А мы переходим к 3 пункту плана, чтобы узнать и научиться определять гражданские права и обязанности России. - А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет) - Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он ещё и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. (права выносятся на карточке на доску) - А теперь подумайте, ребята, когда вам исполнилось 6, 7 лет, какие ещё права у вас появились? (Право учиться) - А когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию) - Правильно. Право учиться, право на защиту, на свободу мысли и высказывания. А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Показать книгу – Конституция РФ) Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. - Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы? - Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в Конституции. - Что же такое конституция? Прочитайте значение этого слова на слайде. Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. Физкультминутка. Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте) Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей») Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки) Игра - «Угадай право». (работа в группах) - А сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру. Двум группам даю на карточках перечень прав. Звучит отрывок из песни, ребята должны выбрать подходящее по смыслу право, и поднять карточку вверх называя её 1 группа. 1. Право на отдых. (Песенка льва и черепахи) 2. Право на неприкосновенность, жизни.(В траве сидел кузнечик) 3. Право на распространение информации.(По секрету - всему свету) 2 группа. 1. Право на учебу. (Буквы разные писать) 2. Право на собственное мнение. (А может быть ворона) 3. Право на творческое самовыражение. (Песенка про «хорошо») - Итак, ребята, вы как полноправные члены нашего государства имеете право на отдых, досуг и культурную жизнь. Многие из вас реализуют это право, занимаясь в различных кружках. - Прав достаточно много. Но нельзя забывать, чтобы какие бы права ни давало вам государство, оно будет требовать и выполнения обязанностей. Работа в парах. - Поработаем в парах. (Каждой паре выдаются листы бумаги, где перечислены обязанности) - Ваша задача на карточках отметить те обязанности, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции РФ. Обязанности: - соблюдать законы; - платить налоги; - состоять в рядах какой-либо партии; - работать на предприятии; - защищать Отечество; - охранять природу и окружающую среду; - бережно относиться к памятникам истории и культуры; - учиться, получать образование. - Кто готов, покажите фонарик. - Давайте сверим ваши ответы с ответами на слайде: Соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры. - Хлопните, если вы всё верно отметили. - Какой вывод можно сделать по 3 пункту плана? Вывод: права и обязанности гражданина являются главным объектом Конституции РФ. - Поднимите обе руки вверх если мы выполнили 3 пункт плана. | Отвечают на вопросы. Слушают историю. Отвечают на вопросы. Называют ассоциацию. Делают вывод. Отвечают на вопросы. Делают вывод. Отвечают на вопросы. Выполняют физкультминутку. Играют в игру в группах. Выполняют задание в парах. Выполняют самопроверку. |