-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;
-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;
- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Включение детей в деятельность Настрой на работу в стихотворной форме Встали прямо, подтянулись И друг другу улыбнулись. Мы проверим все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? Все готовы- что ж тогда, начинать урок пора! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний | Индивидуальная работа по карточкам разного уровня Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше этого слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы? Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне? Устный счет «Математическая разминка» На доске примеры: 52+4 53+2 65-9 78-2 26+20 47+9 7*8 67-9 Какая тема нашего урока, мы узнаем, если верно выполним Следующее задание. На доске фигуры: Распределяем фигуры в 2 столбика. А теперь 1 в. думает, какая фигура лишняя в первой группе, а 2 в. думает, какая фигура лишняя во второй группе? Кто догадался, о каких фигурах мы будем говорить, все ли мы знаем? Как одним словом можно назвать границу круга вы сейчас догадаетесь (показываю, что круг входит в окружность, линия, окружает круг-окружность) Вы сделали открытие! | Решают задания на карточках. Находят выражения со значением 56 и лишнее среди записанных примеров Как называются все фигуры одним словосочетанием? (геометрические фигуры) На какие 2 группы можно разделить все фигуры ( имеющие площадь и замкнутые ломаные и замкнутая кривая) 1в.-круг 2в. Граница круга Круг и … 2.Тема нашего урока - «Окружность. Круг» | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: решение заданий, контроль логические- Анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Самоопреденление к деятельности 1 МИН. | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели мы поставим для себя на этот урок? | Ставят цели, формулируют тему урока Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные Формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы |
4. Практическая работа (изготовление памятки) | (У каждого ученика на парте круг из бумаги) -Возьмите круг, который лежит перед вами, карандашом обведите его границу. Что вы нарисовали? -Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали, прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу, два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии. -Как вы думаете, как называется эта точка. Обозначьте его точкой О -Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности. Этот отрезок называется радиусом. | Окружность Это центр окружности Дети подписывают отрезок. Дети подписывают линию | Познавательные: моделирование |
5.Физминутка | В жизни мы часто встречаемся с кругом и окружностью. Сейчас мы поиграем, посмотрим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы , если они имеют форму круга-то вы садитесь, если форму окружности то вы хлопаете Молодцы: и отдохнули, и поиграли, все быстро анализируют | Бублик(хлопок), тарелка (приседание), Баранка, колесо, скатерть круглая, циферблат от часов, кольцо, обруч, крышка, блюдо, зеркало | Анализ объектов с целью выделения признаков |
6.Закрепление изученного материала 4 МИН. | -Как называется граница круга? -Правильно, ребята, эта граница называется окружность. А для того, чтобы построить окружность на чертеже используют специальный инструмент, который называется ЦИРКУЛЬ. Циркуль состоит из двух ножек, на конце одной игла, а конце другой - грифель. За головку мы держим и поворачиваем циркуль. - Ребята, как вы думаете, нужно ли соблюдать технику безопасности при работе с циркулем и почему. Начертите окружность, используя циркуль Прочитайте задание. Как вы будете чертить окружность? -Что такое круг? | Дети высказывают предположения Границей прямоугольника являются его стороны Эта граница может называться окружностью Дети объясняют, как нужно работать с циркулем и почему с ним необходимо работать аккуратно. Для того чтобы правильно начертить окружность нужно: Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
7. Работа с учебником | № 2 стр. 94 На сколько равных частей разделили 1,2,3,4 окружности? Какая доля больше 1/8 или 1/ 4,1/3 или 1/6? | На 4,8,3,6 частей 1/ меньше ¼, а 1/3 больше 1/6 | Познавательные: Установление отношений между данными и вопросом |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону разноуровневая | Организация деятельности по применению новых знаний 1 уровень(легкий) Задание №1 стр.94 Выполните задание 2 уровень сложный №3, с. 95 На экране даны ответы к заданиям | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Окружность с внутренней частью Дети выполняют построение и закрашивают круг;2 в. Чертят две окружности с одним центром | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение |
9.Повторение пройденного Взаимопроверка | Решение задачи № 4, с.95 Составление таблицы Расход семян на 1 кг масла | Количество масла | Общий расход семян | ? (одинаковый) | 6 кг | 30 кг | ? | 25кг | Решение примеров № 6, с. 95 Один пример с объяснением, а 2 и 3 столбик самостоятельно 78-(72-62) Х 4 Обменяйтесь тетрадями и карандашиком оцените, нарисуйте смайлик | У доски решает с объяснением ученик У доски решает с объяснением ученик 78-(72-62) Х 4 Расставляем порядок действий, пишем промежуточный результат Работа самостоятельная | Познавательные: Установление отношений между данными и вопросом; моделирование, Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; |
10.Практическая работа | Работа в группах Практическая задача. -Мы с вами говорили, что круг часто встречается в нашей повседневной жизни, скажите, а есть ли игры, в которых мы встречаемся с этой геометрической фигурой. Как можно постороить окружность для игры на улице? Обсудите и покажите! | Веревку можно заменить палкой Да, если двое ребят возьмутся за руки, один из них будет стоять на месте, а другой обойдет вокруг нее, получится круг. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
11. Рефлексия деятельности (итог урока) Д/З | 1.Организация рефлексии Если вы знаете ответ, поставьте себе плюс Сегодня на уроке мы познакомились с геометрической фигурой… Граница круга… Окружность можно начертить при помощи… Радиус это Кто поставил себе 4 + ? Есть те, кто поставил только 2 + ? На листочках начертите окружность с помощью циркуля И по традиции рисуем смайлик! Покажите сигнальные карточки с соответствующим цветом. Не переживайте, вопросы должны быть, мы только начали изучать эту тему! Если вам было интересно, если вы получили удовольствие от урока нарисуйте на полях улыбку. Спасибо за урок | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности -круг -окружность -циркуля, палки, верёвочки, рук Дети фиксируют свои ощущения при помощи показа кругов Записывают домашнее задание. 1в. На листочке начертить окружность, закрасить круг, покажите и подпишите все новые понятия 2 в. Создать маленький проект из кругов и окружностей | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; |