Урок - проект по математике, 2 класс.
Учитель начальных классов Ганельд Ольга Геннадьевна.
Тема: Узоры и орнаменты на посуде.
Цели:
обучающая : закрепление изученного материала, выяснить, в какой мере каждый из учеников класса овладел знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках;
развивающая: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь, активизировать воображение, память; развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.
воспитательная: прививать интерес к математике, как к науке; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитании положительных качеств личности учеников; активности, аккуратности, умению преодолевать трудности.
Оборудование: презентация, геометрические фигуры
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой блок.
1)организационный момент
В дорогу мы возьмем багаж:
учебник, ручку, карандаш,
тетрадь и знаний саквояж.
Для чего нам нужен знаний саквояж?
У. Ребята я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (е (геометрические фигуры и посуда).
- Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?
2)Мотивация.
-Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение).
Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
-Что делает человек, прежде чем создавать изделие?
(человек разрабатывает проект) Слайд №1
3)Тема и целеполагание.
-Что такое проект? (Слайд №1)
-Какие проекты мы выполняли?
-Как вам нравилось больше работать в парах или группах?
-Чем вам нравятся проектные работы?
Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?
-Где об этом мы можем узнать?
Откройте учебник стр.48., прочитайте название проекта. (Слайд №2)
-Какие задачи поставим перед собой? (Слайд №3)
Узнать: как люди украшали посуду
зачем они украшали
что такое орнамент
Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры,
оформлять ими посуду.
2.Исполнительский блок.
1)-Кто помнит, что такое орнамент?
Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение». (Слайд №4)
Орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
-О каком орнаменте будем говорить сегодня? Догадайтесь!
2)Загадки.
1.Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Три стороны и три угла –
Зовусь я – треугольник! (рисунок)
2.Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? Квадрат!(рис)
3.Я – известный всем овал.
У меня есть верный друг.
Без него я никуда.
А зовут его все – круг!(рис)
4.Это всем известно в мире
Что у нас всего четыре.
Четыре стороны
И столько же вершин.
Четырежды важные дела
Мы четырежды совершим!
Прямоугольник.(рис)
5. Перед тобой бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается (точка.)
6.Пусть точек будет очень много,
Ты через них веди дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Ты начерти дорожку-строчку.
Кривою линия зовётся.
Ну а с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Увидишь: ровная какая,
Это линия- (прямая).
Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики и мы свяжем эго с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны. (Слайд №5)
3)Геометрические фигуры. (Слайд №5)
4)Работа с учебником.
-Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды?
-Прочитайте, какой проект мы должны выполнить. Стр.49
-Что должно быть в альбоме?
-Где их можно взять? (интернет, фотография, у друзей, в музее, в магазине)
5). Деление на группы.
Распределение обязанностей в группе.(оформитель, редактор, секретарь)
6).Ученики получают трафареты посуды. Задача: оформить посуду геометрическими фигурами.
Прежде, чем приступить к работе , повторим как работать над проектом.
Показ слайдов с пояснениями учителя. (Слайд №6 – Этапы работы над проектом)
Слайд №7 – План работы над проектом.
Слайд №8 – «Звездочка обдумывание».
Физминутка.
7) . Работа в группах. Оформить посуду геометрическими фигурами.
(Слайд №9 – «Карта – помощница»).
8). Защита проектов. Выступления учащихся.
3.Контрольно- оценочный блок. ( Слайд №11. Контрольно-оценочная деятельность)
Что узнали на уроке?
Чему научились?
Слайд №13 Итог урока
Рефлексия.
Всё ли удалось решить на уроке?
Что было интересно?
Какие сложности встретились?
Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. И потому в XVIII-XIX вв. на посуде, домашней утвари является главным рисунком. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.


Укрась орнамент:
На партах у ребят геометрические фигуры разного цвета.
1.Красными фигурами - если было радостно, интересно.
2.Жёлтыми фигурами - если было спокойно.
3.Зелёными фигурами - если вас работа не заинтересовала, было грустно.
Домашнее задание - создать альбом «Узоры на посуде».
Срок на подготовку - 10 дней.