Математика, 4 класс
«Задачи на встречное движение»
Учитель: Науменко М.С.
Цель: учить моделировать и решать задачи на встречное движение.
Задачи:
- формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, учить применять на практике.
- развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
- развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.
- воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение адекватно оценивать свой труд, чувства дружбы и товарищества.
Планируемые результаты:
научиться решать задачи на встречное движение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контроль результата на основе сравнена с эталоном.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: формулирование вопросов и своих затруднений; построение монологически и диалогических высказываний.
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, маршрутный лист, сигнальные карточки на каждого обучающегося.
Ход урока.
1 этап – мотивация и актуализация.
Прозвенел уже звонок
А у нас, ребята, с вами
Математики урок!
- Ребята. Посмотрите, какая работа предстоит нам на этом уроке.
- Я желаю вам успеха!
2 этап – самоопределение к деятельности.
- Начнём с разминки, ведь разминка – это движение нашей мысли.
1 задание. Решите примеры (самостоятельная работа).
54 : 3 19* 4 91 : 7 64 : 4 25 * 3 12 * 7 78 : 13 95 : 19
Ж В Н Е И Д И Е
- Сверьте с эталоном (взаимопроверка).
- С помощью сигнальной карточки, покажите результат.
- А теперь получившиеся результаты запишите в маршрутный лист в порядке уменьшения. (Ученики записывают числа в нужном порядке у себя в маршрутных листах, сверяют с образцом).
- Прочитайте, что у вас получилось? (ДВИЖЕНИЕ)
- Что такое движение?
- Движение – это перемещение ... в пространстве.
-Движение –это ключевое слово нашего урока.
- А вот девиз нашего урока будет звучать так:
Без движения, друзья,
Нам прожить никак нельзя.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто нам помогает следить за правильным движением на дорогах? (Инспектор ДПС)
- Вот и у нас сегодня на уроке присутствует Инспектор ДПС. Он предлагает нам свою сигнальную систему в виде светофора.
зеленый – все отлично
желтый – хорошо
красный – надо чуть – чуть постараться.
2 задание. Игра «Разрезная мозаика» (работа в парах)
Собери формулы: S=v*t V=S:t T=S:v
- Сверим по эталону. Оцените себя с помощью «светофора».
3 задание. Вам предстоит выполнить очень важное задание (работа в группах):
Водитель должен вовремя прибыть к месту назначения, не нарушая правила движения.
Узнайте, нарушены ли правила водителем?
На участке дороги длиной 280км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?
Наш инспектор применил в этой ситуации пословицу: «Тише едешь, дальше будешь»
- Как вы понимаете её? (если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без проиcшествий).
3 задание.
- Рассмотрите рисунок (схематический ертёж). Что вы можете по нему рассказать?
- Два объекта двигались навстречу друг другу. Скорость одного 3 км/ч, а другого 5 км/ч. Двигались 2 часа.
- Как называется такой вид движения? (встречное движение).
- Сформулируйте тему и цель урока? (Задачи на встречное движение. Научиться моделировать и решать задачи на встречное движение.)
- Подумайте, ребята, зачем нам нужно уметь решать задачи на движение? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь планировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий)
3 этап – работа по теме урока.
- Работа с электронным приложением (1).
- Как же найти скорость сближения? (сложить скорости объектов)
- Назовите скорость сближения на нашем рисунке (3 + 5 = 8 км/ч)
- А теперь поработаете в группах.
Решите задачу.
Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Первый велосипедист ехал со скоростью 15 км/ч, а второй – со скоростью 12 км/ч. Найдите расстояние между посёлками.
- Скажите, что известно, что нужно узнать.
- Рассмотрите, схематический чертеж. Что обозначает флажок? (место, где произошла встреча).
- Попробуйте сами решить задачу. (Решение пишут на листах и вешают на доску. Сверяем по учебнику стр. 29). Оцените себя.
Физминутка
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть)
4 этап – работа по учебнику.
- Учебник стр. 30 №1 – один ученик у доски рассказывает первый способ решения задачи, другой ученик у доски рассказывает второй способ решения задачи.
9 + 8 = 17 (км/ч) 9 · 4 = 36 (км)
17 ● 4 = 68 (км) 8 · 4 = 32 (км)
36 + 32 = 68 (км)
- Учебник стр. 30, № 3.
- Рабочая тетрадь стр. 34, № 1, 2, 3.
5 этап – закрепление изученного материала.
- Сделайте схематический чертёж и решите задачу.
Два лыжника вышли навстречу друг другу. Скорость одного 10 км/ч, а другого 12 км/ч. Какое расстояние было между ними, если встретились они через 2 часа? (Решение: (12 + 10) · 2 = 44 км) Ответ: между ними было 44 км.
6 этап – рефлексия.
- Сегодня я узнал...
- Мне было интересно...
- Мне было трудно...
- Теперь я могу...
- У меня получилось
- Посмотрите на ваши выполненные задания и оцените свою работу с помощью светофора.
- Ребята, инспектор благодарит вас за работу и делает вам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
7 этап – домашнее задание.
Учебник стр. 30, № 2, 4
- Прозвенел звонок,
Всем спасибо за урок!
6