Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа
с. Больше - Дорохово Асиновского района Томской области
Урок по математике
1 класс
Автор: М. В. Зюзина,
учитель начальных классов
Кому: В. С. Ефремов
Заведующий центром -
Центр организационно-методической работы
2018 г.
Класс: 1
Тема: В гостях у Арифметики
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах
Задачи:
образовательная: закрепить и обобщить знания в цифрах, закрепить состав чисел, нумерацию чисел в пределах 100, действия над числами;
развивающая: способствовать развитию мышления, речи, памяти, воображения, учить обобщать, систематизировать и делать выводы;
воспитывающая: воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: тетрадь, ручки, карточки.
Ход урока.
I Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное - работайте дружно и тогда у нас всё получится!
II Работа по теме.
1. Пальчиковая гимнастика.
- Прежде чем приступить к письму, выполним пальчиковую гимнастику.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
2. Минутка чистописания.
- Какие цифры мы будем сегодня писать? (2 8 7)
- Вспомним, как пишутся эти цифры. (Показ правильного написания на доске)
Дети пишут в тетрадях. (Тот, кто напишет, встаёт из-за парты для отдыха.)
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
3. Устный счёт.
На уроке интересном,
Дети всё решают вместе.
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.
- Назовите и покажите цифры в порядке возрастания от 1 до 9.
- Чему равна сумма 2 и 3? (буква – с)
- Найти разность 6 и 2. (-о)
(далее открывают буквы дети)
- Какое число меньше 5 на 2? (-и)
- Увеличить 3 на 4. (- л)
- Из суммы чисел 4 и 5 вычесть 7. (-ч)
а) Понятие «число».
- Какое же слово мы открыли? (число)
- А что такое число?
(Это количественная характеристика совокупности предметов, число помогает узнать, много или мало предметов)
- В словаре Ожегова можно найти такое объяснение:
Число - это основное понятие математики - величина, при помощи которой производится счёт.
- Первым о числах начал рассуждать древнегреческий учёный Пифагор: « Числа правят миром» - провозглашал он.
б) Понятие «цифра».
- А что же такое цифра?
(это знак для обозначения числа, то же самое, что буква для звука)
- О цифрах расскажет ... (ученик)
в) Сообщение ученицы.
- Цифры, которыми мы пользуемся, не были придуманы сразу. Это результат длительного развития человечества. В древности люди по-разному записывали числа, используя различные символы. (Показывает символы, которыми пользовались люди раньше.)
4. Сообщение темы.
- Итак:
Поработали мы дружно,
Отдохнуть теперь нам нужно.
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла!
(Дети закрывают глаза)
Новый год, приходи поскорее,
В сказку добрую нас пригласи,
Прокати по межзвездным аллеям
И обратно домой принеси!
- Новый год - яркий радостный праздник и чудеса уже начинаются!
- На уроке мы будем работать с необычными цифрами - цифрами из волшебной страны.
5. Работа по учебнику.
а) Ответы на вопросы по числовому отрезку.
- Посмотрите, какими знаками обозначено число 0? 3? 7? 9?
- Какое число обозначено флажком?
- Какое число следует за грибком?
б) Выполнение №1, стр. 40.
- Ребята, без кого не приходит Новый год? (без Деда Мороза и Снегурочки)
-Дед Мороз ещё на севере, а вот Снегурочка с братом Снеговиком уже появились и приготовили вам задания.
- Поможем Снегурочке решить волшебные числовые выражения.
в) Выполнение №2, стр. 40.
- А теперь Снеговик приготовил задание посложнее, но я думаю, что мы с ним справимся!
- Посмотрите, что мы должны выполнить в №2, как вы думаете?
(, =)
- Как же сравнить два волшебных числа?
1 столбик:
(если знак - цифра левее на числовом отрезке, то число меньше, правее — больше)
2 столбик:
(если к одинаковому числу + другое число, то получится число и наоборот}
г) Самостоятельная работа.
- А вот №3 вы, ребята, выполните самостоятельно. Нарисуйте в пустые окошки волшебные цифры так, чтобы неравенства получились верными. (Индивидуальная работа с детьми)
Проверка с/р.
- Что же у вас получилось? (спросить несколько учащихся)
6. Гимнастика для глаз.
Вы внимательно считали,
Ваши глазки не устали?
- К нам в гости заглянул Колобок. Он будет от вас убегать, а вы догоняйте его глазками.
7. Знакомство с римской нумерацией.
- Кроме арабских цифр, которыми мы с вами привыкли пользоваться, есть и другие цифры.
- Вспомните, как они называются? (римские)
- Римская нумерация возникла более 25 веков назад.
- Что используется здесь для записи числа? (палочки)
а) Запись в таблицу.
- Запишите в таблицу цифры I, II, III в пустые клетки.
- На что похожа цифра 5? (раскрытая ладонь)
- Запишите.
- Чем отличаются цифры IV и VI? (запись)
- А как же записать цифру VII и VIII? (запись)
- На что похожа цифра X?
- Как записать цифру IX? (запись)
б) Выполнение №5, стр. 40. (с комментированием)
- Снеговик не может справиться с заданием в №5. Давайте ему поможем.
I + II = III V + II = VII
III –II =I VIII – I = VII
8. Дыхательная гимнастика.
- В благодарность за верно выполненное задание Снеговик приготовил вам сюрприз. (Музыка)
- Возьмите тучки со снежинками. (К тучкам, вырезанным из картона пришиты на длинной нитке красивые снежинки. Снежинки лежат на тучках и дети должны на них дуть.)
- Подуйте на снежинки еле - еле. Вдыхаем через нос!
- Теперь посильнее, но так, чтобы снежинки не улетели!
- А теперь набрали воздух и с силой выдохнули.
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой
Жаркой шубой - тополя!
III. Закрепление.
1. Работа по учебнику.
- Посмотрите, что мы должны выполнить в №7.
(Соединить картинки с одинаковым количеством предметов и обозначить их цифрой по образцу: слева — арабской, справа - римской)
- Найдите картинки, которые можно обозначить цифрой 1, 2, 5.
(Пока дети пишут кладу каждому на парту снежинки.)
IV. Итог урока.
- Снегурочка и Снеговик на память о нашем уроке приготовили вам сувениры.
- Что это у вас? (снежинки)
- А что общего у слов Снегурочка, Снеговик, снежинка?
-Да, это родственные слова. Мы с вами тоже, как родственники в одной семье, должны быть дружными. Ведь недаром говорится: «Дружба в делах помощница».
- И нам сегодня тоже помогала ваша дружба!
- А был ли для вас этот урок интересным, познавательным?
- Над какой темой работали?
- Какие вопросы показались самыми трудными?
- О чём расскажете дома своим родителям?
- А что бы хотели повторить на следующем уроке?
Рефлексия.
- А сейчас вы должны выбрать ёлочную игрушку, которая есть у вас на парте. Если вы остались чем-то недовольны, то возьмите белую игрушку, а если у вас хорошее настроение, то возьмите красивую игрушку и прикрепите на ёлку. (В это время звучит новогодняя песенка про ёлочку.)
Зачитываю строчки стихотворения:
Ёлка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек ёлка ждёт.
Лучше вы, умнее стали,
На уроке не устали?
Есть желание учиться?
И, конечно, не лениться!
Вот так чудо из чудес!
- На этом наш урок закончен.
В своей работе для оценивания метапредметных результатов обучения в 1-м и во 2 классах использую вот такие таблицы:
Ф. И. ученика: ____________________________________________________
Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: "+" – "Я знаю и умею", "-" – "Пока не знаю, не умею", "?" – "Я знаю, но не уверен".
Критерий оценивания | Задания | Самооценка ученика | Оценка учителя |
Регулятивные УУД |
Умение принимать учебную цель | Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового? Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов | | |
Умение следовать инструкции учителя | Выполни задание по указанию учителя: открой книгу на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь. Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов | | |
Умение осуществлять действия по образцу | Выполни задание так, как показано на рисунке | | |
Умение оценить свой результат по одному критерию | Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил. Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне | | |
Познавательные УУД |
Умение читать простые модели и схемы, дополнять их | 1. Расскажи, что изображает модель? 2. В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели. Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях | | |
Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями | Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему? | | |
Умение ориентироваться в пространстве | Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо | | |
Умение сравнивать и группировать по одному критерию | Сравни объекты по величине, распредели их в группы. Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке | | |
Коммуникативные УУД |
Умение задавать вопросы | Сформулируй два вопроса к тексту | | |
Умение работать в паре | Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя | | |
Умение строить монологическое высказывание | Составь краткий рассказ по иллюстрации | | |
Умение контролировать свои действия | Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова? | | |
4