Конспект открытого урока по математике.
Учитель: Спиридова Н.Ф.
УМК: «Школа России» (По учебнику «Математика», 2 класс, М.И. Моро, М.А. Бантова и др.)
Тип урока: Открытие нового знания
Тема урока: Угол. Виды угла.
Цель урока: организация учебной деятельности по осмыслению и закреплению знаний учащихся по теме «Угол. Виды углов» в технологии деятельностного метода (ТДМ)
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новых задач;
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование нравственных качеств личности: целеустремленности, самостоятельности, трудолюбия.
Учебные задачи,направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
а) познавательные:
развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и знаний;
развитие умения искать, выделять и моделировать информацию;
развитие операций мышления: сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение.
б) регулятивные:
формирование умения выделять и формулировать познавательную цель и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
развитие умения работать с информацией.
в) коммуникативные:
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в устной форме;
формирование умения работать в статичных парах, группах сменного состава, в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции в совместной деятельности.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить с приемом вычитания чисел в столбик для случаев вида 40-8;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
- закреплять умение решать буквенные выражения, находить периметр многоугольников.
Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа-проектор, экран, презентация, карточки с задачами урока, карточки для игры «Школа разведки», информационно-образовательная развивающая среда для учащихся (задания для индивидуальной работы, работы в парах и группах, лист для рефлексии, лист самооценки, карточки-настроения).
Этапы урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Дорогие ребята, у нас урок математики, давайте настроимся на урок.
-если у вас хорошее настроение, похлопайте в ладоши,
-если вы любите шоколад, оближите губы,
-если у вас есть друг, улыбнитесь,
-если вы любите танцевать, потопайте ногами,
-если готовы к уроку, поднимите руки.
Чтоб все на уроке прошло без запинки его мы начнем, ну конечно, с разминки. С собой мы возьмём хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
1) Актуализация знаний.
Итак мы снова отправляемся в страну, название которой узнаем, решив примеры на карточках: (геометрия) (у каждого ребенка на карточкеПриложение 1)
- Давайте вспомним, что изучает наука геометрия? Какие жители в стране геометрии?(точка, прямая, отрезок, луч, геометрические фигуры)
Ребята, у нас произошло кое-что необычное, среди вас растерялись различные линии. Поэтому мы сейчас поиграем в игру «Школа разведки» (Приложение Б).
Учитель назначает 3 сыщиков и выдает им карточки первого типа, все остальные получают карточки второго типа.
(Карточки первого типа с названиями линий («прямая», «кривая» и «ломанная из двух звеньев»), карточки второго типа с линиями.
Вопросы к каждой команде:
- Какие линии образовали вашу команду? (Прямые) Почему они так называются?
- Какие линии вошли в вашу команду? (Кривые) Почему они так называются?
- Какие линии вошли в вашу команду? (Ломанные или углы) Почему они так называются?
2) Выполнение пробного действия.
-Дайте определение каждой линии.
От каждой группы дают определение линий.
- Где у вас возникли затруднения? (не смогли дать определение угла)
Что будем делать с заданием, в котором есть то, что вам неизвестно? (мы попробуем найти ответ)
- Это вам интересно? (да)
3. Постановка проблемы.
-Определение какой фигуры вы не смогли дать?(Угол)
- Почему вы не смогли дать определение? (У всех были разные углы. Мы не знаем как они называются.)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Какой будет тема урока?
(ответы детей)
(слайд 2)
- Какую цель мы поставим перед собой? (ответы детей)
(слайд 3)
-Ребята, прочитайте и выберите те задачи, которые подойдут к нашему уроку. Назовите их (набор карточек с задачами урока – на доске, приложение Ж).
5. Реализация построенного проекта.
Итак, начинаем искать ответы на ваши вопросы.
Что такое угол и как он образовался ( По ходу рассказывания сказки дети совместно с учителем изготавливают модель угла пластилин и картонная полоска). У каждого ребенка горошинка пластилина и картонная полоска, ножницы
- Жила, была Точка. Однажды захотелось точке погулять по дорожке прямой.
Шла, шла, вдруг остановилась и задумалась.
- Ребята посмотрите, как изменилась прямая? (Превратилась в два луча с одним началом).
- Решила продолжить она свой путь, да не может сдвинуться с места. Стала Точка звать на помощь.
Пришли ножницы и сделали так - раз: ( разрезается прямая).
- И получилось…
- Что же ребята получилось? (два луча)
- Не захотели половинки Точки жить отдельно друг от друга и решили вновь они соединиться. И половинки прямой последовали их примеру.
Получилось так!
- Что за фигура получилась? (угол)
- Стала Точка важной, и назвали её …«Вершиной угла». А лучики чуточку обиделись. Они тоже себя считали «важными». Их решили назвать … (сторонами)
- Спорят лучики друг с другом, кто из них главнее и важнее.
То сближаются так: (показ на моделях острого угла)
то разбегаются вот так: (показ на моделях тупого угла).
А когда у лучей проходят споры и заканчиваются ссоры, они просто замирают на месте вот так: ( показ прямого угла).
- Так что же у нас получилось? (Модель угла).
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ (на листочках)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальное
Так что же такое угол?
Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.
Лучи – это стороны угла.
Точка – это вершина угла
- Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.
- Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.
2) Знакомство с видами углов
- На первый вопрос, что такое угол, мы с вами ответили. Перейдём к следующему заданию, какие бывают углы.
- Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите его пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).
- Сколько углов получилось? (Четыре).
- Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
2) Работа в паре.
- Весёлая Точка вам приготовила задание. Она скучает по летней поре и нарисовала рисунок. (Приложение В)
(слайд 6)
Посмотрите на него, найдите и покажите только прямые углы. (Самопроверка на доске)
Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
3) Продолжение работы по теме урока.
- Удобно ли вам было находить прямые углы? Почему?
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз или с помощью модели угла. Для этого используют линейку-угольник. (Показ угольника и способ работы с ним)Чтобы определить прямой угол или нет, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.
- Какой же угол из трёх предложенных прямой (на доске несколько углов).
(слайд 7)
- Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике).
- На рисунке видно, что бывают и другие углы непрямые.
- Каждый из углов имеет своё название. Кто уже знает эти названия? (Острый угол – это угол, который меньше прямого.Тупой угол – это угол, который больше прямого).
- Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике).
7.Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Разбегалочки»
- Ребята, сейчас будем работать в группах. Подумайте, в какой группе вам хотелось бы сейчас поработать. Проходите в группу и выполните задание.
- Выберите капитана, который представит результат работы группы.
1 группа: нахождение острых углов.
2 группа: нахождение тупых углов
3 группа: нахождение прямых углов
4 группа: решение задач
5 группа: решение буквенных выражений
Отчет работы групп.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ (приложение Г)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- В начале урока мы ставили задачи. Мы их выполнили? Давайте проверим. Игра «Проверь себя» (у каждого ребенка небольшой тест, приложение 6)
Самопроверка (на доске)
9.Рефлексия учебной деятельности.
-Кто доволен своей работой на уроке, хорошо усвоил знания по теме урока и умеет их применять, поднимите красное яблоко.
-Кто считает, что усвоил знания, но ему нужна помощь при выполнении заданий, поднимите желтое яблоко.
-Кто не доволен своей работой, поднимите зеленое яблоко(приложение Е)
- Я вижу, что в основном дети старались и работали хорошо.
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какое задание понравилось больше всего?
Домашнее задание. Выберите для себя одно из двух заданий:
1. Придумать сказку про углы.
2.Игра «Весёлый конструктор». Сконструируйте предметы, используя геометрические понятия.
- Всё мы узнали про углы?
- А хотите ли продолжить работу?
- Что бы вы хотели узнать про них?
- Этим мы займёмся на следующих уроках
Прогнозируемый результат:
учащиеся научатся видеть углы, выделять вид угла;
развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и знаний;
развитие умения искать, выделять и моделировать информацию;
развитие операций мышления: сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение.
развитие умения работать с информацией.
формирование умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в устной форме;
формирование умения работать в статичных парах, группах сменного состава, в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции в совместной деятельности.