СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике « Деление суммы на число »

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике « Деление суммы на число »»

Ход урока 

  1. Мотивация к учебной деятельности. 


Здравствуйте, ещё раз ребята!


Веселый прозвенел звонок,


Мы начинаем наш урок.


Проверьте, все у вас в порядке?


Книжки, ручки и тетрадки?


Принес учебник снова в класс


Новый материал для вас.


Но прежде чем его узнать,


Нам надо устно посчитать.


2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


- Запишите результаты выражений: 4 ∙ 6, 36 : 9, 6 ∙ 3, 30 : 10, 48 : 8 (24,4,18,3,6)


- Какие числа из полученных результатов могут быть связаны между собой? (Двузначные и однозначные)


- Составьте выражения на умножение и деление с полученными результатами (4*6=24, 3*6=18, 24:4=6,18:6=3)


- Назовите компоненты умножения и деления. (Множитель, множитель, произведение. Делимое, делитель, частное.)


- ВЫВОД: Мы вспомнили умножение и деление, названия компонентов


На доске


Найди ошибки, исправь и реши пример.


(8 + 4) ∙ 5 = 8 ∙ 5 + 4


(3 + 9) ∙ 2 = 3 ∙ 9 + 9 ∙ 2



Соедини пары выражений и запиши их в тетрадь


(30 + 2) ∙ 4


(40 + 8) ∙ 2


(21 + 34) ∙ 2


30 ∙ 4 + 2 ∙ 4


40 ∙ 2 + 8 ∙ 2


21 ∙ 2 + 34 ∙ 2


ВЫВОД: Чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число на каждое из слагаемых и полученные произведения сложить.


Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения)



3.Этап выявления места и причины затруднений .


На доске примеры, решите их:



(10+4)*3 42


(40+2):6 7


(61+2):9 7


(27+72):9 3+8=11 (Последний пример должен вызвать затруднение)




- В чем затруднение? (Сумма не делится)


- Чем это задание не похоже на предыдущие? (А в других сумма делилась)


- Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)



- Вы смогли выполнить задание? (Нет, да)


- Хорошо. (Выбранные ученики проговаривают решение).


(Для решения первого выражения мы находим сумму в скобках и делим результат на число. Для решения второго выражения каждое слагаемое умножаем на 3, а полученные результаты складываем).


- А остальные ребята, в чем у вас затруднение?


(У третьего выбранного ученика возникает затруднение с решением последнего примера. Сумма не делится.)


- Чем это задание не похоже на предыдущие? (А в другом сумма делилась)


- Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)


- Вы смогли выполнить задание? (Да)


- Решили, а пример то новый! Ну, молодцы!


- Чем вычисления не похожи на другие? (В новом примере сумма не делится на число)


- А сколько у вас получилось? (Дети называют разные ответы)


- Задание одно? А как его выполнили? (Решили неправильно)


- Почему так получилось?


- Чего мы не знаем? (Как делить сумму на число)

- Какая тема урока (Деление суммы на число). Название темы на доску

Гипотеза на доску: Чтобы разделить сумму на число, надо:

1 способ: вычислить сумму и полученный результат разделить на это число. (а+в):с

2 способ: Каждое слагаемое разделить на число и полученные результаты сложить. а:с+в:с

4.Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации.

- Какое математическое свойство использовали? (распределительное свойство деления)


- Когда следует применять 1 способ, а когда 2 способ? (не знаем/предположения)


- Давайте это уточним.


Примеры на доске и на карточках учащихся Приём «Проблемный ряд»



(16 + 20) : 4


36 : 4 = 9, деление табличное


(16 + 20) : 4 = 16 : 4 + 20 : 4 = 4 + 5 = 9



(12 + 16) : 4


28 : 4 = 7, деление табличное


(12 + 16) : 4 = 12 : 4 + 16 : 4 = 7



(25 + 10) : 5


35 : 5 = 7, деление табличное


(25 + 10) : 5 = 25 : 5 + 10 : 5 = 7



(40 + 20) : 20


60 : 20 = 3, деление круглых чисел


(40 + 20) : 20 = 40 : 20 + 20 : 20 = 3



(40 + 8) : 2


(40 + 8) : 2 = 40 : 2 + 8 : 2 = 24


48 : 2 = 24, деление внетабличное



(40 + 4) : 4


(40 + 4) : 4 = 40 : 4 + 4 : 4 = 11


48 : 2 = 24, деление внетабличное



ВЫВОД: Иногда при делении суммы на число может оказаться, что не каждое слагаемое делится на это число (внетабличное деление). Необходимо решать примеры удобным способом.



5.Реализация построенного проекта

- Добавлю вам ещё одно выражение. Запись на доске.


(40+3): 3


23 : 3 = ?!


(20 + 4) : 3 = 20 : 3 + 3 : 3 = (18+3):3+1= 27:3+13:3+1= 10+(12+1):3=10+4+1:3=?!


деление внетабличное с остатком



- Чем это задание не похоже на предыдущие? (варианты детей)


- Вы смогли выполнить задание? (Нет)


- Любую ли сумму можно делить на число, используя наши новые способы? (Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число)


ВЫВОД: Мы научились делить сумму на число. Но! Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число.


6.Физминутка


Для улучшения мозгового кровообращения: исходное положение - сидя на стуле. 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз, темп медленный.


Гимнастика для глаз: Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль, считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.


7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (3-5 мин.)

- Сравним с эталоном? Правильно ли мы доказали нашу гипотезу?


- Откройте учебник на стр.13. Рассмотрите верхнюю часть страницы. У нас так?


- Давайте ещё раз проговорим как правильно разделить сумму на число, прочитайте задание №1


- Кто готов поднимите руку (ответ с объяснением)


ВЫВОД: Научились применять 2 способ деления суммы на число



8.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону (5-7 мин.)

- Откройте р.т. на стр.19, выполните в парах задание №44


ВЫВОД: Научились подбирать самостоятельно способ для деления суммы на число.


9.Этап включения в систему знаний и повторения (2-3 мин.)

- чтобы зафиксировать полученные знания я предлагаю выполнить маленькое задание из уч. на стр.13 № ?

- сравниваем результаты

- оценивание за работу на уроке

- запись д/з уч. стр.13№4 (спросить понятно ли?) и №2 с объяснением (условие и ответ один, и два способа решения)

10.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (1 мин.)

- Какое математическое свойство закрепляли сегодня на уроке? Как надо действовать?

- Для чего нам это надо уметь, где может пригодиться?


- С каким настроением вы уйдёте с урока?


- Ребята, пожалуйста, оцените свои знания и работу на уроке, поставив палочку напротив разноцветных смайликов на доске.


- Спасибо за урок!