Конспект урока по математике для 1 класса.
2-я четверть
Закрепление. Задачи с неполной наглядностью
Уроки строятся по усмотрению учителя с учетом особенностей подготовки детей. В ходе планирования и проведения данных уроков учитель должен особое внимание уделить следующим вопросам.
1. Формирование навыков прибавления и вычитания 1, 2 и 3: № 7 на с. 103, № 5 на с. 105.
2. Обработка знания соответствующих случаев состава чисел: № 4 на с. 102, № 6 на с. 104. Заучивание состава чисел может проходить с использованием различных заданий.
• Засели домик. Помоги украсить елочку.
• Угадай, какие числа записаны на карточках, если их сумма равна 7.
Учитель показывает две перевернутые карточки, на которых записаны, например, числа 5 и 2.
Заполни пропуски.
5 = .. + 1 8 = 3 + .. 9 = .. + 8 7 = 2 + ..
Формирование умения читать примеры разными способами.
4. Обучение решению задач.
Проводя обучение первоклассников способам выполнения действий по восприятию, осмыслению и анализу текстовых задач, учитель должен обратить внимание на следующие моменты.
• Формирование умения выделять структурные компоненты задачи.
- Повторите только условие задачи. Повторите только вопрос задачи.
• Обучение правильной постановке логического ударения в вопросе.
- Я прочитаю одну и ту же задачу 2 раза. Учитель читает задачу № 1 на с. 102. Первый раз при чтении вопроса учитель выделяет голосом слово "учеников", второй раз - "первого". Скажите, когда вам легче было понять задачу - при первом чтении или втором?
- Попробуйте догадаться по вопросу, о чем будет говориться в задаче.
Учитель читает вопрос в задачах № 2 и 3 на с. 102. Дети высказывают свои предположения по поводу содержания условий данных задач.
• Формирование умения представлять жизненную ситуацию, описанную в задаче.
- При решении задачи № 3 на с. 102 Надя представила 5 новогодних открыток. На первой открытке был нарисован Дед Мороз, на второй - Снегурочка, на третьей - новогодняя елка, на четвертой и пятой - новогодние подарки. А Аня представила 5 открыток и мысленно отложила 3 открытки в сторону. Кому из девочек будет легче решить задачу?
• Выполнение наглядной интерпретации задачи, на данном этапе - краткой записи или условно-предметной модели, когда предметы, о которых говорится в задаче, изображаются геометрическими фигурами.
• Обучение таким способам проверки задачи, как прикидка ответа и решение задачи другим способом.
№ 1 на с. 104. У Наташи было 4 игрушки. Ей подарили еще 3 игрушки. Значит, в ответе должно получится число большее чем 4.
- Задачу № 3 на с. 104 решили арифметическим действием: 6 - 3 = 3. Для проверки можно решить эту же задачу с помощью условной предметной модели, изобразив орехи кружочками. Нарисовав 6 кружочков и зачеркнув 3, дети увидят, что остались не зачеркнутыми 3 кружочка.