Урок математики во 2Б классе.
Тема: «Конкретный смысл действия умножения»
Программа «Школа России»
Минина Татьяна Степановна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №30» г.Чебоксары
Цели: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием – умножением; выполнять устные вычисления изученных видов в пределах 100; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: учебник математики М.И.Моро 2класс, тетрадь с печатной основой М.И.Моро 2 класс, карточки с геометрическими фигурами (приложение 1), карточки с примерами на сложение и умножение (приложение 2), карточка «Продолжи предложения» (приложение 3), кассы цифр.
I этап. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Девиз урока:
Учитель ученики
Мыслим быстро
Отвечаем точно
Считаем правильно
Пишем красиво
Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Я верю, что всё получится. И наш урок будет успешным и интересным!
1.Открыли тетради.
Говорим.
Четыре клетки пропущу, и число писать начну.
1 марта . Классная работа.
2.Чистописание. Угадайте. какую цифру будем писать?
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра ( 7)
Расскажите, что знаете о цифре 7.
3. Устный счёт. Гимнастика ума.
1)Решаем цепочку примеров 32+8+60-30+26-62-14+6
2)2 4 6 8 10 12
3 5 7 9 11 13
продолжи ряд- еще 2 числа.Какие числа в первом ряду, во втором ?
3)А вот теперь – задачи – шутки.
Только на одну минутку
У окошка 2 кадушки, в каждой кадушке по 3 лягушки. Сколько всего лягушек в 2 кадушках? Напишем выражения.
3+3=6
Оцените свою работу - кто справился с заданием – поставьте знак- (+), а если нет – (-)
Вторая задача: Сколько всего ножек у трёх кошек?
4+4+4=12 посмотрите на слагаемых что мы про них можно сказать(одинаковые)
Оцените свою работу
II III. Открытие нового знания (работа по теме урока)
Хорошо размялись, теперь можно двигаться дальше. - Сегодня отправляемся в сказку, а какую сейчас узнаете, выполнив следующее задание.
Представьте число в виде суммы одинаковых слагаемых.
4= 2+ ?
6=3+ ?
10= 2+2+2+2+ ?
8= 2+2+2+?
9=3+3+?
10=5+7
Итак, это «Белоснежка и семь гномов»
III. Самостоятельный поиск решения.Групповая работа.
Верные друзья Белоснежки пришли на урок . Я предлагаю вам разделиться на группы.
У каждого на столе лежит лист бумаги. Что изображено на листе?
(На листе изображены цветочки )
-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось цветочков? (30) .
- Как вы думаете, как легче сосчитать количество точек? Вспомним русский язык, как легче изучать слова? (Разделить их на группы-части речи.)
- Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите фломастер и обведите группы линией, объединяя цветочки по 5 в группы.
-Сколько групп получилось? (Получилось 6 групп)
-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)
-Какое выражение получается?Напишем
5+5+5+5+5+5=30.
Что мы сделали сначала? (Объединили фигуры в группы по 5)
-Сколько цветков в группе? (5)
-Сколько групп? (6)
Это значит ПО 5 кружков ВЗЯЛИ 6 РАЗ
Сделаем вывод: «Удобнее считать группами»
Организация учебного процесса на этапе 4.
Составить выражение к этой задаче.
Второй Гном решил угостить всех второклассников вишнями. У нас сегодня 21 человек. Каждому он приготовил по 3 вишни. Сколько вишен он собрал? (по 3 вишни взяли 21 раз).
_Удобно ли будет записывать такое выражение? Что же делать?
Давайте посчитаем по цепочке рук. (Дети протягивают руки, образуют единую цепочку-змейку, считают: 3,6,9,12…..63)
Но как же это записать?
- Почему неудобно составлять выражение к этой задаче.( Много слагаемых, невозможно записать).
-Как можно короче его записать. Пофантазируйте. Может уже кто-то знает? Придумайте свои способы записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. ( Сложением трудно решить эту задачу, поэтому необходимо новое арифметическое действие.)
Так в чём затруднение? Можно ли это выражение записать покороче
(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)
-Что будем делать дальше?
(Нужно придумать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)
Математика – это точная наука. Она требует более короткой и рациональной записи.
+Какова цель нашего урока сегодня?
-Научиться короче записывать сумму одинаковых слагаемых
Давайте выполним задания на желтом листочке и узнаем новое математическое действие, которое поможет заменить запись сумму одинаковых слагаемых. .
27+27 Н 90 – 42 У 50+17 Е 50+46 И
44- 12 М 38+52 Ж 79+21 0
48 | 32 | 54 | 100 | 90 | 67 | 54 | 96 | 67 |
у | м | н | о | ж | е | н | и | е |
– Назовите тема нашего урока. «Умножение»
Цель нашего урока: познакомить с действием умножения и раскрыть смысл этого действия, заменяющего сложение с одинаковыми слагаемыми.
И сегодня вы сами узнаете, в чем заключается смысл действия умножения. Что такое умножение? Новое арифметическое действие-
умножение, заменяющее сложение одинаковых слагаемых»
+Это новое действие , которое обозначается «х» - в печатном тексте, а (.) при письме.
Табличка на доске
2х3
2.3
V. Физкультминутка
Вот мы дружно поработали а теперь давайте отдохнем с гномиками. Дети в шапочках гномов показывают движения , все повторяют
Мы становимся все выше,
Достаём руками крыши.
На два счета поднялись,
Три-четыре-руки вниз.
VI.Первичное закрепление.
ТАК КАК ЖЕ Запишем решение задачи?
3+3+3+3+3+.......+3= 21х3
ПРОВЕРИМ(СОВЕТ БЕЛОСНЕЖКИ)
Чтобы записать сумму одинаковых слагаемых, удобнее использовать умножение:
Вместо 3+ 3+ 3+ ...+3 пишут 3 х 21
Читают: «по 3 взять 21раз» или «3 умножить на 21»
Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. Прочтем правило в учебнике на странице 48 .
Вывод: Что такое умножение? Краткая запись сложения одинаковых слагаемых! Что обозначает первое число при умножении? Откуда взяли 2 – ое число?
(1 число слагаемое , 2 число – количество слагаемых).
К акие одинаковые слагаемые повторялись? | 8х3 | Сколько раз повторялись одинаковые слагаемые |
Вывод: действие сложение можем заменить действием умножения.
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час!
Работа с карточками. Работа в парах
Следующий Гном предлагает заменить сложение одинаковых слагаемых умножением.
Запишем: 6+6+6+6+6=…..6х5
7+7+7+7+7+7=…7х6
b+b+b+b+b=…bx5
-Какое число повторяется?
-Сколько раз повторилось число?
5+6+7+8+9=? (ловушка: разные слагаемые)
7+7-7+7-7=? (ловушка: + и -)
Возвращаемся к нашим примерам
4. Самостоятельная работа. Работа по учебнику.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.
-Прочитайте задачу про себя.
-Запишем её кратко. Что говорится в задаче?
-Что нужно узнать?
Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?
(На 1 аллее - 12л.
На 2 аллее - ? 4 л. меньше, чем на первой.
Поставьте разные вопросы к задаче.
(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?
-Сколько лип росло на двух аллеях?
-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)
(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)
-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.
5.а)Начерти отрезок длиной 6см. Сколько нужно взять таких отрезков , чтобы получить отрезок длиной 12 см. Начерти такой отрезок. Какие действия можно использовать , чтобы показать, как получили отрезок. Запиши.
Б)Подумай как можно получить отрезок длиной 12см, используя отрезок длиной 4см. Сделай чертёж и запиши выражения.
В)Из равных отрезков какой длины ещё можно составить отрезок длиной 12см. Найди разные решения и запиши.
6+6 6х2
4+4+4 4х3
3+3+3+3 3х4
2+2+2+2+2+2 2х6
1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 1х12 Проверяем .У вас получилась такая запись?
VII. Подведение итога урока.
Какое открытие сделали на уроке?
(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)
-Замените сложение умножением 63+63+63=.
- Какое задание вам показалось самым интересным?
-Как оцените работу всех детей на уроке?
(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.)
- Оценить свою работу, используя числовую шкалу.
- Почему поставили 4, почему-5? Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке, хорошо усвоил новый материал? А кому бы вы дали совет?
-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы! Почему мы можем заменить действием умножения
Дом.задание № 4,стр.40
Расссмотри суммы
7+7+7 15+15
3+4 34+43
5+2+52 6+6+6+6+6
3+5+2+3 40+4+50+5
Выпиши только те суммы , в которых сложение можно заменить умножением.О У вас на столах лежат карточки. Посмотрите на эти выражения.(Работа в парах)
5+5+5+5 8 х 3
21+21 5 х 4
8+8+8 21 х 2
Соедините выражения, которые, по вашему мнению связаны между собой.
Почему вы соединили эти выражения?
Подведём итоги ваших поисков и открытий: что нового узнала 1 группа?Сложение одинаковых слагаемых называется умножением
Первое число показывает: какой слагаемый взяли, а второе число указывает на то, сколько раз этот слагаемый складывали
Знак умножения - точка
Что обозначает первое число при умножении? Откуда взяли 2 – ое число?
(1 число слагаемое , 2 число – количество слагаемых).
К акие одинаковые слагаемые повторялись? | 8х3 | Сколько раз повторялись одинаковые слагаемые |
Вывод: действие сложение можем заменить действием умножения.
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час!слайд 16 ф\м
- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на странице 48
№2 решаем задачу(Читают самостоятельно).
1. Задача.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.
-Прочитайте задачу про себя.
-Запишем её кратко. Что говорится в задаче?
-Что нужно узнать?
Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?
(На 1 аллее - 12л.
На 2 аллее - ? 4 л. меньше, чем на первой.
Поставьте разные вопросы к задаче.
(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?
-Сколько лип росло на двух аллеях?
-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)
(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)
-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.
). Сложение заменить умножением .
- А для вас четверг приготовил еще задание А какое вы узнаете, когда исправите ошибки.
6+6+6+6 = 6 х 4
9+9+9+9 = 9 х 5 з
8+8+8+8+8 =8 х 3 а
12+12 =12 х 2
5+5+5 = 5 х 5 д
6+6+6+6+6+6 = 6 х 6
4+4=4 х 3 а
43+34 = 43 х 2 ч
3+3+3+3 =3 х 2 а
5. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Тогда выполните следующее задание .
2.а)Начерти отрезок длиной 6см. Сколько нужно взять таких отрезков , чтобы получить отрезок длиной 12 см. Начерти такой отрезок. Какие действия можно использовать , чтобы показать, как получили отрезок. Запиши.
Б)Подумай как можно получить отрезок длиной 12см, используя отрезок длиной 4см. Сделай чертёж и запиши выражения.
В)Из равных отрезков какой длины ещё можно составить отрезок длиной 12см. Найди разные решения и запиши.
6+6 6х2
4+4+4 4х3
3+3+3+3 3х4
2+2+2+2+2+2 2х6
1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1 1х12 Проверяем .У вас получилась такая запись?
Расссмотри суммы
7+7+7 15+15
3+4 34+43
5+2+52 6+6+6+6+6
3+5+2+3 40+4+50+5
Выпиши только те суммы , в которых сложение можно заменить умножением.Оцениваем.
6. Подведение итога урока.
Какое открытие сделали на уроке?
(Можно сумму одинаковых слагаемых заменить умножением.)
-Замените сложение умножением 63+63+63=.
- Какое задание вам показалось самым интересным?
-Как оцените работу всех детей на уроке?
(Мы старательно выполняли все задания. Все работали дружно.)
- Оценить свою работу, используя числовую шкалу.
- Почему поставили 4, почему-5? Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке, хорошо усвоил новый материал? А кому бы вы дали совет?
-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали. Молодцы!
- С чем же вы познакомились на уроке?
- Помните те веселые задачки Деда Мороза? Что вы можете сказать об их решении? Почему мы можем заменить действием умножения?
7. Оценивание.
- В классе у трёх учеников в один день День рождения. Каждому ученику подарили ручку по цене 20 рублей. Сколько рублей стоит покупка? (Показать ответ веером) (Дети показывают 60.)
- Как получили 60 рублей? Какое выражение составили?
(20+20+20=60 (руб)