СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Единицы измерения массы – килограмм, центнер и тонна, соотношение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике на тему "Единицы измерения массы – килограмм, центнер и  тонна, соотношение" с использованием интернет ресурсов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Единицы измерения массы – килограмм, центнер и тонна, соотношение"»

Конспект урока по математике


1. Тема урока: «Единицы измерения массы – килограмм, центнер и тонна, соотношение»

2. Предмет: математика

3. Класс: 4

4. Автор разработки: Болтнева Юлия Владимировна

5. Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий

6. Форма организации: урок

7. Цель урока: создать условия для организации деятельности по изучению и первичному закреплению понятий «тонна», « центнер» ; по усвоению эталона соотношений между единицами массы.

8. Задачи:

1. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение;

2. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц измерения в другие;

обеспечить применение учащимися знаний новых единиц массы в решении задач.


9. Планируемые результаты:

Личностные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, умение рефлексировать свои действия.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков,

Предметные: представление о новых единицах измерения массы -тонна, центнер, установить соотношения между ними.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Урок математики. Проверьте готовность к уроку.

- Посмотрите на доску. Прочитайте . «С малой удачи начинается большой успех»

- Как вы понимаете данное высказывание? (Малые победы сегодня станут основой успеха в будущем, мы должны добиться успеха конкретно на этом уроке.)
- Вы с ним согласны? Пусть эти слова будут девизом нашего урока. Желаю вам успехов в работе на уроке!

- Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?( человек, занимающийся научными исследованиями .На столах у вас конверты, листочки с заданиями, которые нам потребуются сегодня на уроке.) Вы готовы? Ну, тогда не будем терять время и перейдем к работе.
-Запишите сегодняшнее число, «Классная работа».(дети записывают в тетради)

2. Актуализация знаний и метапредметных умений.

-Чтобы определить тему урока, выполним интеллектуальную разминку. Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.(все слова вписываются по горизонтали)

1.промежуток времени в 100лет

2.отрезок длиной 100см

3.масса предмета в 1000г

4.отрезок длиной 10см

5. время в 6о минут

6.расстояние в 1000км

7.единица времени, в 60 раз меньше часа

8.самая маленькая единица массы

-Какое ключевое слово получилось?

-А что такое величина?

(Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом)

- Какие величины вы знаете? (массы, длины, времени, площади)

– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
(Учитель показывает ребус «массаж’»)
(Теперь учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)
– Да, слово «масса» сегодня ключевое на нашем уроке.

-Итак , какова тема урока? Единицы массы.

-А что такое «масса»? (С помощью массы мы измеряем вес предмета).

- Где в жизни мы пользуемся этим понятием?(Встречаемся в магазине. )

-Какие вы знаете инструменты для измерения массы?(безмен – простейшие рычажные весы)   

-Где используют эти весы? (в повседневное жизни, для взвешивания овощей, фруктов и т.д) 

-Для измерения чего существуют напольные весы. – (массы людей)  

- Для чего существуют такие маленькие весы?  (нужны маленькие весы для измерения граммов)
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг = 1000 г)
– Запишите это в тетрадь.               
– Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)
– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)

Устный счёт.

-А теперь узнаем массу самой маленькой птицы наших лесов. (счёт устно)

Постановка учебной проблемы.

(На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)

– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)

– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)

– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)

Выдвижение гипотезы

– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)

– Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)

– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? (Ответы учеников)

Цель урока: Нам надо узнать большие единицы измерения массы, чем килограмм, и установить между ними соотношения.

– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос. (Работа с учебником, с. 122)
– Прочитайте информацию за красной чертой.

Изучение нового материала

-– Что тяжелее центнер или тонна? (Ответы учащихся)
– Докажите (1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)
– А центнер? (ц)

– Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц. (Учитель вешает таблицу единиц масс)

Первичное закрепление.

Работа в учебнике

1.( №3 стр.122)-устно

№4 стр.122 –( по 2чел.-у доски) -дети в тетрадях.

Физминутка.

Работа в парах .

-А теперь поработаем в парах. У каждого на столе карточка с заданиями на двоих.(кто сделает, поднимают ,взявшись за руки)

1.Задание: Из группы величин соедините ,подбери пару величин.

5000 кг

5000г

30ц

5кг

300кг

2.Расположи в порядке возрастания величины.

900г, 7кг , 800кг, 2000 г, 4т, 10ц

3.Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?

(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)

(Кто не допусти ошибок?)

-– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан… Узнаем, если решим уравнение.(синий кит-150тонн)(ученик решает уравнение на доске, дети в тетрадях)

430-х:3+200=580

-Масса синего кита может достигать 150-200 т. На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. При длине 6 м он весит больше 6 тонн.
Задача.(№8стр.123) ( обращается внимание детей, что в задаче встречаются разные единицы измерения массы, дети должны прийти к выводу, что нужно перевести тонны в килограммы, для того , чтобы провести необходимые вычисления).

Историческая справка

-В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы. (Ответы детей) Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

Работа в группах

Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок. (Обсуждение в группах. Поднять руки, если ответили)

  • Болезнь входит пудами, а уходит золотниками

  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь

  • Мал золотник, да дорог

  • Узнаешь почем фунт лиха

– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда …

Самостоятельная работа

-(Карточки в конвертах). Эти карточки трех уровней сложности. Красная более сложная, жёлтая - менее, зелёная – самая простая. Выберите для себя одну карточку и выполните задание. Покажите, кто какие карточки выбрал. (дифференцированная, на цветных карточках) Дети решают сами (взаимопроверка по образцу)


Работа на платформе Учи.ру

Итог урока.

– С какими единицами массы вы сегодня работали?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Где вы можете применить свои знания?
–Можно продолжить свои открытия по темам для проектов:

-Старорусские единицы массы

-Самые тяжелые и легкие животные

-Весы для различных измерений массы

-Пословицы и поговорки с единицами массы


X. Рефлексия. А теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке.

  • Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

  • Вы считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь.

  • Вы считаете, что было трудно на уроке.


Если кто что-то не понял мы будем продолжать ещё работать над этой темой

Домашнее задание: №213-234 стр.73(п.т.) (откройте, всёли ясно в домашнем задании)

Оценивание.

– Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!