1) Орг. момент | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включения в деятельность | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Владимировна, и я проведу у вас урок математики. - Давайте поверим вашу готовность к уроку. Проверь, дружок Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Здороваются, проверяют, все ли лежит на парте | Рассказ | Фронтальная | Речь учителя, слайд презентации | Самоконтроль | Умеют организовывать свое рабочее место | Умеют слышать и слушать других | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, вежливого общения |
2) Актуализация опорных знаний 3) Постановка цели и задач урока. | Активизировать внимание и интерес учащихся, подвести к теме. Поставить цель и задачи урока перед учащимися посредством интересного задания | - Открываем свои тетради, отступаем 4 клеточки вниз от прошлой работы и на полях записываем число. Сегодня у нас 30.04.2021 год. - 4 клеточки отступаем слева и записываем «Классная работа». - Спинки выровняли, руки положили на стол, локти со стола не свисают. - А теперь посмотрите на доску. Устный счет - Решите выражения. Отвечайте по поднятой руке. 1. Уменьшите 24 в 6 раз. 2. Сумму чисел 6 и 8 увеличьте на 10. 3. Уменьшите 45 в 5 раз и результат уменьшите на 5. 4. Увеличьте 26 на 10 и результат уменьшите в 4 раза. 5. Уменьшите 24 на 6. 6. Уменьшите 54 в 6 раз и результат уменьшите в 3 раза. 7. Сумму чисел 6 и 4 увеличьте на 5 - Хорошо, молодцы ребята. - Теперь, посмотрите на доску. Запишите в столбик в тетради 2 выражения. Решите их. 2е решат эти примеры на доске, остальные в своих тетрадях. 32:8 и 32:7. - Ребята, скажите, а каким арифметическим действием вы решали примеры? (какое действие выполняли) - Верно. А вы полностью смогли выполнить задание? - Почему? В чём было затруднение? - Посмотрите на примеры, и скажите, чем схожи эти выражения? - А чем они отличаются? - Так, верно, хорошо, а теперь давайте вернемся к предыдущим выражениям. Вы видите, что каждому ответу выражения соответствует какая то буква. Соотнесите ответ выражения с буквой, и тогда, вы узнаете, какая же будет тема нашего сегодняшнего урока. - Так какая же тема нашего сегодняшнего урока? - Правильно ребята. Тема нашего сегодняшнего урока: Деление с остатком - А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? - Да, ребята, сегодня мы должны познакомиться с алгоритмом деления числа с остатком, научиться решать примеры и задачи. | Открывают тетради, записывают число, классная работа Отвечают по поднятой руке 4 24 4 9 18 3 15 2е решают у доски, остальные в тетради 32:8=4 32:7=…. Делением Нет Мы не смогли разделить 32:7 В таблице умножения нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое Соотносят ответ с буквой Деление с остатком Будем учиться решать примеры с остатком | Беседа, обсуждение | Фронтальная | Речь учителя, слайд презентации | Самоконтроль | Активизируют ранее изученные понятия | Развивают мыслительную деятельность | Проявляют интерес (мотивации) к учению. |
3) Мотивация учебной деятельности учащихся. | Усвоение нового материала. | - При делении с остатком необходимо придерживаться алгоритма. 1. Находим наибольшее число в делимом, которое можно разделить без остатка. 2. Данное число делим на делитель. Записываем результат. 3. Вычитаем разделившееся число из делимого. Это остаток. Запомните! При делении с остатком остаток должен быть всегда меньше. - Решим задачу. Можно ли разделить 8 конфет поровну между 2 детьми? Как можно записать наши действия? Запишите. - Рассмотрим второй случай. Можно ли разделить поровну эти же 8 конфет между тремя детьми? - Да, действительно, мы не сможет поделить 8 конфет между 3 детьми. Но как вы думаете, каким действием мы должны решить эту задачу? В этой задаче появятся оставшиеся две конфеты. В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: делимое 8: на делитель 3= неполное частное 2(ост.2) (проговариваю) можно записать столбиком (показываю, объясняю) | Слушают Можно 8: 2 = 4 (к.). Нет Делением | Беседа | Фронтальная | Речь учителя, слайд презентации | Самоконтроль | Умеют ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации | Умеют включаться в диалог с учителем | Понимают важность приобретаемых знаний и умений |
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации и в измененной ситуации 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Закрепить полученные знания Применить полученные знания в практической деятельности | - Используя новые знания, давайте попробуем решить примеры. Решим эти примеры в тетрадях. (5 уч. у доски), (выходят по очереди) 9 : 2 = 59 : 8 = 13 : 3 = 22 : 3 = 8 : 5 = 37 : 3 = - Хорошо, молодцы, ребята. А теперь, используя рисунок, попробуйте найти частное и остаток. 7:2= - Сколько всего звездочек? Сколько раз по 2 звездочки получиться взять? - Значит, чему равно частное? - Какое наибольшее число разделили? - А сколько фигур осталось? - Значит, остаток равен чему? - Как получили? - Запишем пример. (вызываю ученика к доске) - Теперь, предлагаю решить Вам вот такую задачу: В трех тетрадях 54 листа бумаги. Сколько таких тетрадей получится из 90 листов? из 72 листов? - Прочитайте задачу. Даша, прочитай нам ее во слух. - О чём эта задача? - Что в ней известно? - Что необходимо найти? - В задаче два вопросы. Мы можем сразу ответить на вопросы задачи? - Почему? - Мы можем это узнать? - Каким действием? - А затем мы сможем ответить на первый вопрос задачи? - Каким действием? - А на второй вопрос задачи? - Верно. Как лучше оформить задачу? - Кто может выйти к доске и записать? - Молодец, Коля. Присаживайся. - Ребята, у меня есть карточки трёх цветов: это «красная», «зеленая» и «желтая». «красная » - сложное задание; «зеленая» - средней сложности задание; «желтая » – легкое задание. - Выберите задание по силам. Я предлагаю вам объединиться в группу. 1 карточка (желтая) Выполните деление с остатком. 9:6= 35:6= 58:7= 23:9= 30:4= 2 карточка (зеленая) Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 44:6= 35:6= 58:7= 87:9= 30:5= 64:8= 3 карточка (красная) Вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной. 2 *: 3 = 7 (ост. *) 4* : 7 = * (ост. 5) * 9 : 7 =* (ост. 3) *9 : 7 = 9 (ост. *) 7* :5=9(ост*) - На выполнение этого задания даю вам 4 минуты. - Итак, давайте проверим, как вы справились с заданием. (сначала учащиеся зачитывают ответы, дальше учитель открывает ответы на доске и уч-ся сравнивают правильные ответы со своими) - Ну а теперь, проверим, как вы усвоили новый материал. Вы порешаете примеры на карточках, на деление с остатком самостоятельно по вариантам, каждый в своей тетради. На это задание вам 3 минуты. 1 вариант: 59 : 9 = 6 (ост.5) 27 : 7 = 3 (ост.6) 2 вариант: 12 : 5 = 2 (ост. 2) 52 : 8 = 6 (ост. 4) - Теперь обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте, правильно ли ваш сосед решил примеры. Ответы на доске. - Оцените, как ваш одноклассник справился с заданием. - Встаньте те, у кого нет ошибок - Садитесь - Встаньте те, у кого 1 ошибка - Садитесь - Встаньте те, у кого 2 ошибки - Садитесь - Молодцы ребята! | 4 (ост.1) 7 (ост.3) 4 (ост. 1) 7 (ост. 1) 1 (ост. 3) 12 (ост. 1) 7 3 раза 3 6 1 1 7:2=3(1 ост.) Даша читает задачу О тетрадях В трёх тетрадях 54 листа бумаги Сколько таких тетрадей получится из 90 листов, из 72 листов Нет Мы не знаем, сколько листов в одной тетради Да Делением Да Делением Тоже делением Краткой записью Коля выходит к доске 3 т. – 54 л. ? т. – 90 л. ? т. – 72 л. Решение. 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в одной тетради 2) 90 : 18 = 5 (т.) 3) 72 : 18 = 4 (т.) Ответ: 5 тетрадей получится из 90 листов, 4 тетради получится из 72 листов. Объединяются в группы Выполняют задание в группах Проверяют Решают самостоятельно примеры | Беседа, объяснение, обсуждение | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Речь учителя, слайд презентации | Самоконтроль, взаимоконтроль | Знают компоненты действия умножения и деления; Знают таблицу умножения и деления | Умеют слышать и слушать других | Проявление интереса к пройденному учебному материалу. |
Рефлексия. Подведение итогов. | Подвести итоги. Осуществлять рефлексию. | - Вот наш урок подошел к концу! - Какие задачи на урок мы сегодня с вами поставили? - Получилось достичь нам этих задач? - А теперь скажите. Что нового вы сегодня узнали? - А что у вас сегодня на уроке вызвало затруднения? - Хорошо. Давайте выберем свое настроение: - Если вам все понравилось, было интересно на уроке, вы справились со всеми заданиями, то поднимите зеленый квадратик, который у вас лежит на столе. - Если у вас на уроке возникли проблемы, вы не совсем поняли, как решать задания, то поднимите красный кружочек. - Спасибо за урок, вы все большие молодцы! | Отвечают на вопросы, подводят итог урока. - познакомиться с алгоритмом деления числа с остатком, научиться решать примеры и задачи. Да! Мы узнали, как решаются примеры и задачи с остатком | Беседа | Фронтальная | Речь учителя, слайд презентации | Самоконтроль | Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Проявляют интерес к новому учебному материалу. |