Тема урока: Дециметр
Цели:
познакомить с новой единицей измерения длины – дециметр,
учить чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша,
закреплять знания нумерации чисел, решать простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
развивать правильную математическую речь учащихся, совершенствовать вычислительные навыки,
воспитывать культуру поведения на уроке.
Универсальные учебные действия:
познавательные: общеучебные – определение дециметра и его обозначение на письме («дм»); построение отрезка длиной 1дм; логические – сравнение предметов по длине.
регулятивные: планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей и условием её реализации.
коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
личностные: формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности
оборудование: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, карточки
Оборудование: учебник, тетрадь, линейка, карандаш, карточки, раздаточный материал, плакат, веревочка
Ход урока.
1Организационный момент.
Повернёмся к нашим гостям, поздороваемся.
Проверьте все ли у вас готово (учебник, тетрадь, линейка, пенал, карточки с цифрами)
Минутка чистописания число 14
II. Устный счет
1) На доске числа 17, 10, 5, 15, 2, 20, 1
– Назовите в порядке возрастания.
– На какие две группы можно разбить?
Назовите соседей числа: 11, 16, 19
Сколько надо положить ложек соли на один стакан чая, чтобы он был сладкий?
Шли 7 братьев у каждого брата по одной сестре. Сколько шло человек?
У стены стоят кадушки,
В каждой кадушке по 1 лягушке.
Если было 5 кадушек,
Сколько было в них лягушек? (5)
В класс вошла Марина,
А за ней – Арина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)
В 10 часов малыш проснулся. Во сколько он лег спать, если проспал 2 часа? ( в 8 часов)
Сын отец, да отец с сыном, да дед с внуком. Сколько всех? ( 3)
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
Догадайтесь какой сказочный герой пришел сегодня к нам в гости. Чтение отрывка из произведения Носова «Незнайка»
Этот (Незнайка) герой носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем … целыми днями слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем рассказывал.
Кроме того он постоянно обижал малышек.
Самым известным среди них был малыш …, его прозвали … за то, что он ничего не знал.
Незнайка пришел к вам за помощью. У Незнайки две полоски разной длины, он не знает, какой меркой удобнее мерить стол. Давайте ему поможем.
У вас на столах лежат то же полоски. Покажите мне короткую полоску. Измерим линейкой её длину. Покажите карточкой, сколько см у Вас получилось. Чему равна её длина? (1см). Попробуйте этой полоской измерите парту сбоку – это ширина парты, времени у Вас мало. (время учитель ограничивает, что бы дети не успели померить). Можете приступать.
Время истекло, стоп, положите полоску на стол.
3. Постановка проблемной задачи.
Успели ли вы измерить парту?
Покажите длинную полоску, измерьте линейкой её длину. Чему равна её длина (10 см). Измерьте этой полоской парту сбоку. Встаньте, кто успел измерить. Сколько целых полосок получилось, покажите цифрой.
Какой полоской было удобнее мерить, почему не успели померить короткой полоской?
Как мы ответим Незнайке, какой полоской удобнее измерить парту? (длинной полоской измерять парту удобнее) Вывод: большие предметы удобнее измерять большой меркой.
4. Открытие нового знания.
Ребята отрезок длиной в 10 см называют 1 дм (это для нас новая единица измерения длины). На доске табличка.
Практическая работа в парах – измерь длину веревки
Физкультминутка.
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать начинаем.
Работа с учебником.
А теперь померим предметы, которые нарисованы у нас в учебнике; откройте учебник на странице 51, найдите номер 1. Измерьте длину предметов с помощью линейки. Чему равна длина ручки? карандаша? ( 10 см)
Как по другому можно назвать длину этих предметов (10 см это 1 дм)
Перед выполнением следующего задания отложите линейку, найдите номер 3; перед вами четыре точки: красная, синяя, коричневая, зеленая. Попробуйте определить «на глаз», не используя линейки, между какими точками расстояние 1 дм. Давайте проверим наши предположения, возьмите линейку. (Кто прав похвалить!!!)
Решение задачи №3
Гимнастика для глаз
Нарисуем 2 квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок –
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый Чудачек.
Работа в тетради стр 25
Вам надо начертить отрезки 1 дм и 1 дм 2 см
Можете приступать ( учитель ходит по классу) Все ли проводят линию слева на право.
Тетрадь номер 2-3 (работа в парах)
5. Рефлексия учебной деятельности
Продолжите любую из этих фраз:
- Я узнал…
- Я могу…
- Новые знания мне пригодятся…
- Больше всего мне понравилось…
Что вы делали на уроке?
Что нового вы узнали?
Что больше всего понравилось?
Давайте посмотрим, что запомнил Незнайка (Спасибо ребята. Теперь я знаю, что 1 дм это 10 см. И в дециметрах удобно измерять большие предметы).