Дата______________
Урок 100. Названия компонентов и результата умножения
Цели: познакомить с названиями компонентов, результата умножения и соответствующего выражения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять действие умножения сложением одинаковых слагаемых и сравнивать полученные результаты; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; записывать решение задач уравнением; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
Организационный момент
Названия носят города и реки,
Вам от рождения фамилия дана.
И каждому числу при умножении Особенные дали имена.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Актуализация знаний
1. Математический диктант
(Один ученик работает на откидной доске.)
Замените сумму 43 + 43 + 43 + 43 + 43 произведением.
Замените произведение 66 • 2 суммой.
Какое число повторяется слагаемым в произведении 76 ■ 33?
Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 4 ■ 6?
Замените произведение 11-3 суммой и найдите значение.
Замените сумму 31 + 31+31+30+1 произведением.
Что больше: 15+ 15 или 15-2?
Запишите произведением предложение: число 3 повтори ется слагаемым а раз.
Если 8 • 5 = 40, то чему будет равно 8 • 6?
(Проверка. Анализ ошибок.)
2. Работа над задачами
Подберите к каждой задаче схему и решите задачи
С дерева улетели сначала 12 птиц, потом еще 6 птиц. Сколько всего птиц улетело с дерева?
Рыбаки поймали 12 рыб, из них 6 окуней, остальные - лещи. Сколько лещей поймали рыбаки?
Лена купила 12 апельсинов и раздала по одному 6 подругам. Сколько апельсинов осталось у Лены?
Света решила 6 примеров, а Оля - 12. Сколько всего примеров они решили?
(На доске рисунок.)
Сколько треугольников на рисунке? (3.)
Какие еще фигуры вы видите? (2 четырехугольника, 1 пятиугольник.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
23 + 45 = 68 76 - 16 = 60 8 • 4 = 32
4 + 4 = 8 6-6 = 0 0-9 = 0
Вспомните, как называют числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма.)
Прочитайте равенства, записанные в первом столбике, разными способами.
Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
Прочитайте равенства, записанные во втором столбике, разными способами.
Прочитайте равенства, записанные в третьем столбике, разными способами.
Что вы заметили? (Мы не знаем, как называются числа при умножении.)
Как могут называться эти числа? (Ответы детей.)
Сформулируйте тему и задачи урока.
Давайте проверим, правильно ли вы предположили. Откройте учебник на с. 54. Прочитайте задачи урока.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Работа по теме урока
Работа по учебнику
Прочитайте, что записано в рамочке.
Как называют компоненты при умножении? (Множители.)
Как называется результат умножения? (Произведение.)
Как называется выражение при умножении? (Произведение.) (Учитель закрепляет на доске плакат с названиями компонентов и результата умножения.)
Прочитайте выражение на плакате хором с названием компонентов и результата умножения.
Как еще можно прочитать это равенство, используя название выражения и результата? (Произведение чисел 2и 8равно 16.)
№ 1 (с. 54).
Замените умножение сложением одинаковых слагаемых и вычислите значения произведений.
Какие из них вы сможете вычислить, не заменяя сложением? (/• 5, 0-4.)
Почему? (Приумножении на 1 получается то же число. При умножении на 0получается 0.)
Запишите первый пример. (9 • 2 — 9 + 9 = 18. По 9 взять 2раза, получается 18.)
(Проверка. Учащиеся читают выражения, используя названия компонентов и результата умножения, и называют ответы.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Физкультминутка
На болоте жабы жили И друг с другом так дружили!
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе темной ночкой,
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру:
Сесть, и встать,
И два прыжка...
Вместе весело всегда!
Е. Гайтерова
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику № 3 (с. 54).
№4 (с. 54).
Было - 30 л.
Выпили — ?, 5 л и 3 л.
Осталось — ?
(Два ученика работают у доски.)
Решение Первый способ:
1) 5 + 3 = 8 (л) - налили в банки;
Второй способ:
30 — 5 = 25 (л) - осталось после того, как налили 5 л;
25 - 3 = 22 (л).
Ответ: в бидоне осталось 22 л молока.
Посмотрите на решения. Одинаковые они или разные? (Разные.)
А ответы какие получились? (Одинаковые.)
Что это значит? (Задачу можно решить любым способом.)
Запишите оба решения одним выражением. (30-(5 + 3) = = 22(л), 30-5-3 = 22(л).)
№2 (с. 54).
(Устное выполнение с объяснением.)
№ 5 (с. 54).
Прочитайте задачу. Можем мы сразу найти периметр прямоугольника? (Нет.)
Почему? (Мы не знаем длину второй стороны.)
Как ее найти? (4 — 3=1 (см).)
Можем ли мы сейчас найти периметр прямоугольника? (Да.)
Запишите решение разными способами. ((4+ 1) 2= Ю(см) или 4 ■ 2 + 1 ■ 2 = 10(см).)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 54).)
Прочитайте задачу. О чем она?
Выполните к задаче рисунок и запишите в тетради произведения. Затем найдите ответ на вопрос.
(Проверка по образцу на доске.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Как называются числа при умножении?
Кто смог угадать их названия?
Какие задачи вы решили сами?
Какое задание вам показалось трудным?
Домашнее задание
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________