Тема: Название компонентов действия деления
Цель: создание условий для успешного ознакомления учащихся с компонентами действия деления.
Задачи:
Дидактические:
- формировать умение называть компоненты при делении;
- продолжать формировать вычислительные навыки и умения решать задачи;
Развивающие:
- совершенствовать умения рассуждать и делать выводы, опираясь на ранее полученные знания;
- развивать логическое мышление (рассуждать, сопоставлять и сравнивать);
Воспитательные:
- воспитание умения слушать своих товарищей и учителя;
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности;
- сформировать положительное отношение к уроку.
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!
- Хорошо.
II. Актуализация знаний.
1) Устный счет.
- У вас на партах лежат карточки с числами. Возьмите их.
- Я сейчас буду говорить вам примеры, а вы правильный ответ обводите кружочком на карточке.
-Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5. (4)
-К сумме чисел 7 и 8 прибавить 3. (18)
-Найти периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см. (14)
- Уменьшаемое 34, вычитаемое 12. Найдите разность. (22)
- Одна открытка стоит 5 руб. Сколько стоят 3 такие открытки? (15)
-На сколько число 43 больше 20? (на 23)
-Найдите периметр квадрата со стороной 4 см. (16)
- Итак, ребята, у вас на карточке должно было остаться одно число. Какое оно? (20)
- Поднимите руку у кого такое же число осталось.
- Молодцы! Вы все справились с заданием.
2) Упражнение на логическое развитие.
- А сейчас мы с вами выполним задание. Но для начала откройте тетради и запишите число и классная работа.
- Попробуйте продолжить ряд чисел:
9, 12, 16, 21, 27, 34, …, …, … . (42, 51, 61)
13, 15, 19, 25, 33, …, …, … . (43, 55, 69)
81, 84, 80, 83, 79, …, …, … . (82, 78, 81)
- Давайте с вами проверим.
- Какую закономерность вы нашли в первой строчке? (каждое прибавляемое число увеличивалось на 1)
- Значит какие дальше будут числа? (42, 51, 61)
- Какую закономерность вы нашли во второй строчке? (каждое прибавляемое число увеличивалось на 2; или оно было четным)
- Значит какие дальше будут числа? (43, 55, 69)
- Какую закономерность вы нашли в третьей строчке? (нечетные и четные числа уменьшались на 1)
- Значит какие дальше будут числа? (82, 78, 81)
- Хорошо
3) Целеполагание.
- Обратите внимание на слайд.
9+14= 80-17= 8•2= 2:2=
45+15= 65-20= 3•7= 6:2=
- Найдите значение выражений.
- Можно ли эти примеры поделить на группы?
- Какие группы у нас получатся? Из каких примеров они будут состоять?
- Назовите компоненты и результат действия первой группы примеров. (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма).
- Назовите компоненты и результат действия второй группы примеров. (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Назовите компоненты и результат действия третьей группы примеров. (первый множитель, второй множитель, произведение).
- А знаете ли вы как называются компоненты и результат действия четвертой группы примеров? (нет)
- Это и есть проблема нашего урока.
- И тема нашего урока: «Название компонентов действия деления»
- Тогда какую же цель мы поставим на уроке?
ЦЕЛЬ: «Познакомиться с названием компонентов при действии делении».
III. Работа по теме.
1)Знакомство.
- Давайте внимательно с вами посмотрим на последний пример. (6 : 2 = 3)
- Прочитайте его. (6 разделить на 2, получится 3)
- А как бы вы назвали эти числа?
- Первый компонент – первое число при делении, что мы с ним делаем? (делим)
- Как можно его назвать? (делимое)
- Второй компонент указывает на сколько разделили?
- Как можно его назвать? (делитель)
- Результат действия деления – это значение части?
- Как можно его назвать? (частное)
- Давайте с вами еще раз повторим и запомним.
- Как называется число, которое делим? (делимое)
- Как называется число, на которое делим? (Делитель)
- Как называется результат действия деления? (частное)
- А как называется само выражение? (Частное)
- Давайте вместе прочитаем запись, используя новые термины, хором. (Делимое 6, делитель 2, частное 3.)
- А как можно прочитать по другому? (Частное чисел 6 и 2 равно 3.)
- Хорошо
2) Первичное закрепление.
- А сейчас откройте учебники на 62 странице. И найдите красную рамочку.
- Еще раз посмотрите на компоненты действия деления и запомните их.
- Назовите компоненты действия деления данного примера.
- Хорошо
- А теперь посмотрите на номер 1.
- Давайте с вами попробуем решить его.
- Прочитайте, что написано под первой цифрой.
- Посмотрите на рамочку и запишите данное выражение к себе в тетрадь вместе с ответом.
- Выйди и запиши его на доске.
- Давайте с вами проверим верно ли он записал.
- Расскажи компоненты действия деления этого примера.
- Молодец, садись.
- Прочитайте следующие выражение.
- Запишите его к себе в тетрадь вместе с ответом.
- Выйди и запиши его на доске.
- Давайте с вами проверим верно ли он записал.
- Расскажи компоненты действия деления этого примера.
- Молодец, садись.
3) Применение.
- А теперь посмотрите на 2 номер.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте обе задачи про себя. Вслух.
- Чем они похожи? (Здесь говорится луковицах, числовые данные одинаковые)
- Чем они отличаются? (Условия и вопросы разные)
- Выполним рисунок к первой задаче. (1 у доски а остальные в тетради)
- Сколько всего луковиц посадила Юля? (18)
- Нарисуйте столько кружочков сколько лукавиц.
- Как она сажала луковицы?( в 3 ряда поровну)
- На рисунке поделите кружочки на 3 равные части.
- Что надо узнать? (Сколько лукавиц в каждом ряду)
- Если мы знаем сколько всего луковиц и сколько было рядов, то можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (да)
- А каким действием? (делением)
- Как же записать решение?
- Запишите решение и ответ.
- Скажи какие компоненты действия деления у этого выражения?
- Хорошо, садись.
- А теперь выполним рисунок ко второй задаче. (1 у доски, остальные в тетради)
- Сколько всего луковиц посадила Юля? (18)
- Нарисуйте столько кружочков сколько лукавиц.
- Как она их сажала? (по 3 лукавицы в ряд)
- На рисунке отделите дугой по 3 кружочка.
- Что надо узнать (сколько получилось рядов).
- Зная сколько всего луковиц и сколько луковиц в каждом ряду, можем ли мы узнать сколько всего было рядов? (да)
- А каким действием? (делением)
- Как же записать решение?
- Запишите решение и ответ.
- Скажи какие компоненты действия деления у этого выражения?
- Хорошо, садись.
ФИЗМИНУТКА
Раз подняться потянуться
Два нагнулся разогнуться
Три в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть за парту тихо сесть
IV. Повторение
1)Текстовая задача.
- А теперь запишите в тетради номер 5 и прочитайте задачу про себя.
- Прочитай ее вслух.
- Что известно в задаче?
- Какой главный вопрос задачи?
- Давайте теперь составим краткую запись.
- Какие слова будем использовать? (купили, израсходовали, осталось)
- Нам известно сколько банок краски купили? (да, 10)
- Нам известно сколько банок краски израсходовали? (да, 7)
- Нам известно сколько банок краски осталось? (нет)
- Какой был главный вопрос задачи?(на сколько…)
- Значит нам нужно найти разницу между банками красок, которые израсходовали и которые остались.
- А как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (нужно из большего числа вычесть меньшее)
- Отложите ручки
- Посмотрите на задачу и скажите сможем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)
- Почему?
- А можем ли мы узнать, сколько банок краски осталось? (да)
- А каким действием? (вычитанием)
- Зная сколько банок краски осталось, можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? (да)
- А каким действием? (вычитанием)
- Сколько всего действий в задачи? (2)
- Что мы узнаем первым действием?
- Что мы узнаем вторым действием?
- Запишите решение задачи и ответ к себе в тетрадь.
- Какой ответ у вас получился? (на 4 банки больше).
- Хорошо.
2) Самостоятельное решение примеров.
- А теперь посмотрите на номе 8.
- Решите эти примеры самостоятельно.
- 1 ряд решает примеры первого столбика.
- 2 ряд решает примеры второго столбика.
- 3 ряд решает примеры третьего столбика.
- Приступайте к выполнению.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность ответов со слайдом.
- Если примеры решены правильно, то поставьте +, а если есть ошибки то поставьте себе !, это говорит о том, что нужно еще немного подучить материал.
V. Итоги урока.
- Итак, о чем мы свами говорили на нашем уроке? (о названии компонентов действия деления)
- Узнали ли мы название компонентов при действии делении?
- Как называются компоненты действия деления? (делимое, делитель, частное)
- Можем ли мы поставить звезду на против первого пункта плана? (да)
- Научились ли мы читать примеры на деление? (да)
- Можем ли мы поставить звезду на против второго пункта плана? (да)
- Значит достигли ли мы цели нашего урока? (да)
VI. Рефлексия.
- А теперь оцените свою работу с помощью лесенки успеха. Если вам был понятен весь материал на уроке, и вы довольны своей работой, поставьте солнышко на самую высокую ступень, если у вас возникали затруднения и вы не полностью усвоили материал урока поставьте солнышко ниже.
Покажите, как вы оценили себя на уроке. Я вижу, что многие оценили свою работу хорошо и это справедливо, вы большие молодцы, спасибо за урок, до новых встреч.