Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Самоопределение к деятельности (Словесный – Беседа) | 1 минута | Друзья, внимание – прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – начнем скорей урок. - Я надеюсь, что на этом уроке вы откроете для себя новые знания, будете работать с радостью и с удовольствием. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. | (приветствуют учителя) | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; |
II.Актуализация знаний и мотивация (Практический – проверка домашнего задания) (Практический – арифметический диктант) | 5 минут | Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа. Арифметический диктант. Найдите частное чисел 640 и 40. Первый множитель 90, второй множитель 40 чему равно произведение. Уменьшаемое 1200, вычитаемое 350. Чему равна разность. Записать число, которое больше 60 в 15 раз. Во сколько раз 20 меньше 1000. (Ответы 16, 2600, 850, 900, 50) Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сверьте свои ответы с ответами на доске. У кого не так? Почему? Оцените своего товарища. Поставьте себе «плюс» рядом с каждым правильным ответом. Оцените выполнение работы. Если кто-то не удовлетворён своей оценкой, не расстраивайтесь, в следующий раз все получится. | выполняют задание самостоятельно в тетради и у доски (высказывают мнение) | П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
III.Постановка учебной задачи (Словесный – Формулировка темы и цели урока) | 3-4 минуты | Ребята, вспомните тему прошлого урока, как она называлась? Запись на доске: - Сравните записи? Чем похожи эти записи? - Чем отличаются? - Кто хочет решить второе числовое выражение с объяснением у доски? - Какой можем сделать вывод? Догадайтесь, какая у нас сегодня тема урока? Какие цели поставим себе на урок? -узнать… -научиться… | -«Алгоритм письменного деления многозначных чисел на двузначное» - Второе числовое выражение вычислено неверно, так как остаток не может быть больше делителя Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. -При делении с остатком на двузначное число рассуждают так же, как и при делении без остатка. -Деление многозначного числа на двузначное с остатком. | Л: анализ; П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: владение диалогической формой речи; Л.: самоопределение. Р.: целеполагание. |
IV.Открытие нового знания (Практический – Работа с учебником, фронтальная работа) | 10-12 минут | Ребята, вспомните требование, предъявляемое к остатку. Никогда не забывайте это на сегодняшнем уроке. Вспомните, как мы вчера выполняли деление на двузначное число. (Ученик выполняет на доске деление уголком 399 : 57 с объяснением. Остальные – записывают в тетрадь) Кто желает решить второй пример, рассуждая так же? (1 человек работает у доски, остальные записывают в тетрадь) Какой вывод мы можем сделать? Давайте проверим наше предположение. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 58, текст под красной чертой. Подтвердились наши предположения? Молодцы, поздравляю вас с новым открытием в мире математики! | -Остаток должен быть меньше делителя. - Разделю 399 не на 57, а на 50, чтобы легче было найти цифру частного. Для этого разделю 39 на 5, получу 7. Это пробная цифра, проверим её. Умножу 57 на 7, получу 399, значит, цифра 7 подходит. Запишем её в частном и находим остаток: 399 минус 399, остаток равен 0. - Выполняем деление 526 : 74, рассуждая как и при делении без остатка, только в конце находим остаток: 74 умножить на 7 получим 518, 526 – 518 = 8, остаток равен 8. Он меньше, чем делитель 74. -Деление с остатком выполняется так же, как и деление без остатка. (работают с учебником) Да, подтвердились. | П: смысловое чтение; К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Л: анализ. Л: синтез. |
Динамическая пауза | 1 минута | Потрудились — отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Слушайте меня внимательно, если согласны с моим высказыванием, то поднимите руки в стороны, а если не согласны – вверх. Верно, что у 180 коз, 180 хвостов? (да) Верно ли, что у 30 мышат, 30 ушей? (нет) Верно ли, что у 140 коров, 280 рогов? (да) Верно ли, что у 25 лошадей, 120 ног? (нет) Верно ли, что если одно яйцо варится 5 минут, то 23 яйца будут вариться 5 минут? (да) | (выполняют действия за учителем) | Р: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи (Практический – Работа с учебником, фронтальная работа) | 5-6 минут | Закрепим умение делить на двузначные числа с остатком, выполнив №211 на странице учебника 58. Прочитайте задание. Как проверять деление с остатком? Первый пример решаем, рассуждая все вместе. (1 ученик у доски выполняет деление, второй – проверку) (Второе выражение ребята решают работая парами на черновике в то время как два ученика выполняют его на обороте доски. Затем происходит проверка) Третье и четвертое выражение выполните самостоятельно. Выполним задачу №212. Прочитаем задачу. Кто совершил первый полет в космос? Когда произошло это событие? Какие знания мы используем при решении этой задачи? Сколько часов в одних сутках? Запишите решение задачи самостоятельно. Решение: 290*24=6960 (сут) Проверим. Какое действие записали? Какой ответ получился? У кого другой ответ? | - Найди частное и остаток. Проверь решение. 1. Сравниваем остаток и делитель. 2. Умножаем частное на делитель. 3. К результату прибавляем остаток. Если полученное число и делимое верны, то деление выполнено правильно (выполняют задание самостоятельно в тетради и у доски) (выполняют задание самостоятельно) (читают задачу самостоятельно и вслух) -12 апреля 1961 года Юрий Гагарин полетел в космос. -Мы используем знания об единицах времени. -24 часа в 1 сутках. -290*24=6960 (сут) (высказывают мнение) | П: смысловое чтение; К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Самостоятельная работа самопроверкой (Словесный – инструктаж) (Практический – Самостоятельная работа, фронтальная работа) | 5-6 минут | Подпишите карточку и выполните задания. 1. Не выполняя вычислений, найдите пропущенное делимое с помощью первого равенства. 903:7 = 129 | 1280:5 = 256 | ___ : 7 = 128 (ост.6) | ___ : 5 = 255 (ост.4) | Правильный вариант: 902; 1279 2. Выберите записи, которые соответствуют рисунку. Обведите их. Варианты ответа: 13:4=3 (ост. 1) 17:3=5 (ост. 2) 16:5=3 (ост. 1) 3·5+1=16 5·3+1=16 16:3=5 (ост. 1) Правильный вариант: 16:5=3 (ост. 1); 16:3=5 (ост. 1) Передайте карточки вперед. После урока я их проверю. | (выполняют работу самостоятельно на карточках) | П:структурирование знаний; П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |
VII. Включение в систему знаний (Словесный – инструктаж) (Практический – Самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа) | 5 минут | с. 47, № 214 Прочитайте задачу. - О чём идёт речь в задаче? - Сколько машин участвовало в пробеге? - Сколько машин не доехало до финиша? - Известно ли нам, сколько машин доехало? - Из скольки человек состоял экипаж каждой машины? - Какой вопрос задачи? - Каким действие мы можем узнать, сколько машин прибыли к финишу? - Как теперь найти сколько спортсменов прибыли к финишу? СОСТАВИМ КРАТКУЮ ЗАПИСЬ И РЕШИМ ЗАДАЧУ (СЛАЙД) Записываем решение и ответ в тетрадь. | Читают Об автопробеге 350 105 Нет Из 3х Сколько машин и сколько спортсменов прибыли к финишу 350 – 150 = 245 245 * 3 = 735 | П: рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – коррекция. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) (Словесный – Беседа) (Практический – Подведение итогов) | 2 минуты | Ребята, вспомните, какая была тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы ставили? Достигли ли цели? Какие числа можно делить, пользуясь этим алгоритмом? Какое требование предъявляется к остатку? Предлагаю вам закончить данные фразы: -На уроке сегодня я… -Для меня эта тема… -Мне кажется, что… -Мне было трудно… Возьмите в руки карандаш зеленого цвета и закрасьте ту часть круга, которая соответствует полученным знаниям на уроке. Откройте дневники, запишите домашнее задание: Учебник, страница 58, номер 217. Спасибо вам за урок, до свидания. | -«Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное» (высказывают мнение) -Мы научились делить многозначные числа на двузначные с остатком и без остатка. -Остаток всегда должен быть меньше делителя. (проводят самооценку деятельности) (записывают домашнее задание) | К: произвольное построение речевого высказывания в устной форме; П: рефлексия способов и условий действия; Р: оценка. |