Тема: «Работа, производительность, время»
Цели:
1. Образовательная: познакомить с понятиями «производительность», «время работы», «работа»; установить взаимосвязь между этими величинами; вывести формулы.
2. Развивающая: способствовать развитию навыков устного и письменного счета, интереса к математике, внимания, логического мышления.
3.Воспитательная: выработка четкости и аккуратности в вычислениях, формулировках и записях; Воспитывать культуру математической речи.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник, карточки с устным счетом, карточки с формулами, карточки с задачами, карточки для рефлексии,
Ход урока
I.Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Ни минуты не терять!
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять».
II. Актуализация знаний учащихся
1. Устный счет
(один ученик выполняет у доски)
-
У 640-560х0=
-
М 240:60х100=
-
Ф 3х(180-90)-70=
-
А (940-720)х4=
-
Л 1000:5х4=
-
Р 400:50х40=
-
О (320-80)х1=
Самопроверка. Самооценивание.
– Расположите ответы в порядке возрастания.
Ф | О | Р | М | У | Л | А |
200 | 240 | 320 | 400 | 640 | 800 | 880 |
– Что мы называем формулой? (Формулой мы называем равенство, которое помогает нам установить зависимость между величинами).
2. Решение задач
На листочках даны задачи каждому ученику.
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка?
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч?
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?
Самопроверка.
Сравните свое решение с правильным. (на доске вывешиваются ответы)
Что общего в задачах , которые вы решали? (Задачи на движение)
Какими формулами вы пользовались в решении данных задач? (на доске вывешиваются формулы скорости. Времени. Расстояния).
Как найти расстояние? S = V * t
Как найти скрость? V = S : t
Как найти время? t = S : V
III. Постановка проблемы
– А сейчас я вам предложу «вкусную задачу». «На масленицу Маша напекла гору вкусных блинов. Она выпекала 3 блина в минуту. Сколько блинов приготовила Маша, работая 20 минут».
– Подберите формулу к задаче.
– Чем эта задача отличается от тех, которые мы решали сейчас. (Задачи были с известными величинами: время, скорость и путь. А в этой задаче не все величины знакомы, знаем только время).
– Почему возникли затруднения? (Новые величины, нет формул).
IV. Открытие детьми новых знаний
Как же назвать эту формулу?
– Что нужно найти в задаче? (Сколько всего блинов испекла Маша т.е. её работу).
Эта формула называется «ФОРМУЛА РАБОТЫ».
– О каких величинах ещё идет речь? (Выпекала 3 блина в минуту, т.е. скорость работы).
– Скорость работы называют «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ». Обозначим эту величину буквой «V». Это скорость выполнения работы.
– Что еще известно в задаче? (Время работы).
– О какой величине идет речь? (О времени).
– Какой буквой обозначается эта величина? («t»).
– Запишите в таблицу величины.
Производительность V | Время t | Работа A |
3 бл/мин | 20 мин | ? |
– Что нужно узнать в задаче? (Количество всех блинов, т.е. какую работу выполнила мама)
– Как найти количество блинов, которые испекла мама за 20 минут, если известно, что за 1 минуту мама выпекает 3 блина. (Надо 3 блина умножить на 20 минут: 3×20=60 блинов испекла мама).
– Записать в тетрадь решение.
– Какую величину находим? (Работу).
– Как находили? (Производительность работы умножили на время).
– Запишите формулу зависимости этих величин.
– Все ли формулы открыты? (Нет).
– Выведите две другие формулы.
– По какому правилу можно получить? (По правилу нахождения неизвестного множителя)
– Какую величину будете находить? (Время)
– Чтобы найти время нужно работу разделить на производительность труда.
– Запишите эту формулу в тетради и на доске.
– Какая величина еще неизвестна? (Производительность труда)
– А что такое производительность труда? (Это работа, выполненная за единицу времени).
– Как найти производительность?
– Все ли формулы открыты? (Да)
– Как можно проверить правильность ваших выводов? (Можно посмотреть в учебнике). Работа с учебником (с.17).
– Сравните выведенные вами формулы.
– Прочтите формулировки.
– Как найти работу?
– Время работы?
– Как называется работа, выполненная за единицу времени? (Производительность труда).
- Молодцы! Все формулы найдены. А теперь поработаем по учебнику.
V. Работа по учебнику
- Откройте учебник на странице 18 № 3.
-Что нужно сделать? (заполнить таблицу)
Производительность V | Время t | Работа A |
?м/ч | 3 ч | 234м2 |
одинаковая | 8 ч | ? м2 |
-
234:3 = 78(м/ч)- производительность
-
78*8 = 624(м2) – работа за 8 ч
страница 18 № 5
Производительность V | Время t | Работа A |
15 л/мин | ? мин 10мин | ?л |
12 л/мин | ? мин | ?л |
-
15 + 12 = 27(л) – производительность двух ванн
-
27 * 10 = 270 (л) –вмещает полная ванна
-На этой же странице найдите № 6(1столбик)
страница 18 № 4
VI.Рефлексия
– Заполните карточки которые я раздала
Формула…….(работы)
…(Производительность) – это работа, выполненная за единицу времени.
– Если затрудняетесь, где можно найти ответ? (В учебнике).
– Вы сами сделали открытие и ряд изученных формул пополнился.
Проанализируйте свою работу. (Внимательно слушал, смотрел, сделал открытие, все получилось – доволен собой/ не доволен).
Оцените свою работу на полях тетради – нарисуйте лицо человечка.
– Благодарю вас за активную работу на уроке.
Урок я хочу закончить пословицей о труде.
Всегда помните: «Всякое умение трудом дается».
VII.Домашнее задание
Выучить правило, стр. 18 № 6( 2 столбик), 7(2), 8
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
У 640-560х0=
М 240:60х100=
Ф 3х(180-90)-70=
А (940-720)х4=
Л 1000:5х4=
Р 400:50х40=
О (320-80)х1=
Расположите ответы в порядке возрастания.
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________
-
Избушка на курьих ножках за 8 часов пробежала 72 км. С какой скоростью бегает избушка? __________________
-
Кощей Бессмертный проехал на Змее Горыныче 180 км. Сколько часов они были в пути, если средняя скорость Змея Горыныча 90 км/ч? _____________________
-
Иван-царевич шёл тропинками нехожеными 6 часов со скоростью 6 км/ч. Какова длина тех тропинок?_________________