Тема: «Во сколько раз больше или меньше».
Тип урока: Урок закрепление знаний.
Цель:
Личностные: самоопределение темы урока, целей, рефлексия;
Познавательные: работа с полученной информацией, работа с учебными моделями, решение логических задач;
Регулятивные: умение управлять своей деятельностью; контролировать и корректировать свою работу;
Коммуникативные: следить за речевой деятельностью; отрабатывать навыки сотрудничества, вырабатывать инициативность и самостоятельность.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить работу над решением задач «во сколько раз больше или меньше»
Закрепление знаний табличных способов умножения и деления.
Развивать мыслительную деятельность учащихся при решении логических задач.
Повторить знания о свойстве геометрических фигур.
Закрепить понятие «зеркальное отражение».
Воспитательные:
Прививать любовь к народному творчеству.
Воспитывать аккуратность, последовательность работы.
Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества.
Оборудование:
Учебник Математика – 2 класс, авторы: В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва, издательство Вентана – Граф – 2012 год;
Презентация к уроку;
Раздаточный материал – прямоугольники;
Ножницы, линейка, простой карандаш;
Карточки с домашним заданием.
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Цель Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
-Здравствуйте ребята, садитесь. Слайд 1
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок
Наиушки на макушке, глазки широко открыты,
Лушаем, запоминаем, и минуты не зеваем
- Проверьте, всё ли готово к уроку. Желаю вам плодотворно потрудиться и получить хорошие оценки
2. Актуализация учебного действия
Цель: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия изученного материала: Повторить табличное умножение; Актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия материала, анализ, обобщение, синтез.
1.Начнём наш урок с весёлых математических стихов – задач. Я вам читаю стихи – задачи, а вы мне говорите ответ
1).Семь весёлых лягушат 2) 16 веток принесла коза для деток
Комаров ловили Положила на пол их как делить на 4?
Каждый съел уже по 5
Как же всех их сосчитать?
3)Мышки с поля колосья таскали
Все они в норки их убирали
Каждая спрятала их по 8
5 всех мышек, а сколько колосьев?
2) А сейчас ребята поиграем в интересную игру, которая так и называется «Не собьюсь». А правила игры : надо назвать все числа от 1 до 20, но с таким условием, те числа, которые делятся на 2 не называть, а говорить слово не собьюсь. Я начинаю игру
1, не собьюсь, 3, не собьюсь и т.д.
Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас мы его немного усложним.
Назвать все числа от 1 до 30 с таким условием, числа которые делится на 3 не называть, а говорить не собьюсь. Мы с вами повторили немного таблицу умножения и деления.
Решим цепочку примеров
Слайд 2
24-20*8:4+7:5=3

3 Решение головоломок
Слайд 3

Слайд 4
Рассмотрите рисунок.

– Какой фрукт тяжелее: яблоко или груша?
5 Работа в тетради
Слайд 5 . Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число.
- Пропишите число 28. Подчеркните те цифры, которые у вас получилось написать правильно.
- Сегодня вы прописали число. Что вы можете о нём сказать?
(двузначное, т.к. в записи используют два знака (две цифры); чётное; в числе 28 два десятка и 8 единиц; соседи числа 27 и 29) Можно ли получить число 28 с помощью умножения?

А теперь посмотрите ребята на доску внимательно, здесь даны примеры с окошком, надо вместо окошечек вставить пропущенное число, подходящее для каждого выражения. Но сначала откроем тетради и запишем число. Классная работа.
Слайд №6.
1)8 ∙□=48 3)□∙ 5=25 5)4 ∙ □ =16
2)9 ∙ □ =81 4)10 ∙ 2=□ 6)63 : 9 = □
Записываем данные примеры с проговариванием и проверяем с доской.
Выполнили и это задание. Хорошо! А теперь ребята посмотрите, рядом с ответами записаны слова, надо с этими словами составить пословицу. Здесь есть маленькая подсказка. Как мы записываем первое слово в предложении? Какое слово здесь написано с заглавной буквы?
- объясните её смысл
Слайд 7
1)6 – Одна 3)5 – голова 5)4 – а
2)9 – две 4)20 – хорошо 6)7 – лучше
Одна голова хорошо, а две лучше.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Если возможно, замените некоторые слова в этой пословице цифрами и придумайте с ними различные арифметические действия. Давайте ребята запишем их.
Хорошо! Молодцы ребята, вы опять великолепно справились с заданием. С вами работать просто интересно.
-Продолжим ребята дальше нашу работу. Обратите внимание на доску.
Слайд №8
-Что мы видим ребята?
Посмотрите, как изображены фигуры на верхней строчке относительно нижних и нижние фигуры относительно верхней строчки?
-Какая фигура здесь лишняя? Почему?
-А что ещё здесь не так?
-Что вы знаете о четырёхугольниках? Сколько их?
-Что вы знаете о треугольниках? Сколько их?
-Скажите во сколько раз здесь треугольников больше, чем четырёхугольников?
-Что для этого надо сделать?
Давайте с вами вспомним правило. Молодцы.
-Запишите этот пример и обязательно ответ на доске.
Ещё раз повторим правило. А я для вас запишу подсказку на доске.
Во :
Ребята, а сколько углов у четырёхугольника?
А сколько углов у треугольника? На сколько углов у четырёхугольника больше, чем у треугольника? Как узнать? А какое правило здесь используем? Помогите ещё раз напомните мне правило, а я вам запишу подсказку.
На−.
Ребята я думаю пора нам определиться с целями урока. Вот вам небольшая подсказка.
Слайд №9
-Нахождение числа, которое……………(в несколько раз больше или меньше).
-Повторить знания о………….(геометрических фигурах).
-Отработка знаний ………….(таблицы умножения и деления).
И так мы определили с вами цели нашего урока по которым мы будем работать.
Но сначала давайте немного отдохнём и проведём физминутку.
Физминутка.
Мы шагаем по дорожке
1,2 1,2.
Дружно хлопаем в ладошки
1,2 1,2.
Поднимаем ручки к солнышку и тучке
1,2 1,2.
Выше голова
3,4 – руки шире
5,6 – всем присесть
7,8 – лень отбросим
А на 9 – потянуться, разогнуться
Всем на парты оглянуться
А на 10 тихо сесть.
Организация учебного процесса на 4 этапе.
Послушайте ребята ещё одну пословицу.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
В чём смысл этой пословицы? Чему она учит?
Да, прежде что – то делать надо несколько раз хорошо подумать. А работа у нас с вами будет такая. Мы будем сейчас с вами волшебниками – фокусниками. Перед вами ребята лежит прямоугольник, посмотрите на него внимательно и подумайте, как этот прямоугольник превратить в квадрат? Вспомним, как мы это туже делали на уроках технологии. Зафиксируем наш квадрат. Отрежем лишнее ножницами. Не забываем аккуратно и осторожно работаем с ножницами. Мы превратили наш замечательный прямоугольник в квадрат. Скажите в чём отличие прямоугольника от квадрата, чём они похожи?
-Какие свойства квадрата вы знаете?
-Посмотрите ребята на квадрат, вы видите линию симметрии. На какие две фигуры она делит этот квадрат?
-Теперь преобразуйте квадрат в треугольник.
-Сколько углов у квадрата?
-Сколько углов у двух треугольника?
А теперь ребята, мы закрепим и повторим наши знания о геометрических фигурах. Нам предстоит выбрать верные высказывания.
Слайд №11.
Любой прямоугольник – это квадрат.
Любой квадрат – это прямоугольник.
Любой четырёхугольник – это многоугольник.
3)Выявление места и причины затруднения.
Цель:Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются и фиксируются отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности. Сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.
Слайд №12.
-Посмотрите ребята на слайд.
○○○ ○○○ ○○○
⌂⌂⌂
-Какие фигуры мы видим на верней строчке?
-Что мы знаем о круге?
-Какие фигуры изображены на нижней строчке?
-Что мы знаем о пятиугольнике?
-Чем отличаются фигуры на верхней строчке, от фигур, изображённых на нижней строчке?
-Узнайте, во сколько раз пятиугольников меньше, чем кругов?
-Запишите это решение и ответ.
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте верность выполнения задания.
4)Построение проекта выхода из затруднений.
Цель:
1)Сформировать цель урока.
2)Организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально)
-Какое правило помогло нам записать это действие?
Слайд №13
˸
Во сколько раз? Больше или Меньше
-
На сколько? Больше или Меньше
-
5_Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель:Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше.Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Работа в парах по карточкам.
Вы должны внимательно посмотреть задание. Обсудить с товарищем, коллегой по работе, какое из предложенных решений действительно верное. Это решение и соответствующий ему ответ надо подчеркнуть.
_
Во ? раз меньше

_____6см_____________________
______3см______
1)6: 3=2 (раза)
Ответ: в 2 раза меньше.
2)6 – 3=3 (см)
Ответ: на 3 см меньше.
3)6∙ 3 = 18 (см)
Ответ: 18 см
4)6 +3 =9 (см)
Ответ:9 см
Выполнили задание? Ну а теперь посмотрите внимательно на доску и проверьте. Если вы выбрали это решение и этот ответ, то ваша пара может поставить себе отметку 5, а остальным ребятам надо повторить правило. Ведь не зря же говорят: «Повторенье – мать ученья.
Слайд № 14.
Проверка: 1)6: 3=2 (раза)
Ответ: в 2 раза меньше.
6).Включение в систему знаний и повторений.
Цель:решение задачи, повторение и закрепление действий проведённых на уроке.
Сегодня мы с вами были фокусниками, и хорошо справились с этим, а теперь будем конструкторами.
Предстоит нам с вами построить корабль из необычного материала – геометрических фигур.
Вот перед вами строительный материал, а на слайде изображён макет корабля. подбираем нужный элемент (геометрическую фигуру) и строим корабль.
Подобное задание вам надо будет выполнить дома. В конверте лежат геометрические фигуры из них надо сделать по другому образцу корабль знаний и наклеить его на листок.
7)Рефлексия – деятельности
Формы работы: фронтальная.
-Какие цели мы ставили на уроке?
-Выполнили ли мы их?
-Что помогло в достижении наших целей?
-Вы довольны своей работой?
-Мы на уроке использовали пословицы. А, кто из вас ответит, что такое пословица? (Краткое народное изречение с назидательным содержанием, народные афоризмы).
-Спасибо за урок, за вашу работу. Молодцы.
Я очень вами довольна.
Очень жаль, урок не долог
Завершать уже пора.
А на следующем уроке
Вы продолжите тогда.
Использованная литература для подготовки к уроку:
Интернет ресурсы: http://znayka.net/poslovicy/s-chislami.html
Я иду на урок в начальную школу I и II части. Математика. Библиотека «Первого сентября». 2001 год
Мастерская учителя. Олимпиадные задания по математике. Т.Н. Максимова 2010 год. Москва «Веко».
Устный счёт. Т.В. Шклярова. Издательство «Грамотей» 2006 год.
Нестандартные и интегрированные уроки. Мастерская учителя. Н.Т. Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина Москва «Веко». 2008 год.
.
Дорисуй круги так, чтобы число кругов справа было больше, чем число кругов слева:

Дорисуй круги так, чтобы число кругов справа было больше, чем число кругов слева:

Дорисуй круги так, чтобы число кругов справа было больше, чем число кругов слева:
