1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, рубрики, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент | - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения. На уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками будут внимание, находчивость, смекалка. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Коммуникативные: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения. |
II. Актуализация опорных знаний Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | 1. устный счет _ Найдите значения выражений, расположите ответы в порядке убывания и прочитайте слово. 16-9 | К | | 90-50 | Е | 88-8 | А | 8+9 | А | 4+7 | И | 90+6 | М | 70-4 | Т | 5+10 | Т | 8+20 | М | 14-9 | А | | 96 | 80 | 74 | 40 | 28 | 17 | 15 | 11 | 7 | 5 | М | А | Т | Е | М | А | Т | И | К | А | -Правильно, это слово математика. А для чего нужно знать математику? Кто из вас желает сегодня узнать что-то новое о математике? Тогда не будем терять время, продолжим работу. 2. Минутка чистописания 3 33 333 Отгадайте ребусы: сес3ца,осе3на,с3ж,Авс3я,ус3ца. 3. Работа над выражениями 15+2 9+31 65- 5 24+5 90-30 23+7 12-6 - Какое задание вы можете предложить с этими выражениями? Запишите эти выражения в тетрадь, распределив их по группам. - По какому принципу вы их распределили? Что общего в выражениях каждой группы? - Как по-разному можно прочитать эти выражения? 5.Самопроверка и оценка работы. -Сверьте свои ответы с правильным вариантом решения. -Оцените свою работу. Закрасьте на полях кружок: кто выполнил задание правильно, без ошибок- красным цветом; кто выполнил с одной ошибкой – желтым у кого больше одной ошибки - зеленым | Выполняют Дети предлагают свои варианты заданий. выполняют в тетрадях Дети читают выражения разными способами. Дети оценивают себя. | Регулятивные: – последовательная реализация поставленной задачи; – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; – пошаговый и итоговый контроль собственных действий; Познавательные: – использование извлеченной информации; Коммуникативные: – формулирование мыслей в устной или письменной форме. |
III. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | (На доске записаны примеры) 20-9+8=19 20-9+8=3 - Что вы заметили?( Выражения одинаковые, а ответы разные.) -Как вы думаете, почему? ( Потому что выполнили действия в разном порядке.) _ Можно ли по записи выражений определить, что действия выполняли в разном порядке? -Кто догадался, на какой вопрос мы будем искать ответ на уроке? -Как показать в выражениях с одинаковыми числами разный порядок действий? | Сначала выполнили вычитание, а потом сложение Сначала сложить 9 и 3, а затем из 20 вычесть их сумму | Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация − контроль и оценка результатов деятельности − постановка и формулирование проблемы − установление причинно-следственных связей − осознание и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: − волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Коммуникативные: − выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью . |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | - Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия в некоторых примерах) - О чём сейчас говорили? (О порядке выполнения действий) - Какая тема урока? (Порядок выполнения действий) -Какова цель нашего урока? (Научиться обозначать в записи порядок действий) | Называют тему. Ставят цель урока. | Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий − самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные: − коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р); − контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; −целеполагание; −планирование; Коммуникативные: −планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
V. Реализация построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 1. Открытие нового правила -Как вы видите, выражения совершенно одинаковы, однако имеют различные значения. Это значит, что порядок действий в них менять нельзя. Для того чтобы не было путаницы, в математике применяют скобки. Посмотрите, как стали отличаться выражения, когда мы в поставили в них скобки (20-9)+8=19 20-(9+8)=3 - Как вы думаете, какие действия мы будем выполнять в первую очередь? (в скобках) 2. Формулировка правила - Кто сможет сформулировать правило, которое мы открыли? 3. Работа в учебнике.с.39 -Прочитайте правило, данное в учебнике. - Правильно ли мы сформулировали правило? Молодцы. -Найдите задание №1. - Выполняя это задание, мы будем проверять решение сразу. Все внимательно слушают, то, что проговаривает товарищ По цепочке читаем примеры, комментируя ход решения. Физминутка Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале… Вправо, влево повернитесь! Наклонитесь, поклонитесь! | Слушают и запоминают Отвечают | Познавательные: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий − самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные: − коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия (Р); − контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; −целеполагание; −планирование; Коммуникативные: −планирование учебного сотрудничества со сверстниками |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Обратимся к задаче на стр.39 №5. - Прочитайте. ( Дети читают задачу сначала про себя, а затем один ученик читает её вслух). - О ком говорится в задаче? - Чем занимался Коля? - Какую пользу приносит людям посещение бассейна? ( Укрепляет здоровье человека.) - Вы тоже должны укреплять своё здоровье, заниматься спортом. - Что известно в задаче? - Что нужно найти в задаче? - Давайте обратимся к чертежу задачи. - Что обозначают числа 100? 60? - Как ответить на вопрос задачи? - Запишите в тетрадь решение самостоятельно (Один ученик работает у доски). -Проверьте так ли у вас получилось? У кого ответ верный, закрасьте красный кружок на полях тетради. - Молодцы, справились с заданием. | Разбирают слова; отвечают на вопросы | Регулятивные: умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности; Коммуникативные: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения; связно высказывать суждения по изученному материалу Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию, самостоятельность и ответственность за выбор. |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить умение расставлять порядок действий в выражениях без скобок. | - Ребята, посмотрите на выражения, в чем их сходства? ( В каждом есть скобки) - Найдите их значение. 15-(5+7) 15- (5+10) 9-(7-2) (24-4) + 8 (4 + 6) – 7 6+ ( 35-5) | Дети индивидуально выполняют задание. Затем проводится самопроверка по ответам на доске, и обучающиеся оценивают себя, закрашивая кружок на полях соответствующим цветом. | |
VIII Итог.Рефлексия Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - оценить свою работу и работу класса на уроке; - наметить направления будущей учебной деятельности. | - С чем мы сегодня ознакомились? Какое открытие сегодня сделали? - Где вы можете применить полученные знания? -Встаньте те, у кого все кружки красного цвета. Молодцы! Вы выполнили все задания без ошибок. -Ребята, что можно посоветовать тем детям, которые не получили все красные кружки? -Поднимите рук, кому нужно потренироваться в вычислениях? Кому – в правильном выборе порядка действий? А кому – в решении задач? -Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. - Нарисуйте эту оценку на полях. | | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |