СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 30+18." 2 класс УМК "Школа России"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 30+18." 2 класс УМК "Школа России"»

Урок математики во 2 «…» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Приемы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 30+18.

Педагогическая цель

Познакомить с приемом вычислений вида 36 + 2, 36 + 20; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с приемом вычислений вида 36 + 2, 36 + 20; будут совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи, развивать внимание и логическое мышление.

Личностные результаты

Проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; проговаривание последовательности своих действий на уроке, анализировать и оценивать результаты работы.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.

Основные понятия и термины

Сложение, десятки, единицы.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математики» (Автор Моро М.И.), 2 класс 1 часть, карточки для самостоятельной работы.

Необходимые ТСО: м/м оборудование, презентация.
















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока


Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут …

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всём,

А теперь урок начнём!

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

Проверка готовности к уроку.

- А теперь проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Математика», письменные принадлежности: ручка, карандаш и линейка.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.

II. Мотивационно-целевой этап


Подведение к теме и цели урока.





















Формулировка задач урока.

- Ребята, обратите внимание на слайд, Слайд 1 что на нем изображено? (примеры)

20 + 2 + 30 + 5 +10

1 + 40 + 10 + 20 + 8

60 + 20 + 2 + 3

- Вычислим удобным способом.

Учащиеся объясняют:

1 пример – сначала складываем десятки: 20+30+10=60, потом складываем единицы: 2+5=7. 60+7=67. Ответ: 67.

2 пример – сначала складываем десятки:40+10+20=70, потом складываем единицы: 1+8=9. 60+10=70. Ответ: 79.

3 пример: сначала складываем десятки: 60+20=80, потом складываем единицы:2+3=5. 80+5=89. Ответ: 85.

- Как вы складывали? (Десятки с десятками, единицы с единицами, результаты сложили.)


- Теперь обратите внимание на следующие примеры: Слайд 2.

36+2

36+20

30+18

- Скажите, можем ли мы решить эти примеры также, как предыдущие? (нет)

- Почему? (потому что раньше такие примеры мы не решали)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня? (решать примеры вида 36 + 2, 36 + 20, 30+18)

- Молодцы, ребята!

Подводит учащихся к формулировке темы, цели и задач урока.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний


1. Игра на разрядный состав чисел «Яблочки».

- Прежде чем начать работу, вспомним изученное.

- Обратите внимание на слайд. Слайд 3-5 Вам необходимо определить разрядный состав числа: сколько в числе десятков и единиц.

45 – это __ дес. и __ ед.

87 – это __ дес. и __ ед.

26 – это __ дес. и __ ед.

14 – это __ дес. и __ ед.

30 – это __ дес. и __ ед.

58 – это __ дес. и __ ед.


- Хорошо, молодцы!

Организует работу обучающихся по разрядному составу числа. Задает вопросы.

Работают по разрядному составу числа. Отвечают на вопросы учителя.

2. Дидактическая игра «Определи маршрут».

- Посмотрите на следующий слайд, Слайд 6-7 что нам необходимо сделать? (представить число в виде суммы разрядных слагаемых)

- Вспомним, что значит представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (это значит, что число нужно представить в виде суммы двух чисел, одно из которого круглое, а другое некруглое)

- Представьте следующие числа в виде суммы разрядных слагаемых:

23 – это 20 + __.

75 – это 70 + __.

61 – это + 1.

84 – это __ + 4.

55 – это 50 + __.

12 – это 10 + __.

- Итак, что мы сейчас повторили? (суммы разрядных слагаемых)

- Что значит представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (это значит, что число нужно представить в виде суммы двух чисел, одно из которого круглое, а другое некруглое)

- Хорошо, молодцы!

Организует работу обучающихся по заполнению окошек суммы разрядных слагаемых. Задает вопросы.

Работают по заполнению окошек суммы разрядных слагаемых.

Отвечают на вопросы.

3. Математическая цепочка.

- Обратите внимание на следующий слайд. Слайд 8

- Что вы видите? (цепочку примеров)

- Решим эту цепочку:

Ответ: 13

- Решим вторую цепочку.

Ответ: 9

- Какие арифметические действия выполняли при решении цепочки примеров? (сложение и вычитание)

- Вспомним, как называются числа при сложении? (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма)

- Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Верно, молодцы, ребята!

Организует решение математической цепочки. Задает вопросы.

Решают математическую цепочку. Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала.












































































1. Работа над правилом. Оформление рабочей страницы в тетради.







- Откройте тетради, запишите число и «Классная работа», не забывайте, что классная пишется с удвоенной СС, пропишите образцы.


- Ребята, в начале урока вы затруднялись решить пример 36+2 и 36+20.

- Разберем решение первого примера: 36+2.

- В виде суммы каких разрядных слагаемых мы можем представить число 36? (30 и 6)

Слайд

- 6 – это число единиц, складываем единицы с единицами: 6 единиц + 2 единицы, получается 8 единиц, да еще 30 у нас было – получим 38.

- Когда мы решали этот пример, мы единицы складывали с единицами, а десятки у нас оставались неизменными.

- Запишите себе в тетрадь этот пример так, как он записан на доске.


- Разберем решение второго примера: 36+20.

- В виде суммы каких разрядных слагаемых мы можем представить число 36? (30 и 6)

Слайд

- У нас теперь есть круглые числа и некруглые, что удобнее сложить? (круглые)

- Складываем десятки с десятками: 30+20=50, получается 50, да еще 6 у нас оставалось – получим 56.

- Когда мы решали этот пример, мы десятки складывали с десятками, а единицы у нас оставались неизменными.

- Запишите себе в тетрадь этот пример так, как он записан на доске.


- Разберем решение еще одного примера: 30+18. Слайд

- Какое число представим в виде суммы разрядных слагаемых? (число 18)

- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. (10+8)

- Удобнее к 30 прибавить 10, получится 40, да еще 8 – получим 48.

- Что мы сейчас делали при решении примера? (сначала прибавляли десятки к десяткам, потом к полученному результату прибавляли единицы)

- Запишите себе в тетрадь этот пример так, как он записан на доске.


- Откройте страницу 58-ую учебника, обратите внимание на правило.

- Прочитайте его про себя.

- Прочитайте его вслух.

- Как складываются единицы? (единицы складываются с единицами)

- Как складываются десятки? (десятки складываются с десятками)

- Расскажите это правило друг другу.

- А теперь мы будем учиться применять это правило при вычислениях.

Организует оформление рабочей страницы в тетради, решение примеров. Задает вопросы.

Оформляют рабочую страницу в тетради. Решают примеры. Отвечают на вопросы.

2. Работа с учебником. (стр. 58 №2)

- Обратите внимание на номер 2-ой.

Один ученик у доски, остальные в тетради.

- Рассуждает:

1) 13+6 =

13 это сумма 10 и 3, будем складывать единицы с единицами: 6+3=9, да еще 10 будет 19.

2) 81+5=

81 это сумма 80 и 1, будем складывать единицы с единицами: 1+5=6, да еще 80 будет 86.

3) 42+6=

42 это сумма 40 и 2, будем складывать единицы с единицами: 2+6=8, да еще 40 будет 48.

4) 30+24=

24 – это сумма 20 и 4, будем складывать десятки с десятками: 30+20=50, да еще 4, будет 54.

5) 53+10=

53 – это сумма 50 и 3, будем складывать десятки с десятками: 50+10=60, да еще 3, будет 63.

6) 65+30=

65 – это сумма 60 и 5, будем складывать десятки с десятками: 60+30= 90, да еще 5, будет 95.

7) 4+73=

73 это сумма 70 и 3, будем складывать единицы с единицами: 3+4=7, да еще 70 будет 77.

8) 20+73=

73 – это сумма 70 и 3, будем складывать десятки с десятками: 20+70= 90, да еще 3, будет 93.


- Итак, когда мы прибавляли, что с чем мы складывали? (десятки с десятками, единицы с единицами)

Организует работу обучающихся с примерами. Задает вопросы.

Решают примеры под руководством учителя. Отвечают на вопросы.

Решение задачи (стр. 58, №3)

Решение задачи (стр. 58, №3)

- Обратите внимание на задачу 3-ю.

- Прочитайте ее про себя.

- Прочитайте задачу вслух.

- О чем говорится в задаче? (о салфетках)

- Что известно? (что Аня сшила 6 маленьких салфеток и 3 большие салфетки и что 2 салфетки она подарила маме)

- Что нужно узнать? (сколько салфеток осталось у Ани)

- В виде чего составим краткую запись? (в виде опорных слов)

- Что говорится о количестве салфеток, которые вышила Аня? (что она вышила 6 маленьких и 3 больших салфетки)

- Что говорится об открытках, которые она подарила маме? (что она подарила 2 салфетки)

- Что нужно узнать? (сколько салфеток осталось у Ани)

Вышила – 6 с. и 3 с.

Подарила – 2 с.

Осталось - ? с.

- Повторим задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

- Почему? (потому что мы не знаем, сколько всего салфеток вышила Аня)

- А можем узнать? (да)

- Почему? (потому что знаем, что Аня вышила 6 маленьких и 3 больших салфетки)

- Каким действием? (сложением)

- Почему? (потому что нужно узнать, сколько ВСЕГО салфеток сшила Аня)

- Запишем первое действие:

1). 6+3=9 (с.) – всего сшила Аня.

- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (да)

- Почему? (потому что знаем сколько всего салфеток сшила Аня и сколько салфеток она подарила маме)

- Каким действием? (вычитанием)

- Почему? (потому что нужно узнать, сколько салфеток ОСТАЛОСЬ)

- Запишем второе действие:

2). 9-2=7 (с.)

- Запишем ответ задачи.

Ответ: 7 салфеток осталось у Ани.

Организует работу обучающихся над задачей. Задает вопросы.

Решают задачу, отвечают на вопросы.

Физминутка.

На разминку становись!
Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,
Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево)
Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,
Может нам сплясать вприсядку.(Приседания)
А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)
А теперь ходьба на месте,
Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте)
Мы за парты сядем, вместе
Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты)

Проводит физминутку для профилактики переутомления учащихся.

Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления.

Решение задачи (стр. 58, №4)

- Обратите внимание на 4-ую задачу.

- Прочитайте её про себя.

- Прочитаем задачу вслух.

- О ком говорится в задаче? (о бабушке и дедушке)

- Что известно? (что дедушке 54 года, а бабушке 50 лет)

- Что нужно узнать? (на сколько лет дедушка старше бабушки)

- В виде чего составим краткую запись? (в виде опорных слов)

- Что говорится о возрасте дедушки? (что ему 54 года)

- Что говорится о возрасте бабушки? (что ей 50 лет)

- Что нужно узнать? (на сколько лет дедушка старше бабушки)

- Как мы это отметим в краткой записи? (двойной стрелкой)

Дедушке – 54 года

Бабушке – 50 лет ? лет

- Повторим задачу по краткой записи.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (да)

- Почему? (потому что мы знаем, сколько лет бабушке и сколько лет дедушке)

- Каким действием? (вычитанием)

- Почему? (чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее)

- Запишем действие:

54-50=4 (г.)

- Запишем ответ задачи:

Ответ: на 4 года дедушка старше бабушки.

Организует работу обучающихся над задачей. Задает вопросы.

Решают задачу, отвечают на вопросы.

V. Самоконтроль и самооценка
























Работа с учебником. (стр. 58 №6)

- Сейчас я предлагаю вам выполнить номер 6-ой самостоятельно у себя в тетрадях.

- 1 вариант решает 1 строку, 2 вариант – вторую строку.

- Первые два человека, которые выполнят задание, получат оценки.

Коллективная проверка:

1 вариант: 6, 12, 13.

2 вариант: 3, 10, 13.

Организует самостоятельное решение примеров.

Самостоятельно решают примеры.

Работа с учебником (задание под чертой)

- Теперь выполним задание под чертой:

- Первые два примера решаем вместе, остальное самостоятельно.

43+50=

43 – это сумма 40 и 3, будем складывать десятки с десятками: 40+50=90, да еще 3, будет 93.

62+4=

62 это сумма 60 и 2, будем складывать единицы с единицами: 2+4=6, да еще 60 будет 66.

31+6=

31 это сумма 30 и 1, будем складывать единицы с единицами: 1+6=, да еще 30 будет 37.

24+40=

24 – это сумма 20 и 4, будем складывать десятки с десятками: 20+40=60, да еще 4, будет 64.

- Верно, молодцы!

Организует работу с учебником. Задает вопросы.

Работают с учебником. Отвечают на вопросы.

VI. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа.

- Итак, подведем итог.

- О каком арифметическом действии сегодня шла речь на уроке? (о сложении)

- Как складываются единицы? (единицы складываются с единицами)

- Как складываются десятки? (десятки складываются с десятками)



Проводит обобщающую беседу для систематизации полученных учащимися знаний.

Обобщают и систематизируют полученные знания, отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия.

- Ребята, кому урок понравился, не возникало затруднений, не осталось вопросов, то поднимите зеленый кружочек. Если у кого-то возникали затруднения, тема была непонятной, остались вопросы, то поднимите красный кружочек.


Проводит рефлексию.

Соотносят цель учебной деятельности на уроке и ее результаты.

Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание…


- Урок окончен. До свидания!

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Слушают рекомендации по выполнению д/з, записывают в дневники



Учитель: ________________

Методист: ______________