Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока | Приветствие. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут … | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. |
Эмоциональный настрой. | Все друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь, И удачи вам во всём, А теперь урок начнём! | Эмоционально настраивает учащихся на урок. | Эмоционально настраиваются на урок. |
Проверка готовности к уроку. | - А теперь проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Математика», письменные принадлежности: ручка, карандаш и линейка. | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место. |
II. Мотивационно-целевой этап | Подведение к теме и цели урока. Формулировка задач урока. | - Ребята, обратите внимание на слайд, Слайд 1 что на нем изображено? (примеры) 20 + 2 + 30 + 5 +10 1 + 40 + 10 + 20 + 8 60 + 20 + 2 + 3 - Вычислим удобным способом. Учащиеся объясняют: 1 пример – сначала складываем десятки: 20+30+10=60, потом складываем единицы: 2+5=7. 60+7=67. Ответ: 67. 2 пример – сначала складываем десятки:40+10+20=70, потом складываем единицы: 1+8=9. 60+10=70. Ответ: 79. 3 пример: сначала складываем десятки: 60+20=80, потом складываем единицы:2+3=5. 80+5=89. Ответ: 85. - Как вы складывали? (Десятки с десятками, единицы с единицами, результаты сложили.) - Теперь обратите внимание на следующие примеры: Слайд 2. 36+2 36+20 30+18 - Скажите, можем ли мы решить эти примеры также, как предыдущие? (нет) - Почему? (потому что раньше такие примеры мы не решали) - Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня? (решать примеры вида 36 + 2, 36 + 20, 30+18) - Молодцы, ребята! | Подводит учащихся к формулировке темы, цели и задач урока. | Формулируют тему, цель и задачи урока. |
III. Актуализация опорных знаний | 1. Игра на разрядный состав чисел «Яблочки». | - Прежде чем начать работу, вспомним изученное. - Обратите внимание на слайд. Слайд 3-5 Вам необходимо определить разрядный состав числа: сколько в числе десятков и единиц. 45 – это __ дес. и __ ед. 87 – это __ дес. и __ ед. 26 – это __ дес. и __ ед. 14 – это __ дес. и __ ед. 30 – это __ дес. и __ ед. 58 – это __ дес. и __ ед. - Хорошо, молодцы! | Организует работу обучающихся по разрядному составу числа. Задает вопросы. | Работают по разрядному составу числа. Отвечают на вопросы учителя. |
2. Дидактическая игра «Определи маршрут». | - Посмотрите на следующий слайд, Слайд 6-7 что нам необходимо сделать? (представить число в виде суммы разрядных слагаемых) - Вспомним, что значит представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (это значит, что число нужно представить в виде суммы двух чисел, одно из которого круглое, а другое некруглое) - Представьте следующие числа в виде суммы разрядных слагаемых: 23 – это 20 + __. 75 – это 70 + __. 61 – это + 1. 84 – это __ + 4. 55 – это 50 + __. 12 – это 10 + __. - Итак, что мы сейчас повторили? (суммы разрядных слагаемых) - Что значит представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (это значит, что число нужно представить в виде суммы двух чисел, одно из которого круглое, а другое некруглое) - Хорошо, молодцы! | Организует работу обучающихся по заполнению окошек суммы разрядных слагаемых. Задает вопросы. | Работают по заполнению окошек суммы разрядных слагаемых. Отвечают на вопросы. |
3. Математическая цепочка. | - Обратите внимание на следующий слайд. Слайд 8 - Что вы видите? (цепочку примеров) - Решим эту цепочку: Ответ: 13 - Решим вторую цепочку. Ответ: 9 - Какие арифметические действия выполняли при решении цепочки примеров? (сложение и вычитание) - Вспомним, как называются числа при сложении? (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма) - Как называются числа при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность) - Верно, молодцы, ребята! | Организует решение математической цепочки. Задает вопросы. | Решают математическую цепочку. Отвечают на вопросы. |
IV. Изучение нового материала. | 1. Работа над правилом. Оформление рабочей страницы в тетради. | - Откройте тетради, запишите число и «Классная работа», не забывайте, что классная пишется с удвоенной СС, пропишите образцы. - Ребята, в начале урока вы затруднялись решить пример 36+2 и 36+20. - Разберем решение первого примера: 36+2. - В виде суммы каких разрядных слагаемых мы можем представить число 36? (30 и 6) Слайд - 6 – это число единиц, складываем единицы с единицами: 6 единиц + 2 единицы, получается 8 единиц, да еще 30 у нас было – получим 38. - Когда мы решали этот пример, мы единицы складывали с единицами, а десятки у нас оставались неизменными. - Запишите себе в тетрадь этот пример так, как он записан на доске. - Разберем решение второго примера: 36+20. - В виде суммы каких разрядных слагаемых мы можем представить число 36? (30 и 6) Слайд - У нас теперь есть круглые числа и некруглые, что удобнее сложить? (круглые) - Складываем десятки с десятками: 30+20=50, получается 50, да еще 6 у нас оставалось – получим 56. - Когда мы решали этот пример, мы десятки складывали с десятками, а единицы у нас оставались неизменными. - Запишите себе в тетрадь этот пример так, как он записан на доске. - Разберем решение еще одного примера: 30+18. Слайд - Какое число представим в виде суммы разрядных слагаемых? (число 18) - Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых. (10+8) - Удобнее к 30 прибавить 10, получится 40, да еще 8 – получим 48. - Что мы сейчас делали при решении примера? (сначала прибавляли десятки к десяткам, потом к полученному результату прибавляли единицы) - Запишите себе в тетрадь этот пример так, как он записан на доске. - Откройте страницу 58-ую учебника, обратите внимание на правило. - Прочитайте его про себя. - Прочитайте его вслух. - Как складываются единицы? (единицы складываются с единицами) - Как складываются десятки? (десятки складываются с десятками) - Расскажите это правило друг другу. - А теперь мы будем учиться применять это правило при вычислениях. | Организует оформление рабочей страницы в тетради, решение примеров. Задает вопросы. | Оформляют рабочую страницу в тетради. Решают примеры. Отвечают на вопросы. |
2. Работа с учебником. (стр. 58 №2) | - Обратите внимание на номер 2-ой. Один ученик у доски, остальные в тетради. - Рассуждает: 1) 13+6 = 13 это сумма 10 и 3, будем складывать единицы с единицами: 6+3=9, да еще 10 будет 19. 2) 81+5= 81 это сумма 80 и 1, будем складывать единицы с единицами: 1+5=6, да еще 80 будет 86. 3) 42+6= 42 это сумма 40 и 2, будем складывать единицы с единицами: 2+6=8, да еще 40 будет 48. 4) 30+24= 24 – это сумма 20 и 4, будем складывать десятки с десятками: 30+20=50, да еще 4, будет 54. 5) 53+10= 53 – это сумма 50 и 3, будем складывать десятки с десятками: 50+10=60, да еще 3, будет 63. 6) 65+30= 65 – это сумма 60 и 5, будем складывать десятки с десятками: 60+30= 90, да еще 5, будет 95. 7) 4+73= 73 это сумма 70 и 3, будем складывать единицы с единицами: 3+4=7, да еще 70 будет 77. 8) 20+73= 73 – это сумма 70 и 3, будем складывать десятки с десятками: 20+70= 90, да еще 3, будет 93. - Итак, когда мы прибавляли, что с чем мы складывали? (десятки с десятками, единицы с единицами) | Организует работу обучающихся с примерами. Задает вопросы. | Решают примеры под руководством учителя. Отвечают на вопросы. |
Решение задачи (стр. 58, №3) | Решение задачи (стр. 58, №3) | - Обратите внимание на задачу 3-ю. - Прочитайте ее про себя. - Прочитайте задачу вслух. - О чем говорится в задаче? (о салфетках) - Что известно? (что Аня сшила 6 маленьких салфеток и 3 большие салфетки и что 2 салфетки она подарила маме) - Что нужно узнать? (сколько салфеток осталось у Ани) - В виде чего составим краткую запись? (в виде опорных слов) - Что говорится о количестве салфеток, которые вышила Аня? (что она вышила 6 маленьких и 3 больших салфетки) - Что говорится об открытках, которые она подарила маме? (что она подарила 2 салфетки) - Что нужно узнать? (сколько салфеток осталось у Ани) Вышила – 6 с. и 3 с. Подарила – 2 с. Осталось - ? с. - Повторим задачу по краткой записи. - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет) - Почему? (потому что мы не знаем, сколько всего салфеток вышила Аня) - А можем узнать? (да) - Почему? (потому что знаем, что Аня вышила 6 маленьких и 3 больших салфетки) - Каким действием? (сложением) - Почему? (потому что нужно узнать, сколько ВСЕГО салфеток сшила Аня) - Запишем первое действие: 1). 6+3=9 (с.) – всего сшила Аня. - Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (да) - Почему? (потому что знаем сколько всего салфеток сшила Аня и сколько салфеток она подарила маме) - Каким действием? (вычитанием) - Почему? (потому что нужно узнать, сколько салфеток ОСТАЛОСЬ) - Запишем второе действие: 2). 9-2=7 (с.) - Запишем ответ задачи. Ответ: 7 салфеток осталось у Ани. | Организует работу обучающихся над задачей. Задает вопросы. | Решают задачу, отвечают на вопросы. |
Физминутка. | На разминку становись! Вправо-влево покрутись Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево) Начинаем приседать — Раз-два-три-четыре-пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку.(Приседания) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмёмся за дела. (Дети садятся за парты) | Проводит физминутку для профилактики переутомления учащихся. | Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления. |
Решение задачи (стр. 58, №4) | - Обратите внимание на 4-ую задачу. - Прочитайте её про себя. - Прочитаем задачу вслух. - О ком говорится в задаче? (о бабушке и дедушке) - Что известно? (что дедушке 54 года, а бабушке 50 лет) - Что нужно узнать? (на сколько лет дедушка старше бабушки) - В виде чего составим краткую запись? (в виде опорных слов) - Что говорится о возрасте дедушки? (что ему 54 года) - Что говорится о возрасте бабушки? (что ей 50 лет) - Что нужно узнать? (на сколько лет дедушка старше бабушки) - Как мы это отметим в краткой записи? (двойной стрелкой) Дедушке – 54 года Бабушке – 50 лет ? лет - Повторим задачу по краткой записи. - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (да) - Почему? (потому что мы знаем, сколько лет бабушке и сколько лет дедушке) - Каким действием? (вычитанием) - Почему? (чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее) - Запишем действие: 54-50=4 (г.) - Запишем ответ задачи: Ответ: на 4 года дедушка старше бабушки. | Организует работу обучающихся над задачей. Задает вопросы. | Решают задачу, отвечают на вопросы. |
V. Самоконтроль и самооценка | Работа с учебником. (стр. 58 №6) | - Сейчас я предлагаю вам выполнить номер 6-ой самостоятельно у себя в тетрадях. - 1 вариант решает 1 строку, 2 вариант – вторую строку. - Первые два человека, которые выполнят задание, получат оценки. Коллективная проверка: 1 вариант: 6, 12, 13. 2 вариант: 3, 10, 13. | Организует самостоятельное решение примеров. | Самостоятельно решают примеры. |
Работа с учебником (задание под чертой) | - Теперь выполним задание под чертой: - Первые два примера решаем вместе, остальное самостоятельно. 43+50= 43 – это сумма 40 и 3, будем складывать десятки с десятками: 40+50=90, да еще 3, будет 93. 62+4= 62 это сумма 60 и 2, будем складывать единицы с единицами: 2+4=6, да еще 60 будет 66. 31+6= 31 это сумма 30 и 1, будем складывать единицы с единицами: 1+6=, да еще 30 будет 37. 24+40= 24 – это сумма 20 и 4, будем складывать десятки с десятками: 20+40=60, да еще 4, будет 64. - Верно, молодцы! | Организует работу с учебником. Задает вопросы. | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | Обобщающая беседа. | - Итак, подведем итог. - О каком арифметическом действии сегодня шла речь на уроке? (о сложении) - Как складываются единицы? (единицы складываются с единицами) - Как складываются десятки? (десятки складываются с десятками) | Проводит обобщающую беседу для систематизации полученных учащимися знаний. | Обобщают и систематизируют полученные знания, отвечают на вопросы учителя. |
Рефлексия. | - Ребята, кому урок понравился, не возникало затруднений, не осталось вопросов, то поднимите зеленый кружочек. Если у кого-то возникали затруднения, тема была непонятной, остались вопросы, то поднимите красный кружочек. | Проводит рефлексию. | Соотносят цель учебной деятельности на уроке и ее результаты. |
Домашнее задание. | - Откройте дневники, запишите домашнее задание… - Урок окончен. До свидания! | Инструктирует по выполнению домашнего задания | Слушают рекомендации по выполнению д/з, записывают в дневники |