СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Учимся дополнять задачи и сравнивать величины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока по математике для учаәихся 1 класса. На тему "Учимся дополнять задачи и сравнивать величины"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Учимся дополнять задачи и сравнивать величины"»

План-конспект урока

Предмет: Математика

Дата проведения: 04.04.2024

Тема урока: «Учимся дополнять задачи и сравнивать величины»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Класс: 1 Б

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных умений и навыков дополнения условия задач и сравнения величин

Задачи урока:

-дидактические: способствовать ознакомлению с дополнением условия задача; формировать умения рассказывать о условиях задачи; познакомиться со способами сравнения величин;

-развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы о дополнении условия задач и сравнения величин

развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при поиске информации о дополнении условия задач и сравнения величин

способствовать развитию принимать и сохранять учебную задачу для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий;

понимать причины успехов/ неудач учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению;

воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре при изучении дополнения условия задач; развивать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; формировать обучающихся основ российской гражданской идентичности; воспитывать уважение к предмету (здоровью труду умственному или физическому, к Родине, истории, языку и т. д); воспитывать потребность к объективному самооцениванию;

Планируемые результаты:

личностные: осознают важность мотивации к познанию и обучению;

осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре при изучении дополнения условия задач ; проявляют познавательное интересы, активность инициативность любознательность и самостоятельность в познании; испытывают чувства гордости за Российской народ и историю Россию, осознают гражданскую идентичность (осознание своей принадлежности к российскому народу); осознают важность изучения предмета математика, испытывают чувство ответственности за знание данной темы; объективно оценивает свои достижения на уроке;

Метапредметные:

коммуникативные: умеют слушать и слышать друг друга, отвечают на вопросы учителя о дополнении условия задач и сравнения величин, формируют навыки речевых действий, участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;

познавательные: осознают познавательную задачу; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника о дополнении условия задач; выявляют известное и неизвестное; устанавливают связь между величинами; обсуждают условия задачи;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий;

принимают причины успехов/ неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок;

Предметные: знают о дополнении условия задач; знают сравнение величин; умеют рассказывать, о условиях задачи;

Ресурсы: учебник математики 1класс,2 часть Моро М. И. Бантова М.А, рабочая тетрадь, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки ноутбук, презентация).

Организация пространства фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Структура урока

I.Организационный этап (приветствие, знакомство)

- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодняшний урок математики проведу у вас я – Камиля Рифатовна. Как ваше настроение? (отлично)

(эмоциональный настрой к уроку)

- Для начала давайте настроимся на наш урок. Для этого аккуратно встаньте из-за парт. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, но дверь в этот мир еще закрыт, а ключик висит высоко над дверью.

- Давайте, встанем, попробуем поймать ключик. (Дети подтягиваются наверх, прыгают)

- Ура, поймали мы наш ключ, и дверь наш в мир путешествий теперь открыт. И пусть сегодня наш урок будет успешным и порадует всех нас.

- Молодцы, ребята! Пусть эта улыбка и хороший настрой сопровождают вас до конца нашего урока! Садитесь на свои места.

- Посмотрите, пожалуйста, всё ли у вас на месте: учебник, тетрадь, пенал. Уберите всё лишнее с парт. Сядем правильно, спина прямая, руки на парте. Начнём урок.

- Запишите в тетради дату и классная работа. Для чистописания запишем в одну строчку цифру 6. Сидим правильно, спинки впрямили. Пишем красиво и аккуратно. Получившуюся самую красивую цифру можете подчеркнуть.

- Ребята работать сегодня мы будем под девизом: «Один за всех и все за одного»

-Ребята, как вы понимайте смысл данной пословицы? Да, ребята! Эта пословица обозначает дружный, крепкий коллектив, который нельзя разъединить. В такой команде товарищи держатся друг за друга, и помогают во всём.

-А мы будем помогать сегодня друг другу? Отлично молодцы!

Мы поплывём на удивительный остров, хозяйка которого – наука МАТЕМАТИКА. Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики.

- Вы готовы отправиться в путешествие? Отправляемся в плаванье, садимся поудобнее. Вот наш корабль.

- Чтобы корабль отправился в путь, нам нужно провести устный счёт.

Карточка

1 + 9 +5 =15

8 + 2 + 7 =17

7 +3 +3 =13

13 – 3 – 4 =6


19 – 9 – 1 =9

14 – 4 – 4 =6

12 + 0 + 1 =13

16 – 6 – 10 =0

-Теперь, возьмите карандаши и проверьте свои записи по слайду. Посмотрите у кого сколько ошибок и оцените свою работу. Нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-8 ошибки – «3», 9 и больше ошибок – «2».

-У кого нет ни одной ошибки? У кого 1 или 2 ошибки.

- Молодцы, наш корабль отплывает

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

1.Проверка усвоения материала прошлого урока (по мере необходимости).

2.Активизация мыслительной деятельности обучающихся.

- Ребята, напомните мне, какую тему проходили вы на прошлом уроке? «Сложение через десяток»

-Хорошо, давайте проверим на сколько хорошо вы запомнили данную тему.






4 дес. 1 ед. + 4 ед. = 4 дес. 5 ед.

6 дес. 3 ед. + 3 дес. = 9 дес. 3 ед.

8 дес. 9 ед. – 8 ед. = 8 дес. 1 ед.

7 дес. 6 ед. – 5 дес. 4 ед. = (7 дес. – 5 дес.) + (6 ед. – 4 ед.) = 2 дес. 2 ед.

- Давайте вспомним, из каких компонентов состоит сложение. (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма).

- Как нам найти 2 слагаемое, если известно 1 слагаемое и сумма? (Из суммы вычесть 2 слагаемое и т.д.).

-Хорошо молодцы ребята, вы отлично усвоили материал прошлого урока.


III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

(На доске появляется корабль, море, бутылка)

- Ребята, а давайте назовём геометрические фигуры, из которых состоит наш корабль. (Прямоугольник, треугольник, четырёхугольник)

- Ой, ребята, какая-то бутылка? А как она могла попасть сюда?

- Обычно в бутылке отправляли послание. Посмотрим, что же в этой.

- Ребята, а там карта. По ней мы определим, куда плыть дальше, если справимся с заданиями.

-Посмотрите пожалуйста на экран. Ваша задача определить какой из этих текстов является задачей.

1.«У Маши 4 рыбки».

2.«У Маши 4 рыбки, а у Миши- 2 рыбки».

3.«В аквариуме 10 рыбок. 6 рыбок запустил Миша, а остальные Маша. Сколько рыбок запустила Маша?»

4. «Сколько рыбок у Маши и Миши вместе?»

-Правильно ребята, 3 текст является задачей. А почему вы так решили? Почему остальные не являются задачей?

-Молодцы, правильно значит из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).

2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Как вы думаете, исходя из того, какая будет цель урока? (Цель: научится дополнять задачи и сравнивать величины) А какая тема? (Тема: Учимся дополнять задачи и сравнивать величины)

IV. Организация познавательной деятельности (изучение нового материала)

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации) (лист самооценки).

-Для того, чтобы добиться нашей цели мы должны определить последовательность действий на уроке, то есть определить то, чем мы будем заниматься на уроке. Для этого вам нужно сопоставить начало и конец предложений по цветам.

1. Уметь дополнить условия задач;

2. Научиться сравнить величины;

- У вас на партах лежат листочки желтого цвета, это листы самооценивания. В течение урока мы будем к ним обращаться и оценивать свою работу.

2. Поиск решения («открытие» нового знания)

  (На экране пираты)

- Ребята, вы узнаёте кто это? (Пираты).

- Что они делают? (Они захватили корабль).

А для того, чтобы они нас отпустили, нам необходимо поработать в тетрадях.

- Для этого мы с вами решим задачу, которую уже рассматривали.

«В аквариуме 10 рыбок. 6 рыбок запустил Миша, а остальные Маша. Сколько рыбок запустила Маша?»

-Ребята давайте вместе попробуем решить данную задачу (один из учеников идёт к доске)

- Давайте определим о чём говорится в задаче? (о рыбках в аквариуме)

- Что нам известно? (было 10 рыбок, 6 рыбок запустил Миша, остальные Маша)

-Что нам не известно? (сколько рыбок запустил Маша) т.е что нам нужно найти? (количество рыбок запущенные Машей)

-Молодцы ребята! Каким способ мы решим данную задачу? (способом вычитания) из 10-6=4 (рыб.)

-Ребята, у всех так получилось? Молодцы!

- Ребята, нам пираты приготовили еще одно задание.

-Для того, чтобы мы могли поплыть дальше, нам необходимо поработать с учебником на странице 60, номер 1

- Прочитайте первую задачу. Обсудите в парах можете ли вы её решить? (Нет, здесь не сказано, сколько открыток было в киоске).

- Дополните условие задачи так, чтобы её можно было решить.

Было –

Продали – 10 отк.

Осталось - ?



Было – 15отк.

Продали- 10 отк.

Осталось- 5отк.

15-10=5

- Если открытки продали значит, чтоб найти, сколько открыток осталось, нужно из общего количества открыток вычесть проданных открыток.

- Ребята давайте немного отвлечёмся проведём физкультминутку для глаз.

Физкультминутка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

- Прочитайте вторую задачу. Каких данных не хватает для решения этой задачи? (Неизвестно, на сколько больше туристов в другой группе).

- Ребята попробуйте нарисовать схему к данной задаче и попробуйте решить самостоятельно.

первая группа- 7т.

вторая группа-? на 3 больше

7 + 3 = 10 (т.)

Ответ: 10 туристов.

- Прочитаем третью задачу. Каких данных не хватает для решения данной задачи?

Б- 9 л.

Сестра - 6 л.

На сколько Боря старше сестры?

9-6=3(г.)

Ответ: на 3года Боря старше сестры

- Молодцы, ребята вы отлично справились с данным заданием.

- Теперь возьмите листы самооценивания. Прочитаем первый пункт (читаем сами).

1. Уметь дополнять условия задач;

- Оцените знаком «+», если вам было всё понятно. Поставьте «?», если остались вопросы.

3. Первичное закрепление.

- Ой, смотрите, перед нами остров сокровищ.

Вот и новое испытание.

Что такое тут у нас?

Разберемся мы сейчас.

-Ребята, чтоб пройти это испытание. Вам нужно будет самостоятельно решить задачу в тетрадях. Схему списывать не нужно, напишите только решение.

- Ребята, если закончили давайте проверим по эталону. У всех так? Молодцы!

- А сейчас ребята предлагаю вам поработать по учебнику, откройте страницу 60, найдите номер 4. (первый столбик с комментированием решаем у доски, остальные три столбика выполняем по рядам в тетрадях)

-Ребята. все закончили? Если да, проверьте по эталону ваши ответы.

4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- Ребята, для того чтоб усерднее работать давайте снимем усталость и разомнёмся.

Физкультминутка

От зеленого причала оттолкнулся теплоход —

Раз, два. (Встать из-за парт.)

Он назад поплыл сначала —

Раз, два. (Шаги назад.)

А потом поплыл вперед —

Раз, два. (Шаги вперед.)

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход. (Волнообразные движения руками.)

-На странице 60 найдём номер 6. Вам нужно сравнить данные величины. Выполняем самостоятельно.

1дм=10см

2дм=20см

1дм=10см+1 см =11см

2дм=20см

-Ребята если все выполнили обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте по эталону.

-Все справились с задание? У кого сколько ошибок? Хорошо, молодцы!

- Теперь возьмите листы самооценивания. Прочитаем первый пункт (читаем сами).

2. Научиться сравнить величины;

- Оцените знаком «+», если вам было всё понятно. Поставьте «?», если остались вопросы.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону с критериями оценивания.

- Ребята, мы уже много поработали пришло время, проверить ваши знания. Для этого выполним самостоятельную работу. На листочках сзади напишите своё имя, фамилию. И начинайте выполнять.

-После того как закончили, передайте листочки с задних парт на передние.

-Хорошо, молодцы!

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  1. Соотнесение результатов урока с поставленными целями.

- Ребята, наш корабль подошёл к причалу. И мы прибыли с вами на остров – МАТЕМАТИКА.

Скоро прозвенит звонок,

Надо подвести итог.

Наше солнышко смеется,

А у вас как сердце бьется?

Помните пословицу в начале нашего урока «Один за всех и все за одного» Как вы думаете мы сегодня дружно поработали, помогли сегодня друг другу?

Вспомним нашу тему и цель. Мы добились цели? Замечательно.

2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- Что вам на уроке было труднее всего? Что интересно было выполнять?

- А сейчас я вам предлагаю закончить предложения, которые вы можете увидеть на экране:

Что нового я узнал(а)...

Мне было интересно...

- У вас на партах лежат листочки с цифрой 5. Если вам понравился урок, и было интересно раскрасьте цифру в красный цвет; если вам было что-то не понятно на уроке, в синий цвет. Раскрасили? Молодцы, а теперь покажите мне свои цифры.

-Замечательно ребята, я вижу всем понравилось. Мне тоже было интересно с вами работать!

Закончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

3. Выставление отметок с комментариями.

- Вы все очень хорошо потрудились, особенно хочу отметить активных...

VI. Домашнее задание (информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению).

-Ребята, домашнее задание будет на странице 60, номер 2. Вам нужно будет рассмотреть разные способы решения данной задачи, и в тетрадях записать тот который вам покажется лёгким.

- Всем понятно домашнее задание? Урок закончен. до свиданья!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!