поразрядное сложение двузначных чисел
без перехода через разряд
МБОУ «Лицей г. Шатуры» Зубкова Майя Михайловна
Цели: научить обучающихся применять способ поразрядного сложения двузначных чисел без перехода через разряд; совершенствовать вычислительные навыки; продолжить формирование умения составлять задачу по круговой схеме; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: научится применять данный приём для нахождения суммы двузначных чисел без перехода через разряд;/ получит возможность применить данный приём при решении текстовых задач.
Метапредметные:
- познавательные УУД: научится определять проблему и способы решения проблемы; / умение анализировать предложенные объекты (число, выражение, текст(задача); работать со схемами.
- регулятивные УУД: научится оценивать результат деятельности по ранее изученным критериям и только что предложенным/ получит возможность научиться оценивать свою деятельность в конце урока и рефлексировать деятельность, создание критериев для оценки.
- коммуникативные УУД: научится вступать в диалог с учителем и друг с другом в паре.
Личностные результаты : осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Задачи:
- повторить приём представления числа в виде суммы разрядных слагаемых;
- создать ситуацию для столкновения с проблемой;
- организовать поиск решения проблемы;
- организовать закрепление нового знания и применения для решения задачи.
Ход урока
А/ 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности
А) Организационный момент.
Прозвенел звонок у нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Меня зовут Майя Михайловна. Я проведу урок математики. Я рада встрече с вами и очень хочу, чтобы у каждого из вас было хорошее настроение. А поможет его нам создать самое простое средство – улыбка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям. От ваших улыбок даже светлее и теплее стало в классе!
Б/ Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
- Но на урок к вам я пришла не одна .
Со мной на урок к вам в гости пришли сказочные герои.
- Хотите узнать какие герои пришли к вам на урок?
- Для этого вы должны выполнить задание – я раздам вам карточки и вы должны решить примеры и расшифровать сказочных героев. Работать будем группами.
1 ряд Незнайка
7 –Н 6-А 4- Е 8-К 9-З 5-Й
1+6=
2+2=
7+2=
0+7=
2+4=
1+4=
2+6=
4+2=
2 ряд Мальвина
9- М 6- А 3-Н 8- Л 10-В 4- Ь 7- И
3+6=
2+4=
3+5=
2+2=
8+2=
3+4=
1+2=
1+5=
3 ряд Буратино
5- Б 8- О 9-Р 6- У 3- А 4- Н 7 –И 10- Т
2+3=
1+5=
7+2=
0+3=
3+7=
4+3=
2+2=
3+5=
- Вы готовы назвать сказочных героев?
- Молодцы!
- Нравятся вам эти литературные герои?
-Замечательно! 3 мин
В/ Определение темы урока.
- Сказочные герои придумали для вас задания.
-Посмотрите. Что вы видите? / выражения /
- Что общего вы видите в этих числовых выражениях? / везде сумма и складываются двузначные числа /
-Чем отличаются числовые выражения у литературных героев? /У Незнайки и Мальвины складываются круглые десятки, а у Буратино полные числа , которые состоят из разряда десятков и разряда единиц /
- Как вы думаете, что надо сделать с этими выражениями?
/ Найти значения этих выражений /
- Незнайка и Мальвина нашли значения этих сумм . Давайте проверим , как справился с заданием Незнайка . / Он ошибся в выражении 40+30 – будет 70, а не 80./
- Молодцы! Нашли ошибку у Незнайки. Незнайка часто торопится и допускает ошибки. Поэтому вы ребята никогда не спешите, если выполняете задание, чтобы не допустить ошибок. Хорошо ?!
Незнайка – 10+50
40+30
- Теперь проверьте, как с заданием справилась Мальвина – найдите значение сумм / у Мальвины всё правильно /
- Да, ребята – Мальвина очень умная девочка и всё решила правильно.
Мальвина - 70+10
40+50
- А у Буратино нет ответов. Как вы думаете - почему?
/он не смог решить примеры /
- Он не умеет решать такие выражения. Почему?
/ Наверное, Мальвина ещё его не научила находить значения этих сумм /
Буратино - 54+22
36+23
- А вы знаете как решаются такие выражения ? / мы тоже не учились решать такие выражения /
- Чему же нам надо научиться сегодня?
ЦЕЛЬ: Решать такие выражения, научиться находить значение таких выражений, используя поразрядный способ вычисления значения выражения
- Кто может назвать тему урока
Значит, тема нашего урока Слайд 1
- Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд.
- А когда мы научимся выполнять поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд , мы обязательно вернёмся к Буратино и поможем найти значение сумм , которые он сам не смог вычислить!
- Согласны? 3 мин
2. Основной этап
А / Самоопределение к деятельности. Проблемное объяснение нового знания.
- Рассмотрите числовое выражение 26 + 32.
- Может кто – то сам сможет найти и объяснить способ вычисления значения этого выражения 26 + 32.
Два человека у доски , а остальные в тетради
- Как ты вычислила значение суммы ?
Первый -26 + 32 = (20 + 6) + (30 + 2) = (20 + 30) + (6 + 2) = 50 + 8 = 58 – Вероника / число 26 и 32 разложила на десятки и единицы , потом сложила десятки 20+30=50, единицы 6+2=8, а 50+8=58/
- Поднимите руки , кто сделал так ,как…
- Как ты вычислил значение суммы ?
Второй 26+32=58 Лев
/ Сначала сложу единицы 6+2=8, а потом сложил десятки 2+3=5. Ответ 58
- Поднимите руки, кто сделал так ,как…
- Кто – нибудь нашёл значение выражения по – другому? / нет/
- Сколько мнений в классе /2/
- Кто же прав ? Как же правильно найти значение этого выражения?
2 мин
б/ Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос
- Как вы думаете , кто нам может помочь ответить на наш вопрос ?
/ Учебник/
- Откройте учебник , стр. 85 задание 4
- Рассмотрите и объясните поразрядный способ вычисления значения выражения 26 + 32.
- Как же выполнить поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд? / Надо десятки сложить с десятками , а единицы с единицами и потом к общей сумме десятков прибавим сумму единиц.
Давайте составим алгоритм вычисления значения выражения. ИКТ
1. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Сложить единицы с единицами.
3. Сложить десятки с десятками .
4. Прибавить к общей сумме десятков сумму единиц.
– Почему этот способ сложения двузначных чисел называется поразрядным сложением? (разрядами называются десятки и единицы , складывают единицы с единицами , а десятки с десятками.)
- А почему поразрядное сложение без перехода через десяток ?
/При сложении чисел 26 и 32 не было перехода через разряд./
- … была права , когда представила свой способ вычисления значения выражения ?
- А прав ли … , представив нам свой способ вычисления значения этого же выражения ? Ведь об этом способе в учебнике ничего не говорится.
/ Я думаю, что да , он тоже вычислял значение выражения поразрядным способом , но только вычисления проговаривал устно и сразу записал ответ /
- Так сколько же способов можно использовать, чтобы вычислить значение этого выражения /2/
- А какой способ более лёгкий и быстрый?
- второй способ рациональный – быстрый. Чтобы времени много не терять при вычислении – можно использовать 2 способ.
Физкультминутка
Вы устали – давайте потянемся, поднимите ручки вверх, опустите, ещё раз руки вверх- опустите, встаньте, присядьте два раза- садитесь. 2 мин
3 Творческий этап
а/ Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения
Сейчас мы продолжим работу в тетрадях – вспомните как надо сидеть за партой при письме/ спина прямая, стульчики подвинули , чтобы спина касалась спинки стула , ноги на полу , голову чуть наклонили /
5. Задание 5.
- Первые 2 столбика выполняем вместе с классом
- Ребята, выполните поразрядное сложение .
Мы будем выполнять это задание, и при вычислении значения выражения вы можете использовать один из способов
- Вам всем понятно как выполнять поразрядное сложение?
/Поднимите руки, кто не разобрался как выполнять поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд./
- Следующий 3 и 4-й столбики вы будете выполнять самостоятельно
Давайте вспомним алгоритм вычисления значения выражения. ИКТ
1. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Сложить единицы с единицами.
3. Сложить десятки с десятками .
4. Прибавить к общей сумме десятков сумму единиц.
- Все выполнили задание ? А сейчас вы обменяетесь тетрадями, проверите и оцените работу у своего соседа по таким критериям.
за 4 правильно решённых выражения поставите – 4 балла, за 3 правильных ответа – 3 балла , за 2 – 2 балла и за 1 правильный ответ – 1 балл.
- Поднимите руку – у кого 4,3 балла. Молодцы.
- У кого 1 балл? Где вы ошиблись?
- Есть ли ребята , которые не справились с заданием ?
- Как же выполнить поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд? / Надо десятки сложить с десятками , а единицы с единицами и потом сложить десятки и единицы.
1. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Сложить единицы с единицами.
3. Сложить десятки с десятками .
4. Прибавить к общей сумме десятков сумму единиц.
-Ну, что, ребята. Научились мы решать такие выражения?
-Сможем теперь помочь Буратино?
- Давайте поможем Буратино вычислить значения этих выражений двумя способами.
54+22
36+23
- Молодцы 10 мин
б/ Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий
6. Задание 6.
- А где нам может пригодится такой способ вычисления?
/ в магазине , для решения задач…/
- давайте рассмотрим задачу 6
– Составьте задачу по круговой схеме.
– Решите составленную задачу.
В 1-й день – 37 кг.
Во 2-й день – 41 кг.
Всего – ? кг.
Запись:
Решение:
37 + 41 = 78 (кг) – всего.
Ответ: 78 кг.
– Какой способ сложения вы использовали при решении этой задачи? (Поразрядный способ сложения чисел без перехода через разряд.)
- Все ли задания мы выполнили? / Есть условное обозначение /
- Что оно означает…/ выскажи предположение /
- При вычислении ответа мы использовали поразрядный способ сложения чисел без перехода через разряд, так как при сложении чисел 37и 41 не было перехода через разряд. 5 мин
4 Итог урока.
- Давайте вспомним тему нашего урока?
- Какую цел ставили на уроке? Слайд 1
– Что же вы узнали на уроке?
Способ поразрядного сложения двузначных чисел без перехода через разряд
- Чему научились на уроке? Находить значение выражения с помощью поразрядного сложения. Слайд 2
- Как же выполнить поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд? / Надо десятки сложить с десятками, а единицы с единицами и потом сложить десятки и единицы.
1. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Сложить единицы с единицами.
3. Сложить десятки с десятками .
4. Прибавить к общей сумме десятков сумму единиц.
5 Рефлексия деятельности:
- Ребята, вы довольны тем, как вы сегодня работали на уроке.
Рефлексия результата деятельности:
- Кто доволен результатом своей деятельности? (вы научились находить значение выражения с помощью поразрядного сложения)
- Закончите фразу: я научился…
6 Домашнее задание:
стр. 86 задание 7
- Прочитайте задание
- Что надо сделать? / сравнить выражения/
- Чтобы сравнить эти выражения, что надо сначала сделать?
/найти значения этих выражений /
- Какой способ сложения вы используете при вычислении значений этих выражений? (Поразрядный способ сложения чисел без перехода через разряд.)
- Все дома справятся с заданием? 5 мин
Цель нашей домашней работы – закрепить умение выполнять поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд
- Вы на уроке все хорошо работали. Спасибо вам за вашу работу.
7 –Н 6-А 4- Е 8-К 9-З 5-Й
1+6=
2+2=
7+2=
0+7=
2+4=
1+4=
2+6=
4+2=
9- М 6- А 3-Н 8- Л 10-В 4- Ь 7- И
3+6=
2+4=
3+5=
2+2=
8+2=
3+4=
1+2=
1+5=
5- Б 8- О 9-Р 6- У 3- А 4- Н 7 –И 10- Т
2+3=
1+5=
7+2=
0+3=
3+7=
4+3=
2+2=
3+5=