Урок по теме «Умножение десятичных дробей»
Организационная информация
Тема урока: «Умножение десятичных дробей»
Предмет: математика
Класс: 5
Автор урока: Семыкина Лилия Алексеевна, учитель математики
Методическая информация
Методологическая база:
Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5 класс. Автор: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф , 2016.УМК:
Математика: 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций /А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф , 2016. – 304 с..Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса.
интернет – источники:
http://www.history-ryazan.ru/node/9156;
http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/, интернет - журнал о природе «Сезоны года»;
http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/useful-properties-products-p5.html;
http://www.inmoment.ru/beauty/health-body/useful-properties-products-k7.html;
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E5%EC%EB%FF%ED%E8%EA%E0_%EB%E5%F1%ED%E0%FF;
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Цель урока: продолжить работу над формированием навыка выполнять умножение десятичных дробей
Задачи урока:
научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «правило умножения десятичных дробей», «правило умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001», совершенствовать навыки умножения десятичных дробей, нахождения значений выражений, решения уравнений, задач, выявить «скрытые» проблемы и затруднения для их дальнейшей коррекции;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, настойчивость в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда, познавательный интерес и любознательность, любовь к природе;
развивающие (формирование регулятивных УУД):
способствовать формированию умений использовать приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Используемые технологии: развивающее обучение, ИКТ, игровая технология
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карточка с самостоятельной работой), электронная презентация по теме «Умножение десятичных дробей»,выполненная в программе Power Point
План урока:
1. Организационный момент
2. Работа по теме урока. «Прогулка в лес»
2.1. Вводная беседа
2.2. «На опушке леса» (проверка домашнего задания)
2.3. «Собери грибы в лукошко» (устный счет)
2.4. «Привал» (физ. минутка)
2.5. «На лесной полянке»
3. Итог урока
4. Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие ученика. Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе.
- Здравствуйте! Рада вас видеть, видеть вашу готовность к уроку и надеюсь, что мы с вами сегодня проведем время с интересом и пользой. Я верю в ваши способности! (мотивационная беседа, побуждающий диалог).
Знакомство с листом контроля.
2. Работа по теме урока
2.1. Вводная беседа
Нам будет очень трудно обобщать ранее полученные знания без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета.
Устный счет верю- не верю. Если утверждение верное ставим +, если утверждение неверно -.
1.Из двух десятичных дробей больше та, у которой целая часть больше.
2.Если у десятичной дроби справа после запятой приписать или убрать нули, то получится дробь, больше(меньше) данной.
3.У десятичной дроби в дробной части на первом месте после запятой идет разряд сотых.
4. 5,0976
5. 78,348 ≈ 78,35
6. 1,43 * 10 = 0,143
Самопроверка:
Ответы:
+
-
-
+
+
-
Сегодняшний урок мы проведем с использованием рейтинговой системы контроля знаний. У вас имеются оценочные листы, в которых вы выставляете баллы, полученные за каждый этап урока. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. И так поставьте себе балл, если верно справились с устным счетом.
Давайте с вами вспомним чему мы научились на протяжении нескольких уроков:
- с какими числами мы сейчас работаем?
- что мы умеем с ними делать?
- вспомним правила умножения десятичных дробей.
- Как вы думаете какая тема нашего урока? Запишите в тетрадь тему урока.
Вы бывали летом в лесу? Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Лес – величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Прогулки по лесу - это так приятно, а наблюдательному человеку еще и интересно. Я приглашаю вас на «Прогулку в лес».
2.2. «На опушке леса» (проверка домашнего задания)
Ученики называют цветок (учитель или сам ученик выполняет на экране клик по этому цветку) и отвечают на появившийся вопрос.
За общий ответ (на усмотрение учителя) ученик получает 1 балл и в конце урока, в зависимости от количества набранных баллов, получает оценку.
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число.
Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
Как умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001?
Сформулируйте правило умножения десятичных дробей.
Что надо сделать при умножении на десятичную дробь, если в произведении меньше цифр, чем надо отделить запятой?
№ 1439 (б, в), № 1440 (а, б);
Ответы.
№ 1439 б) 1,2b в) 6,1с +6,2.
№ 1440 а) 199,1 б)230,11.
(по окончании работы на экране выполняется клик на слово «проверить» и проводится проверка).
Давайте еще чуть-чуть поработаем устно и попробуем собрать грибы в лукошко.
2.3. «Собери грибы в лукошко» (устный счет)
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.
2,31 ∙ 5,4 = 12474;
2,31 ∙ 0,54 = 12474;
23,1 ∙ 5,4 = 12474;
0,231 ∙ 54 = 12474;
0,231 ∙ 0,54 = 12474.
0,5 ∙ 43,2 ∙ 2 = 432
62,711: 10 = 6,2711
451,6 ∙ 0,01 = 4,516
Проверяем верность и ставим 1 балл в оценочный лист.
2.4. «Привал» (физ. минутка)
На экране – представлен список различных дробей, с которыми мы уже знакомы. Если я называю десятичную дробь – встаем, если обыкновенную дробь – хлопаем, натуральное число – поднимаем руки.
2.5. «На лесной полянке»
-Ребята, посмотрите! Мы на лесной полянке. Сколько вокруг растений и каждое из них по-своему привлекательно!
Лес – это источник радости и здоровья.
Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождем смывается на землю.
Давайте узнаем какие растения имеют большее количество витаминов из данного списка.
Узнай, какое растение леса - клад витаминов.
Для этого найди корень уравнения:
х : 0,8 = 5,6. (х = 4,48)
Плоды этого растения издревле употребляются человеком в пищу. Водный настой листьев земляники лесной применяются в качестве мочегонного средства при мочекаменной и желчнокаменной болезнях. Их употребление также назначается при диабете и малокровии. Плоды применяют как витаминное средство.
Если решено верно ставим 1 балл.
Если ты порезал ногу, не рыдай и не реви.
Вот растенье на подмогу. Ты скорей его зови!
Что это за растение? Правильное решение уравнения поможет ответить на этот вопрос.
х : 4,8 + 3,6 = 3,9. (х = 1,44)
Подорожник обладает очень многими лечебными и целебными свойствами для организма. В листьях подорожника содержится каротин, витамины С и К, лимонная кислота, фитонциды, ферменты, горькие и дубильные вещества. Настой из листьев подорожника обладает отхаркивающим свойством, благодаря чему и используется при лечении бронхитов, бронхиальной астмы, туберкулеза легких. Сок свежих листьев подорожника эффективен в лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, хронических гастритов.
1 БАЛЛ за верное решение.
3. Итог урока (рефлексивно - оценочная часть)
Давайте подведем итоги урока, подсчитаем количество баллов за урок. По итогам урока выберите свой уровень освоения данного материала.
4. Домашнее задание