СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике. Время. Измерение времени. Единицы времени. Определение времени по часам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике. Время. Измерение времени. Единицы времени. Определение времени по часам.»





Время. Измерение времени. Единицы времени. Определение времени по часам.





Подготовила: учитель н/о Аршиева Л.З.





Цель: 

познакомить детей с понятием Время и способами его измерения;

научить определять время по часам;

обобщить и проверить знания и умения детей по теме «Единицы времени».

Задачи:

Формировать представление детей о времени;

Познакомить детей с разными видами часов (карманные, наручные, будильник, настенные, песочные, электронные);

Познакомить с циферблатом часов и двумя стрелками (минутная и часовая);

Познакомить с понятиями: час, минута, сутки;

Составление таблицы единиц времени;

Уметь определять время по часам

Закрепить представление о чередовании частей суток, об изменении видов деятельность людей в зависимости от частей суток;

Закрепить знания о геометрических фигурах: квадрат и круг (на основе часов);

Совершенствовать умения отвечать полными ответами на вопросы.

Воспитывать бережное отношение ко времени.




Ход занятия:

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЧАСЫ?

Время нельзя увидеть или пощупать. Но можно следить за ним с помощью часов. Зачем нам нужны часы? Как ты думаешь, что было бы, если бы часов ни у кого не было?   (Вот что могут ответить дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»). Именно часы нам подскажут, когда спать, когда вставать, когда работу начинать…

Как ты думаешь, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время? Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди? (Давай поразмышляем).

Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие — живые!!! Догадайся, что такое «живые часы»? Какие они могли быть? 

Давным - давно, когда люди еще жили в пещерах и готовили еду на костре, они заметили, что светло становится, когда солнышко появляется на небе, оно медленно поднимается и чем выше оно над головой, тем светлее и теплее становится. Чем ниже спускается солнышко, тем темнее становится. На небе появляются звезды. Древнему человеку это было важно, потому что когда светло и тепло – он мог охотиться, а когда темнело – ему хотелось спать.

Древний человек догадался, что светлые и темные периоды можно измерять. Он придумал изобретение, которым мы пользуемся до сих пор.

Угадай, что это? Конечно, это – ЧАСЫ

(демонстрируется соответствующая карточка – «Часы»).

Ног нет,

А хожу.

Рта нет, а скажу

Когда есть, когда спать,

Когда работу начинать.

Часы

Запомни: ЧАСЫ – это прибор для определения времени. (Повтори.)


КАКИЕ БЫВАЮТ ЧАСЫ?


ЖИВЫЕ ЧАСЫ

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ.


Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!



А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы. Как ты думаешь, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время? Правильно, они поют утром.


Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый.

Позже поет жаворонок.

В пять утра – зяблик.

А как ты думаешь, когда начинает петь – чирикать воробей? Он у нас соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам скоро пора вставать в школу, на работу.




Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуй догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как? Подтолкните его к правильному ответу, рассуждая вслух: «Что есть у цветов? Корни, стебель, листочки, цветочки. Чем же они нам сообщают время? Корнем? Нет, он в земле, мы его не видим. Стеблем? Как ты думаешь — стебель одинаковый у цветочков и утром и вечером? Тогда чем же?» Так вот чем! Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются!

Например, вьюнок открывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера.

Лютик открывает цветки в 7-8 утра, а закрывает в 3-4 часа дня.

Одуванчики открываются ровно в 5 утра. Люди внимательно наблюдали за цветами и травами и могли определить, сколько времени.

Правда определять время по этим часам немного проблематично. В пасмурную, дождливую погоду цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются не по расписанию. Правда определять время по этим часам немного проблематично. В пасмурную, дождливую погоду цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются не по расписанию.

Поэтому в наше время в них встраиваются часовые механизмы.

СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ

ВТОРАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ.


  Люди стали придумывать другие часы. Первыми появились солнечные часы. Начертили люди круг под открытым небом и поставили посредине колышек. Идет по небу солнышко – идет по площадке тень от колышка. Она и показывает время. Но эти часы хороши были только днем и в солнечную погоду. Недостатком их было то, что, когда солнышко было закрыто тучами, часы не работали. Пришлось тогда людям придумывать другие часы.

Фото Древних часов Древние греки Древние греки начали использовать солнечные часы ещё во 2 веке до нашей эры, но и сегодня их можно встретить как украшение парков и улиц. Солнечные часы. Владикавказский планетарий.


Понаблюдав за солнечными часами, утром и вечером сделаем еще один вывод – когда тень палочки длиннее — утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)



ПЕСОЧНЫЕ И ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ-

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ.

История часов продолжалась. Люди стали придумывать другие часы. Другим изобретением в этот период были песочные часы. Эти часы имеют вид двух грушевидных ёмкостей, которые соединены между собой узкими концами. За определённое время песок пересыпается из верхней ёмкости в нижнюю. Далее сосуд переворачивали. Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора. Обычные часы были рассчитаны на полчаса или час, реже - на 3 часа.

Песочные часы

Также древними часами являются водяные часы в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды. Промежутком времени было количество воды, вытекшее каплей за каплей из маленького отверстия на дне сосуда.

Водяные часы


Ещё один интересный вид часов. Это тонкие свечи длиной около метра с нанесённой по всей длине шкалой, сгоравшие также за определённое время. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища.

Огненные часы



ФОТООТЧЁТ








СОВРЕМЕННЫЕ  ЧАСЫ

ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА ИСТОРИИ ЧАСОВ.


Все эти приборы показывали время с большой погрешностью, и уже не могли удовлетворить потребность человека в точном времени.

Время шло, люди становились все умнее и придумывали все более совершенные часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов. Люди сейчас пользуются механическими и электронными часами.

Время нельзя увидеть или пощупать. Но можно следить за ним с помощью часов.


Вывод: История часов — неотъемлемая часть истории культуры, тесно связанная с прогрессом науки и техники.






Активизация речевой деятельности.


Сначала узнаем, какие бывают часы, где и как они используются:


Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).

Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).

Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).

Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». Дайте малышу послушать куранты. Напомните, как Вы в Новый год слушали куранты.

Раньше были даже каретные часы. Они были где? (В карете)

Карманные часы носят в… (кармане).

Каминные часы ставят на... (камин).

А еще есть часы, которые называют «скелетоны». Знаешь, почему? Их корпус прозрачный и через него видно, что происходит внутри часов. Видно, какие детали двигаются, а какие неподвижные.

Есть часы механические, их надо заводить. Есть часы кварцевые. В них вставляют батарейки. А есть электронные.

Какие часы есть у нас дома? У бабушки? У папы?





Знакомство с часами.

Посмотрите, сколько разных часов придумали люди для удобства и красоты. Здесь часы механические и электронные, настенные, наручные, нагрудные, карманные. А какой формы бывают циферблаты. Они тоже самые разные (круглые, квадратные, прямоугольные…)

Какие бывают часы





Недавно ученые изобрели атомные часы, которые показывают самое точное время.


Сегодня мы пользуемся часами с циферблатом.

Циферблат – это круг с цифрами на часах.

(Демонстрируются часы. Повтори, что такое циферблат. Покажи на картинке.).



Какие цифры видишь на циферблате? (На циферблат нанесены цифры, перечисляет.)

Часы идут по часовой стрелкеслева направо — потому что именно в этом направлении движется тень солнечных часов.

А еще у часов есть движущиеся стрелки, которые показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные: одна – маленькая и толстая.

Она называется часовая - показывает часы. Она толстая и неуклюжая. Двигается медленно. За целый час она переходит от одной цифры к другой.

Вторая стрелка – длинная. Она называется минутная - показывает минуты. Она движется быстрее. За час успевает сделать целый круг.

1 час – это целых 60 минут.

Минута - короткий промежуток времени, а час длинный. Если большая стрелка прошла весь круг по циферблату, значит, прошёл час. Короткая за это время передвинется от одной цифры до следующей. Чтобы узнать, сколько сейчас времени, надо посмотреть, как расположены стрелки.

Учимся определять время.


Проснувшись утром, мы сразу задаем себе вопрос: «Который час?» - и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течении всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу. В самом деле, вся наша жизнь организована по часам и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.




Отсчет времени начинается ночью, когда мы все спим. За ночь, утро, день и ночь Часовая стрелка обходит циферблат всего 2 раза.  Этот промежуток времени люди договорились называть сутками.

Суточные часы

Практическая работа с моделью часов.

Давайте составим правило определения времени по часам:

1) определяем по маленькой стрелке, сколько ЧАСОВ:



2) определяем по большой стрелке, сколько МИНУТ:


Давайте поиграем.

А как ты думаешь, 1 минута – это много, или мало? У меня есть удивительные древние часы, у которых нет циферблата и стрелок. Вместо этого в них есть песок. Они так и называются – Песочные. Они умеют точно отмерять минуту. Садитесь за столы, и по моей команде начнете рисовать круги на бумаге. Посмотрим, сколько кругов нарисуешь за 1 минуту.

А теперь давайте проверим. Сколько кружков получилось за минуту?

А как вы думаете, что еще можно сделать за 1 минуту? (Ответы.)

Помните, что минуты текут очень быстро Если не уследите за их течением, то будете отставать от всех, не успевать прийти вовремя, опаздывать в кино, театр, школу. А какой прибор нам поможет не допустить этого? Правильно. Часы.

А где делают часы? (Часы делают на заводе.) Сначала дизайнеры придумывают и рисуют модели часов – какой у них будет циферблат, какого цвета цифры. А потом часовщики собирают часы из деталей.

Где продают часы? (Часы продают в магазине.)

А если часы сломались, то кто нам поможет?  Нам поможет мастер-часовщик, который работает в мастерской. Где ремонтируют часы? (Часы ремонтируют в ремонтной мастерской.) Он разбирает часы на детали, определяет, почему они сломались, ремонтирует и снова собирает час

Итак, подведем итог вышесказанному. Прошу ответить на вопросы:

Какой предмет помогает определить дату? (Календарь)

Какие календари существуют? (Настольный, отрывной, листовой, маленькие календарики и т.д.)




Какой год начался с1-го января? (2023г.)

Какой был предыдущий? (2022)

Какой год последует за 2023 годом? (2024)

К какому веку они относятся? (21 веку)


Исследование.

Давайте проведем исследование, как взаимосвязаны между собой данные единицы времени. Давай вместе составим таблицу единиц времени.              

Восстанови правильную последовательность.

Эра — это промежуток времени в истории. Он делится на 3 части:






палеозойская эра (эра создания пресмыкающихся животных);


мезозойская эра (эра динозавров);




кайнозойская эра (появление человека).


Тысячелетие – промежуток времени, равный 1000 годам.


Век – промежуток времени, равный 100 календарным годам.

Мы живем в 21 веке. Он длится с 1 января 2001года по 31 декабря 2100 года.

           


Год промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Год может длиться 365 или (366 дней -високосный год).



Месяц – промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны

вокруг Земли.




Неделя – промежуток времени, равный 7 суткам. Впервые введен на Древнем Востоке.


Сутки – единица времени, равная 24 часа.









Из каких частей состоят сутки? (ночь, утро, день, вечер)


Час – единица времени, равная 60 минут.

Минута – единица времени, равная 60 секунд, от латинского «маленький, мелкий».

Секунда – самая маленькая единица времени, от латинского «второе деление».

Расположите единицы измерения по возрастанию.


День, неделя, месяц, год – это все (единицы измерения времени.)

А какая из этих единиц времени является самой короткой? (День)

Какие часы помогают нам не проспать утором в школу, а родителям на работу? (Будильник)


По опорным словам, опиши сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.   (Например, сегодня 29 октября, пятница, 2010 год, 21 век, 12 часов и т. д.)

Практическая работа.

Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем. 

(Циферблат часов разделен на 12 частей большими штрихами. Против этих штрихов написаны числа от 1 до 12.)

Как называется маленькая стрелка? (Часовая). Она проходит расстояние между большими штрихами за 1 час.

А большая? (Минутная. Делает за 1 час полный оборот.)

Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? 

(Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка)

Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? 

(60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)

Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)





Работа в тетради