СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Задача. Структура задачи." 1 класс УМК"Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Задача. Структура задачи." 1 класс УМК"Школа России"»

Урок математики в 1 классе (УМК «Школа России»)


Тема

Задача. Структура задачи.

Педагогическая цель

Познакомить с понятием «Задача» и её структурными элементами, научить решать задачи, правильно оформлять решение и ответ задачи; развивать вычислительные навыки.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с понятием задачей и её составными её элементами, научатся решать задачи, правильно оформлять решение и ответ задачи; будут развивать вычислительные навыки.

Личностные результаты


Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; формирование способности к самооценке результатов своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни; стремиться углублять свои математические знания и умения.

Универсальные учебные действия (метапредметные)


Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; адекватно оценивать свои достижения; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию.
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.

Коммуникативные: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; аргументированно выражать своё мнение.

Основные понятия и термины

Задача и её структурные элементы: условие, вопрос, решение, ответ.

Методы и формы работы

Методы: наглядный, словесный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика», автор М.И. Моро, М.А. Бантова, 1 класс 1 часть УМК «Школа России», м/м презентация, раздаточный материал.

ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование.












ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя


Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Игоревна. Сегодня урок математики у вас проведу я.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас-

Математика сейчас.

- Желаю вам успехов в работе на уроке!

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

Проверка готовности к уроку.

- А теперь проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники, пенал и раздаточный материал. Будьте внимательны и активны на уроке.

-Также не забываем, что сидеть вы должны ровно, спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между партой и вами должен помещаться один кулачок, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.

II. Мотивационно-целевой этап.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока.

Подведение к теме и цели урока.


















Формулировка задач урока.

- Обратите внимание на слайд. Что вы видите на нем? (свёклу и капусту)

- Сколько свеклы на картинке? (2 свеклы)

- Сколько кочанов капусты на картинке? (1 кочан капусты)

- Составьте рассказ по рисунку. (Мама купила 2 свеклы и один кочан капусты)

- Послушайте два текста и сравните их.

1. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капуты. Сколько всего овощей купили?

2. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные.

- Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой — в учебник «Окружающий мир»? (Первый текст нужно поместить в учебник «Математика», т. к. в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй текст нужно поместить в учебник «Окружающий мир»)

- Кто скажет, как называется первый текст на языке математике? (Задача)

- Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О задаче)

- Правильно, сегодня мы узнаем, какой текст называется задачей. Из каких частей состоит задача, а также будем учиться ее решать. (Учитель вывешивает табличку «Задача»)

Подводит учащихся к формулировке темы, цели и задач урока.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний.

Цель: выявление опорных знаний и способов действий.


  1. Игра «Засели домик»













- Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (домики)

- В каждом домике 2 этажа, на каждом из этажей живёт по два числа. Посмотрите, как зовут первое число? (число 2)

- Верно, число 2. Ребята, а какого числа не хватает, чтобы в сумме получилось 5? (не хватает числа 3)

- Итак, 2 да 3 получается 5.

- Посмотрите на 2-ой этаж. Какое число на нём расположено? (число 1)

- Какого числа не хватает, чтобы в сумме получилось 5? (числа 4)

- Верно, 1 да ещё 4 получается 5.

- Посмотрите на следующий домик, его имя 9.

- Ребята, какое число живёт на 1 этаже ? (3)

- Какое число нужно подселить к 3, чтобы получить число 9? (6)

- Проговорим все вместе 3 да ещё 6 получается 9.

- Посмотрите на второй этаж. Какое число на нём живёт? (число 7)

- Какого числа не хватает на этаже, чтобы получилось 9? (числа 2)

- 7 да 2 получается 9.

- Назовите имя следующего домика. (10)

- Назовите имя числа расположенного на 1 этаже. (5)

- Какое число нужно добавить, чтобы получить 10? 10 - это 5 да ещё сколько? (5)

- 5 да 5 получается 10.

- И у нас остался последний этаж. Какое число на нем расположено? (8)

- Какого числа нам не хватает, чтобы в сумме получилось 10? (2)

- 8 да 2 - это 10.

Актуализирует знания по раннее изученной теме.

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы.

2. Составление примеров на сложение и вычитание по сюжетной картинки.

- Обратите внимание на слайд. На нем вы видите сюжетные картинки.

- Рассмотрите первую сюжетную картинку.

- Кто на ней изображен? (рыбки и мальчик)

- Сколько рыбок плавает в аквариуме? (5 рыбок)

- Сколько рыбок мальчик запускает в аквариум? (2 рыбки)

- Сколько всего рыбок на картинке (7 рыбок)

- Какой пример на сложение мы можем составить? (5+2=7)

- Кто изображено на второй сюжетной картинке? (плавцы)

- Сколько всего плавцов на картинке? (6)

- Сколько плавцов в бассейне? (4)

- Сколько плавцов вышло из бассейна? (2)

- Какой пример на вычитание мы можем составить? (6-2=4)

Ставит целевую установку; предлагает учащимся составить примеры на сложение и вычитания.

Внимательно слушают учителя; составляют примеры на сложение и вычитания по сюжетной картинке.

3. Работа с геометрическим материалом.

- Посмотрите на следующий слайд. Что на нём изображено? (геометрические фигуры)

- Какие фигуры вы видите? (многоугольники и круги)

- Ребята, а что такое многоугольники? (это фигуры, у которых много углов, вершин и сторон)

- На какие группы можно разделить эти фигуры? (по цвету: зеленые и красные, по размеру: большие и маленькие)

- А ещё? (по наличию и отсутствию углов)

- Назовите количество многоугольников. (4 многоугольника)

- Назовите количество кругов. (3 круга)

- Сколько всего геометрических фигур на картинке? (8 фигур)

Ставит целевую установку; предлагает поработать с геометрическим материалом.

Активно участвуют в работе с геометрическим материалом.

IV. Изучение нового материала.

Цель: усвоение но­вых знаний и спо­собов деятельно­сти.


1. Знакомство со структурой задачи.

- А сейчас вспомним задачу, которую мы составили в начале урока.

На базаре купили 2 свёклы и 1 кочан капуты.

Сколько всего овощей купили?

- Что известно в задаче? (На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты)

- На языке математики это называется условием задачи. (Вывешивается табличка «УСЛОВИЕ»)

- Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили?)

- Это вопрос задачи. (Вывешивается табличка «ВОПРОС»)

- Итак, ребята, в каждой задаче есть условие и вопрос.

- Сосчитайте сколько овощей купили. (2+1=3(ов.).)

- Это решение задачи. (Вывешивается табличка «РЕШЕНИЕ»)

- Еще раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (3 овоща купили всего)

- Это ответ задачи. (Вывешивается табличка «ОТВЕТ»)

- Ответ в задаче всегда должен быть полным, с пояснением. А что бы дать верный ответ, нужно прочитать вопрос и вместо слова «сколько» подставить найденное значение.

-Мы с вами сейчас решили задачу.

-Кто сможет повторить все, что мы сейчас делали? (обучающиеся еще раз повторяют алгоритм решения задачи)

Знакомит детей со структурными компонентами задачи.

Внимательно слушают учителя.

  1. Работа с учебником (стр. 88 №1)







- Откройте учебник на странице 88. И рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? (карандаши, коробка)

- Я сейчас вам прочитаю текст под картинкой вместе с вопросом.

- Этот текст подходит к нашей иллюстрации? (Да)

- Если в этом тексте есть вопрос, то значит как можно его назвать? (задача)

- Прочитайте условие задачи.

- Как другими словами сказать, что такое условие? (Это то, что нам известно в задаче.)

- А что нам известно в задаче? (Что в коробке было 6 карандашей и 2 карандаша лежало на столе)

- Прочитайте вопрос задачи? (сколько всего карандашей?)

- Как другими словами сказать, что такое вопрос? (это о чем нас спрашивают, что нужно узнать)

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Почему? (потому что знаем, сколько карандашей было в коробке и сколько карандашей лежало на столе)

- Каким действием? (сложением: к 6 прибавим 2)

- Прочитайте решение задачи. (6+2=8)

- Почему мы задачу решили сложением? (потому, что нужно было узнать, сколько ВСЕГО карандашей)

- Ответили мы на вопрос задачи? (да)

- Прочитайте ответ. (8 карандашей всего)

- Молодцы!

Организует работу учащихся с задачей.



Внимательно слушают учителя. Работают над задачей.



  1. Работа с учебником. (стр. 88 №2)

УЗНАТЬ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДИ.

- Обратите внимание на номер 2-ой.


Ставит целевую установку; предлагает поработать с сюжетной картинкой в учебнике.

Выполняют устный счёт совместно с учителем, отвечают на дополнительные вопросы.


- Прочитаем задачу полностью.

- Прочитаем только условие задачи. (в коробке было 6 карандашей, вынули 2 карандаша)

- Прочитаем вопрос задачи. (сколько карандашей осталось в коробке)

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Почему? (потому что знаем, сколько карандашей было в коробке и сколько карандашей вынули)

- Каким действием? (вычитанием: из 6 вычесть 2)

- Прочитайте решение задачи. (6-2=4)

- Почему мы задачу решили вычитанием? (потому, что нужно было узнать, сколько карандашей ОСТАЛОСЬ в коробке)

- Ответили мы на вопрос задачи? (да)

- Прочитайте ответ. (4 карандаша осталось на столе)

- Молодцы!

Ставит целевую установку; предлагает сравнить рисунки; задаёт наводящие вопросы.

Участвуют в диалоге с учителем; производят сравнение; делают вывод.

Физминутка

- Предлагаю всем встать и немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной.


Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

- Садитесь, продолжим.

Проводит физминутку с целью профилактики переутомления учащихся.

Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления.

4. Решение задачи. (стр. 88 №3)

- Обратите внимание на задачу 3-ю.

- Прочитаем задачу полностью.

- Прочитаем только условие задачи. (Слава сделал 5 корабликов, он отдал товарищу 2 кораблика)

- Прочитаем вопрос задачи. (сколько корабликов осталось у Славы)

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Почему? (потому что знаем, сколько корабликов сделал Слава и сколько он отдал товарищу)

- Каким действием? (вычитанием: из 5 вычесть 2)

- Прочитайте решение задачи. (5-2=3)

- Почему мы задачу решили вычитанием? (потому, что нужно было узнать, сколько корабликов ОСТАЛОСЬ у Славы)

- Ответили мы на вопрос задачи? (да)

- Прочитайте ответ. (3 кораблика осталось у Славы)

- Молодцы!

Рассказывает из каких элементов состоит цифра 7; производит показ написания цифры 7.

Внимательно слушают и запоминают информацию; участвуют в диалоге с учителем.

5. Работа с учебником. (стр. 89 №4)

- Обратите внимание на номер 4-ый.

- Прочитаем первый пример: 10-2

- Что значит минус: это уменьшить или увеличить? (уменьшить)

- Обратимся к числовому ряду: найдем число 10.

- Если минус, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (влево)

- На сколько единиц мы будем двигаться влево? (на 2 единицы)

- К какому числу мы придем? (к числу 8)

- Значит 10-2=8.


- Прочитаем следующий пример: 8+2

- Что значит плюс: это уменьшить или увеличить? (увеличить)

- Обратимся к числовому ряду: найдем число 8.

- Если плюс, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (вправо)

- На сколько единиц мы будем двигаться вправо? (на 2 единицы)

- К какому числу мы придем? (к числу 10)

- Значит 8+2=10.


- Прочитаем следующий пример: 0+1

- Что значит плюс: это уменьшить или увеличить? (увеличить)

- Обратимся к числовому ряду: найдем число 0.

- Если плюс, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (вправо)

- На сколько единиц мы будем двигаться вправо? (на 1 единицу)

- К какому числу мы придем? (к числу 1)

- Значит 0+1=1.


- Прочитаем другой пример: 2-2

- Что значит минус: это уменьшить или увеличить? (уменьшить)

- Обратимся к числовому ряду: найдем число 2.

- Если минус, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (влево)

- На сколько единиц мы будем двигаться влево? (на 2 единицы)

- К какому числу мы придем? (к числу 0)

- Значит 2-2=0.


- Следующая запись.

- Какое число нужно вычесть из 10, чтобы получилось 9? (нужно вычесть число 1)

- Как вы это получили? (на числовом ряду нужно сделать шаг влево, равный 1 единице, чтобы от числа 10 прийти к числу 9)


- Следующая запись.

- Какое число нужно прибавить к 6, чтобы получилось 7? (нужно прибавить число 1)

- Как вы это поняли? (на числовом ряду нужно сделать шаг вправо, равный 1 единице, чтобы от числа 6 прийти к числу 7)


- Следующий пример: 6+2=

- Что значит плюс: это уменьшить или увеличить? (увеличить)

- Обратимся к числовому ряду: найдем число 6.

- Если плюс, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (вправо)

- На сколько единиц мы будем двигаться вправо? (на 2 единицы)

- К какому числу мы придем? (к числу 8)

- Значит 6+2=8.


- Теперь обратный пример.

- Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 6? (из числа 8)

- Как вы это узнали? (если на числовом ряду от числа 8 сделать шаг влево, равный 2 единицам, то мы придем к числу 6)

- Хорошо, молодцы!

Предлагает вспомнить правила посадки при письме; приготовиться к письму цифры 7.

Вспоминают правила посадки при письме, садятся ровно.

V. Самоконтроль и самооценка.

Цель: отработка знаний и умений по теме урока.


1. Работа с учебником. (стр. 89, №5)

- Обратите внимание на номер 5-ый.

- Нам необходимо сравнить данные выражения.

- Решаем первые два выражения все вместе, остальные вы решите самостоятельно у себя в тетрадях.

- Можем ли сразу сравнить левую и правую части в первом выражении? (нет, потому что в левой части нужно сначала выполнить вычисление)

- Выполним вычисление слева: 8-1=7.

- Теперь мы можем сравнить выражения? (да)

- Сравним: 7=7.


- Следующее выражение: можем ли сразу сравнить левую и правую части в первом выражении? (нет, потому что в левой части нужно сначала выполнить вычисление)

- Выполним вычисление слева: 8-1=7.

- Теперь мы можем сравнить выражения? (да)

- Сравним: 7  6.

Остальные выражения: 9=9, 9 8, 4 5, 5 6.

Ставит целевую установку; объясняет выполнение задания с целью отработки полученных знаний и умений; задаёт учащимся вопросы. Внимательно слушают учителя; участвуют в диалоге и выполняют задание совместно с учителем.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Обобщающая беседа.

- И так, ребята как называется текст, в котором есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления? (задача)

- Что обязательно есть в задаче? (условие, вопрос, решение и ответ)

- Что значить решить задачу? (значить ответить на главный вопрос задачи)

- Как правильно ответить на вопрос задачи? (нужно вместо слово сколько подставить значение)

Проводит обобщающую беседу для систематизации полученных учащимися знаний.

Обобщают и систематизируют полученные знания, отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия.

- Какие трудности возникали ? Какие задания вам показались трудными ?

-У вас на столах лежат карточки. Что на них изображено ? (воздушные шарики)

-Подготовьте 3 цветных карандаша: синий, красный и желтый. Ваша задача выбрать нужный цвет и раскрасить шарик. Если на уроке вам было все понятно, то раскрасьте шарик красным цветом; если возникали сложности – жёлтым; если на уроке было работать тяжело- синим.

- Покажите свои карточки.

- Все сегодня молодцы. Спасибо за урок. До свидания!

Подведение итогов урока совместно с учащимися; предлагает произвести рефлексию деятельности.

Участвуют в беседе; производят самоанализ собственной деятельности.




Учитель: ______________________

Методист: _____________________