Урок математики в 1 классе (УМК «Школа России») |
Тема | Задача. Структура задачи. |
Педагогическая цель | Познакомить с понятием «Задача» и её структурными элементами, научить решать задачи, правильно оформлять решение и ответ задачи; развивать вычислительные навыки. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | Познакомятся с понятием задачей и её составными её элементами, научатся решать задачи, правильно оформлять решение и ответ задачи; будут развивать вычислительные навыки. |
Личностные результаты | Понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; формирование способности к самооценке результатов своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни; стремиться углублять свои математические знания и умения. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; адекватно оценивать свои достижения; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию. Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи; умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи. Коммуникативные: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; аргументированно выражать своё мнение. |
Основные понятия и термины | Задача и её структурные элементы: условие, вопрос, решение, ответ. |
Методы и формы работы | Методы: наглядный, словесный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная, парная. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Математика», автор М.И. Моро, М.А. Бантова, 1 класс 1 часть УМК «Школа России», м/м презентация, раздаточный материал. ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование. |
Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя | Приветствие. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Игоревна. Сегодня урок математики у вас проведу я. | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. |
Эмоциональный настрой. | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас- Математика сейчас. - Желаю вам успехов в работе на уроке! | Эмоционально настраивает учащихся на урок. | Эмоционально настраиваются на урок. |
Проверка готовности к уроку. | - А теперь проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебники, пенал и раздаточный материал. Будьте внимательны и активны на уроке. -Также не забываем, что сидеть вы должны ровно, спины держать прямо, упираясь в спинку стула, между партой и вами должен помещаться один кулачок, руки лежат на партах, ноги ровно стоят на полу. | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место. |
II. Мотивационно-целевой этап. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятия ими целей урока. | Подведение к теме и цели урока. Формулировка задач урока. | - Обратите внимание на слайд. Что вы видите на нем? (свёклу и капусту) - Сколько свеклы на картинке? (2 свеклы) - Сколько кочанов капусты на картинке? (1 кочан капусты) - Составьте рассказ по рисунку. (Мама купила 2 свеклы и один кочан капусты) - Послушайте два текста и сравните их. 1. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капуты. Сколько всего овощей купили? 2. На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты. Овощи очень полезные. - Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой — в учебник «Окружающий мир»? (Первый текст нужно поместить в учебник «Математика», т. к. в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй текст нужно поместить в учебник «Окружающий мир») - Кто скажет, как называется первый текст на языке математике? (Задача) - Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О задаче) - Правильно, сегодня мы узнаем, какой текст называется задачей. Из каких частей состоит задача, а также будем учиться ее решать. (Учитель вывешивает табличку «Задача») | Подводит учащихся к формулировке темы, цели и задач урока. | Формулируют тему, цель и задачи урока. |
III. Актуализация опорных знаний. Цель: выявление опорных знаний и способов действий. | Игра «Засели домик» | - Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (домики) - В каждом домике 2 этажа, на каждом из этажей живёт по два числа. Посмотрите, как зовут первое число? (число 2) - Верно, число 2. Ребята, а какого числа не хватает, чтобы в сумме получилось 5? (не хватает числа 3) - Итак, 2 да 3 получается 5. - Посмотрите на 2-ой этаж. Какое число на нём расположено? (число 1) - Какого числа не хватает, чтобы в сумме получилось 5? (числа 4) - Верно, 1 да ещё 4 получается 5. - Посмотрите на следующий домик, его имя 9. - Ребята, какое число живёт на 1 этаже ? (3) - Какое число нужно подселить к 3, чтобы получить число 9? (6) - Проговорим все вместе 3 да ещё 6 получается 9. - Посмотрите на второй этаж. Какое число на нём живёт? (число 7) - Какого числа не хватает на этаже, чтобы получилось 9? (числа 2) - 7 да 2 получается 9. - Назовите имя следующего домика. (10) - Назовите имя числа расположенного на 1 этаже. (5) - Какое число нужно добавить, чтобы получить 10? 10 - это 5 да ещё сколько? (5) - 5 да 5 получается 10. - И у нас остался последний этаж. Какое число на нем расположено? (8) - Какого числа нам не хватает, чтобы в сумме получилось 10? (2) - 8 да 2 - это 10. | Актуализирует знания по раннее изученной теме. | Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы. |
2. Составление примеров на сложение и вычитание по сюжетной картинки. | - Обратите внимание на слайд. На нем вы видите сюжетные картинки. - Рассмотрите первую сюжетную картинку. - Кто на ней изображен? (рыбки и мальчик) - Сколько рыбок плавает в аквариуме? (5 рыбок) - Сколько рыбок мальчик запускает в аквариум? (2 рыбки) - Сколько всего рыбок на картинке (7 рыбок) - Какой пример на сложение мы можем составить? (5+2=7) - Кто изображено на второй сюжетной картинке? (плавцы) - Сколько всего плавцов на картинке? (6) - Сколько плавцов в бассейне? (4) - Сколько плавцов вышло из бассейна? (2) - Какой пример на вычитание мы можем составить? (6-2=4) | Ставит целевую установку; предлагает учащимся составить примеры на сложение и вычитания. | Внимательно слушают учителя; составляют примеры на сложение и вычитания по сюжетной картинке. |
3. Работа с геометрическим материалом. | - Посмотрите на следующий слайд. Что на нём изображено? (геометрические фигуры) - Какие фигуры вы видите? (многоугольники и круги) - Ребята, а что такое многоугольники? (это фигуры, у которых много углов, вершин и сторон) - На какие группы можно разделить эти фигуры? (по цвету: зеленые и красные, по размеру: большие и маленькие) - А ещё? (по наличию и отсутствию углов) - Назовите количество многоугольников. (4 многоугольника) - Назовите количество кругов. (3 круга) - Сколько всего геометрических фигур на картинке? (8 фигур) | Ставит целевую установку; предлагает поработать с геометрическим материалом. | Активно участвуют в работе с геометрическим материалом. |
IV. Изучение нового материала. Цель: усвоение новых знаний и способов деятельности. | 1. Знакомство со структурой задачи. | - А сейчас вспомним задачу, которую мы составили в начале урока. На базаре купили 2 свёклы и 1 кочан капуты. Сколько всего овощей купили? - Что известно в задаче? (На базаре купили 2 свеклы и 1 кочан капусты) - На языке математики это называется условием задачи. (Вывешивается табличка «УСЛОВИЕ») - Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили?) - Это вопрос задачи. (Вывешивается табличка «ВОПРОС») - Итак, ребята, в каждой задаче есть условие и вопрос. - Сосчитайте сколько овощей купили. (2+1=3(ов.).) - Это решение задачи. (Вывешивается табличка «РЕШЕНИЕ») - Еще раз прочитайте вопрос и ответьте на него. (3 овоща купили всего) - Это ответ задачи. (Вывешивается табличка «ОТВЕТ») - Ответ в задаче всегда должен быть полным, с пояснением. А что бы дать верный ответ, нужно прочитать вопрос и вместо слова «сколько» подставить найденное значение. -Мы с вами сейчас решили задачу. -Кто сможет повторить все, что мы сейчас делали? (обучающиеся еще раз повторяют алгоритм решения задачи) | Знакомит детей со структурными компонентами задачи. | Внимательно слушают учителя. |
Работа с учебником (стр. 88 №1) | - Откройте учебник на странице 88. И рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? (карандаши, коробка) - Я сейчас вам прочитаю текст под картинкой вместе с вопросом. - Этот текст подходит к нашей иллюстрации? (Да) - Если в этом тексте есть вопрос, то значит как можно его назвать? (задача) - Прочитайте условие задачи. - Как другими словами сказать, что такое условие? (Это то, что нам известно в задаче.) - А что нам известно в задаче? (Что в коробке было 6 карандашей и 2 карандаша лежало на столе) - Прочитайте вопрос задачи? (сколько всего карандашей?) - Как другими словами сказать, что такое вопрос? (это о чем нас спрашивают, что нужно узнать) - Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (да) - Почему? (потому что знаем, сколько карандашей было в коробке и сколько карандашей лежало на столе) - Каким действием? (сложением: к 6 прибавим 2) - Прочитайте решение задачи. (6+2=8) - Почему мы задачу решили сложением? (потому, что нужно было узнать, сколько ВСЕГО карандашей) - Ответили мы на вопрос задачи? (да) - Прочитайте ответ. (8 карандашей всего) - Молодцы! | Организует работу учащихся с задачей. | Внимательно слушают учителя. Работают над задачей. |
Работа с учебником. (стр. 88 №2) | УЗНАТЬ ПРО ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДИ. - Обратите внимание на номер 2-ой. | Ставит целевую установку; предлагает поработать с сюжетной картинкой в учебнике. | Выполняют устный счёт совместно с учителем, отвечают на дополнительные вопросы. |
| - Прочитаем задачу полностью. - Прочитаем только условие задачи. (в коробке было 6 карандашей, вынули 2 карандаша) - Прочитаем вопрос задачи. (сколько карандашей осталось в коробке) - Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (да) - Почему? (потому что знаем, сколько карандашей было в коробке и сколько карандашей вынули) - Каким действием? (вычитанием: из 6 вычесть 2) - Прочитайте решение задачи. (6-2=4) - Почему мы задачу решили вычитанием? (потому, что нужно было узнать, сколько карандашей ОСТАЛОСЬ в коробке) - Ответили мы на вопрос задачи? (да) - Прочитайте ответ. (4 карандаша осталось на столе) - Молодцы! | Ставит целевую установку; предлагает сравнить рисунки; задаёт наводящие вопросы. | Участвуют в диалоге с учителем; производят сравнение; делают вывод. |
Физминутка | - Предлагаю всем встать и немного отдохнуть. Повторяйте движения за мной. Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили. - Садитесь, продолжим. | Проводит физминутку с целью профилактики переутомления учащихся. | Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления. |
4. Решение задачи. (стр. 88 №3) | - Обратите внимание на задачу 3-ю. - Прочитаем задачу полностью. - Прочитаем только условие задачи. (Слава сделал 5 корабликов, он отдал товарищу 2 кораблика) - Прочитаем вопрос задачи. (сколько корабликов осталось у Славы) - Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (да) - Почему? (потому что знаем, сколько корабликов сделал Слава и сколько он отдал товарищу) - Каким действием? (вычитанием: из 5 вычесть 2) - Прочитайте решение задачи. (5-2=3) - Почему мы задачу решили вычитанием? (потому, что нужно было узнать, сколько корабликов ОСТАЛОСЬ у Славы) - Ответили мы на вопрос задачи? (да) - Прочитайте ответ. (3 кораблика осталось у Славы) - Молодцы! | Рассказывает из каких элементов состоит цифра 7; производит показ написания цифры 7. | Внимательно слушают и запоминают информацию; участвуют в диалоге с учителем. |
5. Работа с учебником. (стр. 89 №4) | - Обратите внимание на номер 4-ый. - Прочитаем первый пример: 10-2 - Что значит минус: это уменьшить или увеличить? (уменьшить) - Обратимся к числовому ряду: найдем число 10. - Если минус, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (влево) - На сколько единиц мы будем двигаться влево? (на 2 единицы) - К какому числу мы придем? (к числу 8) - Значит 10-2=8. - Прочитаем следующий пример: 8+2 - Что значит плюс: это уменьшить или увеличить? (увеличить) - Обратимся к числовому ряду: найдем число 8. - Если плюс, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (вправо) - На сколько единиц мы будем двигаться вправо? (на 2 единицы) - К какому числу мы придем? (к числу 10) - Значит 8+2=10. - Прочитаем следующий пример: 0+1 - Что значит плюс: это уменьшить или увеличить? (увеличить) - Обратимся к числовому ряду: найдем число 0. - Если плюс, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (вправо) - На сколько единиц мы будем двигаться вправо? (на 1 единицу) - К какому числу мы придем? (к числу 1) - Значит 0+1=1. - Прочитаем другой пример: 2-2 - Что значит минус: это уменьшить или увеличить? (уменьшить) - Обратимся к числовому ряду: найдем число 2. - Если минус, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (влево) - На сколько единиц мы будем двигаться влево? (на 2 единицы) - К какому числу мы придем? (к числу 0) - Значит 2-2=0. - Следующая запись. - Какое число нужно вычесть из 10, чтобы получилось 9? (нужно вычесть число 1) - Как вы это получили? (на числовом ряду нужно сделать шаг влево, равный 1 единице, чтобы от числа 10 прийти к числу 9) - Следующая запись. - Какое число нужно прибавить к 6, чтобы получилось 7? (нужно прибавить число 1) - Как вы это поняли? (на числовом ряду нужно сделать шаг вправо, равный 1 единице, чтобы от числа 6 прийти к числу 7) - Следующий пример: 6+2= - Что значит плюс: это уменьшить или увеличить? (увеличить) - Обратимся к числовому ряду: найдем число 6. - Если плюс, значит куда мы должны двигаться по числовому ряду: влево или вправо? (вправо) - На сколько единиц мы будем двигаться вправо? (на 2 единицы) - К какому числу мы придем? (к числу 8) - Значит 6+2=8. - Теперь обратный пример. - Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получилось 6? (из числа 8) - Как вы это узнали? (если на числовом ряду от числа 8 сделать шаг влево, равный 2 единицам, то мы придем к числу 6) - Хорошо, молодцы! | Предлагает вспомнить правила посадки при письме; приготовиться к письму цифры 7. | Вспоминают правила посадки при письме, садятся ровно. |
V. Самоконтроль и самооценка. Цель: отработка знаний и умений по теме урока. | 1. Работа с учебником. (стр. 89, №5) | - Обратите внимание на номер 5-ый. - Нам необходимо сравнить данные выражения. - Решаем первые два выражения все вместе, остальные вы решите самостоятельно у себя в тетрадях. - Можем ли сразу сравнить левую и правую части в первом выражении? (нет, потому что в левой части нужно сначала выполнить вычисление) - Выполним вычисление слева: 8-1=7. - Теперь мы можем сравнить выражения? (да) - Сравним: 7=7. - Следующее выражение: можем ли сразу сравнить левую и правую части в первом выражении? (нет, потому что в левой части нужно сначала выполнить вычисление) - Выполним вычисление слева: 8-1=7. - Теперь мы можем сравнить выражения? (да) - Сравним: 7 6. Остальные выражения: 9=9, 9 8, 4 5, 5 6. | Ставит целевую установку; объясняет выполнение задания с целью отработки полученных знаний и умений; задаёт учащимся вопросы. | Внимательно слушают учителя; участвуют в диалоге и выполняют задание совместно с учителем. |
VI. Рефлексия учебной деятельности. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Обобщающая беседа. | - И так, ребята как называется текст, в котором есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления? (задача) - Что обязательно есть в задаче? (условие, вопрос, решение и ответ) - Что значить решить задачу? (значить ответить на главный вопрос задачи) - Как правильно ответить на вопрос задачи? (нужно вместо слово сколько подставить значение) | Проводит обобщающую беседу для систематизации полученных учащимися знаний. | Обобщают и систематизируют полученные знания, отвечают на вопросы учителя. |
Рефлексия. | - Какие трудности возникали ? Какие задания вам показались трудными ? -У вас на столах лежат карточки. Что на них изображено ? (воздушные шарики) -Подготовьте 3 цветных карандаша: синий, красный и желтый. Ваша задача выбрать нужный цвет и раскрасить шарик. Если на уроке вам было все понятно, то раскрасьте шарик красным цветом; если возникали сложности – жёлтым; если на уроке было работать тяжело- синим. - Покажите свои карточки. - Все сегодня молодцы. Спасибо за урок. До свидания! | Подведение итогов урока совместно с учащимися; предлагает произвести рефлексию деятельности. | Участвуют в беседе; производят самоанализ собственной деятельности. |