СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по мир природы и человека. "Грибы. Ядовитые и съедобные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: 1)сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых существ;

2)расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;

3)создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;

4)способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;

5)развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;

6)воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по мир природы и человека. "Грибы. Ядовитые и съедобные"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №15 им. Героя Советского Союза Н. Токарева»










Конспект урока

по мир природы и человеку

в 4 классе

по теме: «Грибы. Съедобные и несъедобные грибы».











Выполнила:

Учитель-дефектолог

Литвиненко Елена Сергеевна












2021 год.




Конспект урока по теме "Грибы. Съедобные и несъедобные грибы". Мир природы и человека. 4 класс.

Дата 09.12.2021 г.

Тип урока – комбинированный урок

Цель: научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов.

Задачи: 1)сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых существ;

2)расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;

3)создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;

4)способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;

5)развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;

6)воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся.


Методы работы

1)объяснительно-иллюстративный;

2) метод проблемного изучения нового материала;


Формы работы  - фронтальные, индивидуальные.



Необходимое оборудование и материалы
1. Матвеева Н.Б.  М. С. Котина, Т. О. Куртова  Учебник Живой мир. 3 класс. Для коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

2.Двусторонние сигнальные карточки.

3. Компьютер, лазерный проектор, экран.

4. Видео для детей «Ядовитые грибы».

5. Иллюстрации с изображением лесных съедобных и ядовитых ягод, съедобных и ядовитых грибов, деревьев, корзины, ели.

6. Карточки со словами: съедобные, ядовитые.

7. Муляжи грибов.



Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу.



2. Актуализация.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем попутешествовать по зелёному дому, который может угостить и земляничкой, и орешком, и сыроежкой. Что же это за зелёный дом? (лес)

3. Проверка домашнего задания.

Но прежде, чем отправиться в путешествие, нам нужно повторить какие лесные ягоды мы знаем. Какие бывают съедобные, а какие несъедобные? (СЛАЙД 1)

-Молодцы! С первым заданием справились. А как со вторым?



Игра “Съедобное – ядовитое”

Перед вами лежит сигнальная карточка – с зелёный и с красный цветом. Я буду читать предложения. Если то, что я называю верно, то вы поднимаете ЗЕЛЕНЫЙ кружок. Если неверно, то поднимаете запрещающий КРАСНЫЙ кружок. Будьте внимательны.

1. Можно собирать незнакомые ягоды!

2. Нельзя собирать ягоды, растущие возле дорог, вблизи свалок!

3.Собираем осторожно, чтобы не повредить растение.

4.Можно есть грязные ягоды с куста.

5.Собирать ягоды только со взрослыми.

6.Из лесных ягод варят суп.

7.Малину применяют при простуде.

8.При отравлении нужно срочно обратится к врачу.

9.Ядовитые растения можно трогать руками.

10.Ядовитыми могут быть ягоды, стебли, листья и корни растения.


Вывод: молодцы, теперь я вижу, что вы знаете лесные ягода, можете отличить съедобные от ядовитых.

4. Постановка темы урока. Проблемная ситуация.

                         И мы смело можем отправиться в путешествие по зеленому дому. А вот с чем мы познакомимся в этот раз в лесу, нам поможет загадка

В лесу на одной ножке

Выросла лепёшка. (гриб) (СЛАЙД 2)

-Совершенно верно, сегодня будем говорить на уроке о грибах.



 -Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство, узнаем что такое грибы, как правильно собирать их и какую опасность они могут таить в себе.

- Будьте внимательными и в конце урока нужно будет ответить на вопрос: Грибы – это враги или друзья?

- Откройте тетради и запишите: 8 декабря, Классная работа. Тема урока: Грибы. Ядовитые и съедобные грибы.

5.Основная часть урока.


Грибы - это настоящее чудо. Они не являются ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство – грибов.


-А нужны ли человеку грибы? (Да, нужны)


-А для чего? (Человек использует грибы в качестве пищи)


-Как называют людей, которые собирают грибы? (грибник).
-Настоящему грибнику надо много знать.


-И так, вот наш гриб. (СЛАЙД 3)

- Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

- Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.

- Они называются – грибница.

 - Грибница –часть гриба, которая растет под землей. Это и есть сам гриб, очень похожа на паутину. Его называют подземной часть.

- Часть гриба, которая растет над землей, состоит из шляпки , ножки или пенька. Эту часть называют надземной.

- Все вместе это плодовое тело.

- Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)

- Давайте в тетради соединим части грибов.


6.Физкульминутка    

Утром дети в лес пошли /шаги с высоким подниманием ног
И в лесу грибы нашли. /равномерные приседания
Наклонялись, собирали /наклоны вперед
По дороге растеряли. /ритмичные разведения рук в стороны

Ваня с корзиной в лес пошел, /шаги с высоким подниманием ног
Все поляны обошел, /ритмичный поворот вокруг себя
К старой елке подошел /присесть, руки на пол
И огромный гриб нашел. /встать, руки в стороны.    

       

- Многие грибы дружат с деревьев и часто селятся под ними. Поэтому в названии гриба можно услышать названия дерева. Какие это грибы? (Подберезовик, подосиновик.)


-Нам надо расселить грибы под деревья. Я буду читать загадки, вы внимательно их слушаете, отгадываете и называете дерево, под которым данные грибы растут. Затем тот, кто назвал правильный ответ, выходит к доске, берет картинку с грибом и ставит ее к картинке с деревом.

(Дети расселяют грибы под деревья)


1.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я…….(подосиновик). 


-Под каким деревом можно найти подосиновик? (Под осиной)


Посмотрите, подосиновик имеет красновато-оранжевую шляпку и коренастую ножку с темными «чешуйками».


2. Лета первая примета
Под березой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик


-Под каким деревом, растет подберезовик? (Под березой)


У него тонкая ножка, коричневый оттенок шляпки.


3. Под сосною на опушке
Преют рыжие макушки
В мох душистый две косички
Прячут хитрые……(лисички). 


-Под каким деревом можно найти лисички? (Под сосною)


Окраска гриба ярко-желтая. Под шляпкой есть пластинки, похожие на складки.

4. На опушке под сосной

Их в траве нашли с тобой.

Мы несём их в кузовке,

Трудно удержать в руке:

Скользкие ребята. Что у нас? — … (маслята)


-Под каким деревом прячутся маслята? (Под сосной).


Такое название они получили за скользкую, маслянистую шляпку. Цвет шляпки коричневый.


5. Волнистый гриб волнуется,
Под елью красуется,
Похожий на ракушку
Зовется он … (волнушка).


Главное отличие этого гриба – розовая шляпка с небольшим углублением в центре, края завернуты к низу.


6.Нет грибов дружней, чем эти, —
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в леcу,
Как веснушки на носу. (Опята)


-На чем растут опята? (На пнях деревьев).


Название «опята» возникло вследствие произрастания грибов. Цвет шляпки коричневый, в центре шляпка более светлая.


7. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...(Боровик - белый второе название гриба).


-Где же, он растет? ( Растет под елью).

У него толстая белая или немного желтоватая ножка и коричневая шляпка. Если боровичка надломить – внутри он окажется белоснежным.


- Зачем человек собирает грибы? А как эти грибы можно назвать одним словом ? (съедобные).

-Давайте вспомним, о чем нас в начале урока спрашивал Лесовичок: грибы это друзья или враги? (Друзья, т.к. человек использует грибы в пищу).


- Ребята, а все ли грибы можно класть в корзинку? (Нет, есть и ядовитые грибы).

-Почему грибы называют ядовитыми? (Потому что эти грибы содержат яд, опасный, иногда смертельный для человека).

У грибов есть также много грибов - двойников. И чаще всего они ядовитые.


Видео для детей «ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ

Осторожно! Ядовитые ГРИБЫ. - YouTube
-Названия каких ядовитых грибов вы запомнили из фильма?


Физкультминутка для глаз.


Вывод: За грибами нужно ходить только с родителями и собирать только те грибы, которые вы знаете.


-А в этом случае грибы – это враги или друзья? (Враги, т.к. можно ими отравится и друзья, т.к. ими питаются некоторые животные).


7.Работа с учебником.


-Приходилось ли вам когда-нибудь собирать грибы? Как вы это делали?(ответы детей).


- Найдите с. 77 в учебнике.

- (Егор) читает текст сверху «Как правильно собирать грибы».

-Запомнили?
Вывод: Если мы будем соблюдать эти правила, то в наших лесах будет много грибов.


8. Закрепление изученного.

А) «Собери грибы в корзинку».

Перед вами на доске корзинка и елка.

-Вы по цепочке выходите к доске, берете гриб, если он съедобный, кладете его в корзинку, если ядовитый, оставляете под елкой.

9. Подведение итогов.

- Где растут грибы?

- Названия каких грибов вы запомнили?

- На какие две группы можно разделить грибы?

-Как правильно нужно собирать грибы?

- напоминаю вам вопрос, который задавал в начале урока:  Грибы – это враги или друзья? (Грибы надо знать. Тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести вред нашему здоровью).

Вывод: Я уверена, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет.



10. Рефлексия.

Давайте покажем Лесовичку грибы, которые лежат у вас на парте. Кому на уроке было интересно и он узнал что-то новое – поднимите грибок, который улыбается. Те ребята, кто испытывал трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, поднимите грустный гриб.



11. Домашнее задание.
домашнее задание: стр.76-77 пересказ. Придумать свои загадки о грибах.

- Спасибо за урок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!