СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по МПС в 9 классе. Тема: Понятие о профессиональных интересах, способностях и склонностях.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по курсу  МПС в 9 классе. Тема: Понятие о профессиональных интересах, способностях и склонностях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по МПС в 9 классе. Тема: Понятие о профессиональных интересах, способностях и склонностях.»

Конспект урока по МПС в 9 классах Урок №4 Дата: 24.09.2018г.

Тема урока: Понятие о профессиональных интересах, способностях и склонностях.

Цели урока:

1. Способствовать формированию понятий «интерес», «профессиональный «интерес», «склонности», «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.

2. Способствовать развития умений осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход урока
  1. Организационный момент

- Здравствуйте.Как настроение? К уроку готовы? Можно начинать?

Урок я хочу начать со стихотворения Левитанского

«Каждый выбирает для себя».

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку


Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе…


Как вы думаете, о чем идет разговор? - Желание, стремление, интерес, хобби, способности….

Тема нашего урока - Понятие о профессиональных интересах.

Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Подберите кластер- интерес – увлечения, тяга, хобби, круг интересов, развитие, пристрастие,


Схема (метод «паутины» для примера)

побуждения




желание






способности


ИНТЕРЕС


ум






выбор




хобби



Следовательно, каковы будут цели урока? ==

Мы определим, что такое - Интерес, профессиональный интерес, склонности, способности, высшая степень интереса и попробуем выявить и оценить ваши профессиональные интересы


3. Изложение нового материала

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор про­фессии, являются интересы и склонности.

Интересыэто побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интересэмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают:

  1. по содержанию (например, музыкальные, технические);

  2. по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

  3. по глубине (глубокие или поверхностные);

  4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Пример: Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т.е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Профессиональная деятельность зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов, и комбинировать их нужно математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

Специальные

Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно-лингвистические и др.

Общие

Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.












В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.


Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные

Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность


Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей, является, как вы думаете, ЧТО? – мастерство, талант и гениальность.

Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.


Способности развиваются, но для их развития нужно время и терпение. Однако можно определить уровень развития технических способностей, необходимых во многих практических профессиях, где предмет труда — «техника».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание 1. «Определение технических способностей». Вам предлагается ряд задач, в которых поставлены технические проблемы. Внимательно рассмотрите рисунок, прочитайте вопрос к нему и отметьте один из трех вариантов решений.



1. Если нижнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении будет вращаться ось Х?

1. 1. В направлении стрелки А.

2. 2. В направлении стрелки В.

3. Вперед-назад.

2. Какими ножницами легче резать лист железа?

1. Ножницами А.

2. Ножницами В.

3. Ножницами С.

3. В какую сторону занесет машину на повороте?

1. В любую сторону.

2. В сторону А.

3. В сторону В.

4. В каком пакете мороженое быстрее растает?

1. В пакете А.

2. В пакете В.

3. Тает одинаково

5. На какую высоту поднимется вода из шланга, если ее выпустить?

1. Как показано на рис. А.

2. Как показано на рис. В.

3. Как показано на обоих рис.

6. Какая цепь нужна для поддержки груза?

1. Цепь А.

2. Цепь В.

3. Цепь С.



Если вы легко справились с этими задачами, значит, у вас есть способности к практической работе с техникой.

  • Какие профессии требуют этих способностей?

Задание 2. «Ничего не трогайте, Ватсон!». Прочитайте отрывок из книги В.И. Речицкого «Профессия — изобретатель».

Александр Белл был специалистом в области акустики и ораторского искусства в школе для глухонемых. В электротехнике он был абсолютным профаном. Увлечение техникой началось с желания заработать 100 тысяч долларов, обещанных компанией «Вестерн Юнион» тому, кто обеспечит одновременную передачу нескольких телеграмм по одному проводу. Создать телефон ему помогли знания акустики и случай. В один из летних дней 1875 года Белл со своим верным помощником Ватсоном налаживали музыкальный телеграф. У Ватсона, работающего на передающем аппарате, что-то не ладилось — заело контакт. Биографы Белла пишут, что Ватсон громко сказал, что он думает об этом аппарате. Только в неисправном аппарате тонкий слух Белла мог уловить прерывистые сигналы, преобразуемые в речь: в хорошо работающем аппарате эти сигналы заглушались. Еще не понимая, что произошло, обычно интеллигентный и выдержанный Белл заорал: «Ничего не трогайте, Ватсон!» Прибежав в соседнюю комнату, Белл, не слушая объяснений Ватсона, полез в аппарат. Потом схватил лист бумаги и быстро набросал эскиз… Через год посетители Филадельфийской Всемирной выставки услышали из трубки первого в мире телефона невероятно искаженный монолог Гамлета «Быть или не быть» в исполнении потомственного оратора и удачливого изобретателя Александра Белла (Речицкий В.И. Профессия — изобретатель).

  • Какие качества помогли Александру Беллу изобрести телефон?


5. Закрепление знаний

    • Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?

    • В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

    • Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?


Притча


Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”

А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”

В чём смысл этой притчи?

Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!

Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Спасибо за внимание


  1. Подведение итогов урока учителем

  • Анализ урока, достижение целей урока

  • Объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся

  • Сообщение о теме следующего урока

8. Рефлексия. Синквейн – профессиональный интерес

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


Как вы считаете, кто сегодня на уроке был самым активным Что нового узнали о себе? Что нового открыли в себе? Ваше настроение …

Ваша оценка уроку

Уборка рабочих мест. Спасибо за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!