СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыкальному искусству в 7 классе "Что за прелесть – эти времена года Чайковского!"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Развитие культуры общения.
  2. Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив по настроению картины, музыку, стихи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыкальному искусству в 7 классе "Что за прелесть – эти времена года Чайковского!"»

Предмет: музыкальное искусство

Класс: 7

Дата: 25 января 2019 г.

Урок № 18

Тема: Что за прелесть – эти времена года Чайковского!

Тип урока: Урок- знакомство.

Урок – знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И.Чайковского.

Задачи урока:

  1. Привитие интереса к изучаемому предмету.

  2. Формирование культуры слушателя и рассказчика.

  3. Воспитание у учащихся чувства взаимоуважения и взаимопомощи, терпимости к чужому мнению, формировать умение работать в коллективе и индивидуально.

  4. Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.

  5. Формирование навыков правильной речи, развитие общей эрудиции учащихся, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

  6. Овладение учащимися практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Цели урока:

  1. Развитие культуры общения.

  2. Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив по настроению картины, музыку, стихи.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, коммуникативный, репродуктивный.

Средства обучения:

Фонограмма музыки П.И.Чайковского «Времена года. Январь, Февраль, Декабрь».

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учителя с учениками под музыку П. И. Чайковского. Дети садятся на свои места.

Слово учителя:

Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.

II. Повторение изученного материала.

– Кем написана музыка, которая сейчас звучит?

– Музыку написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

III. Фортепьянное творчество П.И. Чайковского.

То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно.

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес –  по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.

В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес – по числу месяцев в году. (На доску прикрепить ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Январь – «У камелька»

Июль – «Песнь косаря»

Февраль – «Масленица

Август – «Жатва»

Март – «Песнь жаворонка»

Сентябрь – «Охота»

Апрель – «Подснежник»

Октябрь -  «Осенняя песнь»

Май – «Белые ночи»

Ноябрь – «На тройке»

Июнь – «Баркарола»

Декабрь – «Святки»

 «Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич  любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из   шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…

Сегодня мы с вами послушаем только некоторые пьесы из этого альбома на тему «Зима», и расскажем о них.

Итак, я начинаю вас знакомить с музыкой Чайковского.

Вечер зимний в небе синем
Звезды яркие зажёг.
Ветви сыплют снег пушистый
На подсиненный снежок.
Сказка тихо в дверь стучится.
Ты впусти ее, дружок!

Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.

Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». ( На доску учитель прикрепляет изображение камина с огнём. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

«Камелёк» – уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.

Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку.

Звучит мелодия П.И.Чайковского. Времена года. Январь.

Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

А теперь мы окажемся на второй страничке альбома. Февраль «Масленица».

«И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас все
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть.
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней – полусказкой
Нас, шутя развеселить,
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить».

Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы.

Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё – словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

Звучит пьеса П.И.Чайковского. Времена года. Февраль.

Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

IV. Физминутка:

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляют,

За природой наблюдают.

Вверх на солнце посмотрели,

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

Мы прислушались: как тихо!

Взрослые дети, прошу вас, садитесь.

Сейчас мы перевернем несколько страниц этого замечательного журнала и окажемся сразу на двенадцатой странице.

– Кто догадался почему?

Ответы детей.

– Да, сегодня мы с вами говорим только о зиме и слушаем зимний цикл пьес П.И.Чаковского «Времена года», с остальными музыкальными зарисовками обязательно познакомимся на следующих уроках. Мы представляли себе много картин, после прослушивания музыки, а я хочу вас познакомить с картинами, которые нарисовали русские художники.

Демонстрация «Картины русских художников» с музыкальным сопровождением П.И.Чайковский. Времена года. Декабрь.

Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке и картинах.

Ну, а сейчас мы вспомним нашу распевочку… и повторим разученную песню на прошлом уроке Муз. В. Лебедева, сл. Ю. Рышенцева «Земля, где так много разлук».

IV. Итог урока. Выставление оценок.

Изучив творчество П.И. Чайковского, подвести учащихся к вопросу: Можно ли музыку этого композитора назвать современной? Класс разделить на две группы: одна должна привести доводы положительного ответа, другая отрицательного. Дискуссия с помощью учителя закончится выводом о том, что П.И. Чайковский - великий наш современник.

Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

«Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,

Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге.

Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.

Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают…»

Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран. Эта музыка популярна и в наши дни.

Сегодня наш урок окончен. Всем спасибо и до свидания!