СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке 3 класс. "Звучащие картины. Масленица"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний и умений. Подходит ко всем УМК

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке 3 класс. "Звучащие картины. Масленица"»

Конспект урока музыки

Образовательная система: «Школа России»

УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Класс: 3

Школа: МБОУ «Верхнестарицкая СОШ»

Учитель: Нилогова Лилия Леонидовна

Тип урока: открытие открытия новых знаний и умений

Тема: «Звучащие картины. Прощание с Масленицей!»

Цель: познакомить с историей Масленицы и ее традициями; создать условия атмосферы народного праздника для понимания детьми термина «звучащие картины»,

проникновения радости встречи с Масленицей, помогающей в художественном исполнении масленичных и весенних песен и настраивающей на выразительное исполнение (звонкие голоса, мимика) и для прикосновения к народным традициям.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с историей праздника и его традициями, знакомство с репродукцией картины Б.М.Кустодиева и композицией П.И. Чайковского «Времена года. Февраль», термином «звучащие картины».

Метапредметные:

- регулятивные: умение ставить и осознавать учебную задачу; умение планировать свою деятельность; умение оценивать результат своей работы на уроке.

- познавательные: умение размышлять, сравнивать, сопоставлять и анализировать; развитие творческого мышления, памяти, внимания.

- коммуникативные: умение выражать свои мысли, чувства; умение аргументировать свой выбор; умение вести активный диалог, умение слушать и воспринимать мнение других.

Личностные: воспитывать духовно-нравственные черты характера, исполнительскую и слушательскую культуру; воспитывать любовь и уважение к Родине, к ее народу, композиторам и их творчеству.

Оборудование: презентация, музыкальные и художественные произведения (композиция П.И. Чайковского «Времена года. Февраль» и репродукция картины Б.М. Кустодиева П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»)













Ход урока

Этап урока

Дозировка

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

1 мин.

Звучит музыка. Музыкальное приветствие учащихся.

- Я  рада всех видеть на этом уроке в эти последние зимние дни.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

II. Мотивация и целепологание

3 мин.

- Зима подошла к концу, но, несмотря на это она нам подарила различные праздники. Назовите их? 









- Посмотрите, сколько праздников! 
Несмотря на то, что они следуют друг за другом смысл каждого,  традиции проведения и значение разные.
Сл.1

- Сегодня на уроке мы познакомимся с очень весёлым и большим праздником и узнаем, какое значение он имеет в жизни человека. А о каком празднике сегодня пойдет речь, я думаю, вы все  без труда догадаетесь по этой фотографии.

- Какую цель мы поставим?

- Молодцы!

- Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, Крещение Руси, Татьянин день, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества, Масленица.







- Масленница



- познакомиться поближе с историей Масленицы и ее традициями.

III. Открытие нового знания

30 мин.

- А что вы знаете об этом празднике?




- Сейчас я вам расскажу кратко об истории Масленицы и о ее традициях, а вы слушайте внимательно, потому что в конце будет кроссворд, который вам нужно будет разгадать.

Рассказ об истории и традициях праздника
Сл.3 Масленица – самый любимый,  весёлый  и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целую неделю  народ провожает надоевшую зиму,  ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.       
Сл.4 Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица  за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи. 
Сл.5 Это последняя неделя перед постом, когда можно есть молоко, яйца, сыр. Всё же главное угощение – блины, круглые, румяные, горячие символизируют солнце, которое восходит всё раньше и раньше, удлиняя день, приближая весну и лето. На наших столах блины, а в центральной России помимо блинов, использовали и другие символы солнца –горящие колеса, спускаемые с гор.
Сл.6 Также из соломы мастерили чучело масленицы. Соломенное чучело, олицетворяющее злую, суровую,  подчас голодную для многих крестьянских семей зиму везли на окраину села, пели, плясали вокруг него, блинами закликали на двор весну - красну, а в конце праздника чучело Зимы- масленицы сжигали на костре. Но перед сжиганием припоминали, что зима принесла не только морозы, метели, вьюги, простуды, но и различные зимние забавы: увлекательные катанья на лыжах и коньках, на сноубордах. Новогодние праздники, за елку, подарки, зимние каникулы. Поэтому зиму-масленицу хоть и провожали со двора, но с большим почетом и уважением. Называлась она в разных регионах по-разному: честная, широкая, веселая, объедуха, однако все же чаще – просто масленица или сырная неделя.

- Ну вот я вам рассказала немного о Масленице, а кто знает когда в этом году будет Масленица?

- Верно! И каждый день масленицы имел своё название и значение:

Сл.7 1 день (понедельник, 11.03.г.) -  Встреча масленицы. 
Понедельник (первый день) – «встреча масленицы». В этот день встречают масленицу, встречали масленицу всегда сытостью и довольством. Чем богаче масленицу праздновали, тем богаче год будет.
Изготавливали и наряжали  куклу. Что за кукла?

Верно!
Сл.8 2 день (вторник, 12.03.г.) – Заигрыши.
Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились  снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.
 - Я хочу показать вам одну из  игр, которую использовали на масляной неделе, в которую мы поиграем.

Игра «Петушки»
Сл.9 3 день (среда, 13.03.г.) – Лакомка.
Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки. 
Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это?

- Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы…
- Ребята, а вы умеете печь блины? 
- Кто знает, как пекут блины?


Сл.10 4 день (четверг, 14.03 г.) – Разгул.
Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. Всем миром, в качестве участников или активных заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, спускали всю злость и ярость, накопившуюся за год. Вот и мы с вами поиграем в игру «Кулочки».
Игра «Кулочки»
Сл.11 5 день (пятница, 15.03.г.) – Тёщины вечеринки.
Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять  тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.
 Сл.12 6 день (суббота, 16.03. г.) – Золовкины посиделки.
Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки. 
Сл.13 7 день (воскресенье, 17.03. г.) – Проводы или прощеное воскресенье.
Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла.  К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а  к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай. В этот день заканчивается обжорство и веселье.

- Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить, 
Чтоб красиво и честно зажить.

- Мы с вами многое узнали о Масленицы и проверим ваши знания позже, а пока откройте учебники на экран.

Сл.14 Репродукция картины Б.М. Кустодиева.

Не только писатели, поэты, но и художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.
Я предлагаю вашему вниманию репродукцию картины Б.М.Кустодиева «Масленица».Внимательно вглядитесь в  эту картину. 
- Что вы видите на картине? 















- Если внимательно вслушаться в эту картину: картина звучит или она безмолвна?
- Что вы услышали? 













- Какую бы вы написали музыку к  этой картине, если бы были композиторами?


- Верно! Можно сказать, что картина звучит, от нее исходит музыка. Такие картины называют «звучащими», а чтобы это доказать, я включу небольшое музыкальное произведение, а вы ответите на вопрос «Созвучна ли эта музыка по своему настроению  репродукции Б.Кустодиева?» Внимательно слушайте.

Слушание произведение П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

- Почему созвучна?









- Какие инструменты звучали?

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать 
будто  не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает  звучанию целого оркестра.
Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.
- Кто мог написать эту чудесную музыку?

- Давайте, еще раз послушаем  эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника,  настроение народных гуляний.

Повторное прослушивание произведения П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»
- Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

- готовят блины, катаются на лошадях, сжигают чучело, играют в различные игры.

Слушают рассказ учителя.
























- 11 марта – 17 марта







- чучело








Играют в игру «Петушки»





- Зять




- да\нет

Называют ингредиенты по приготовлению блинов\начинки.







Играют в игру «Кулочки»





























- Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния.

- звучит

- Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра.

- веселую, задорную, легкую, быструю



- От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье,  от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна. 

- рояль.

IV. Первичное закрепление

5 мин.

- Ребята, исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?

Сл.15 Кроссворд

Разгадывают кроссворд

V. Домашнее задание

1 мин.

Сл.16 Нарисовать рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов.

Записывают в дневник

VI. Рефлексия

5 мин.

Сл.17 Оцените свою работу.

Я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Оценивают свою работу на уроке.


Учитель:______________\Нилогова Л.Л.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!