II. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений | Создать условия для повторения раннее изученного материала | Словесный: беседа Словесный метод: беседа | - С каким жанром народной музыки мы познакомились на прошлом занятии? (Былины) - Как звучит былина? (Протяжно, нараспев) - Какой инструмент сопровождал пение былин? (Гусли) - Как называли музыкантов, которые играли на гуслях? (Гусляры) - А как называли в древности людей, рассказывающих былины под звучание гуслей? (Певцы-сказители, баяны) - С каким певцом - сказителем мы познакомились на прошлом занятии? (С Садко) - Давайте послушаем арию Садко «Заиграйте мои гусельки». Какой характер носит эта музыка? (Народный, задорный, плясовой) - А кто написал оперу «Садко»? (Николай Андреевич Римский-Корсаков) | Отвечают на вопросы учителя Строят рассуждения в устной форме в соответствии с возрастными нормами; | Фронтальная Фронтальная | Аудиозапись арии «Садко» | Контроль учителем | узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; | Р: понимать цель выполняемых действий; К: участвовать в обсуждении; П: устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов | мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; |
V. Этап построения проекта выхода из затруднения | Сформировать навык планировать свою деятельность; | Практический: Составление плана Словесный метод: беседа | - Для того, чтобы достичь цель, что мы должны составить? (план) - Одна пара у доски, остальные на партах. План: 1. История создания оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. 2. Знакомство с сюжетом оперы. 3. Знакомство с Лелем - одним из главных героев оперы. 4. Прослушивание и анализ арии Леля – «Третья песнь Леля». - Так о чём же мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Мы будем говорить об опере Николая Андреевича Римского - Корсакова «Снегурочка»» - Верно. - С чего же мы начнём? - Верно, но сначала давайте вспомним биографию Н. А, Римского-Корсакова | Формируют навык планирования своей деятельности; Отвечают на вопросы учителя | Парная Фронтальная | План урока | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | | Р: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя); | мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; |
VI. Этап реализации построенного проекта | Усвоить новый материал; Познакомиться с произведениями Мусоргского; Развивать коммуникативные навыки в процессе беседы и анализа произведений; | Словесный: рассказ; Словесный: беседа Практический: анализ произведений Словесный метод: рассказ Словесный метод: беседа Практический метод: просмотри видеофрагмента Словесный метод: рассказ Практический метод: игра Словесный метод: рассказ | - У вас на столах карточки с его биографией. В группе прочитайте ее и приготовьте 3 вопроса другой группе. Римский-Корсаков Николай Андреевич 6 марта 1844 — 8 июня 1908 русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. Оперы: Псковитянка, Майская ночь, Снегурочка, Млада, Ночь перед Рождеством, Садко, Моцарт и Сальери, Царская невеста, Сказка о царе Салтане, Сервилия, Кащей Бессмертный, Пан воевода, Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии, Золотой петушок. - Молодцы! - Сказочную пьесу, по которой была написана опера, создал драматург Александр Николаевич Островский. Пьеса была написана в 1873 году по сюжету русской народной сказки «Снегурочка». - Сначала пьеса шла просто как спектакль в драматическом театре, а затем в 1881 году Римский - Корсаков написал по ней оперу. - Когда композитор прочитал «Снегурочку» А. Н. Островского первый раз, то сказка ему совершенно не понравилась, а царство берендеев и вовсе показалось странной выдумкой. Спустя пять лет Римский-Корсаков снова прочел «Снегурочку», и в этот раз он словно «прозрел на ее удивительную красоту». Он отправился в Москву, чтобы лично встретиться с писателем и получить разрешение на использование произведения в качестве основы либретто. - Работа над оперой «Снегурочка», по словам композитора, была самая легкая и быстрая за всю его музыкальную жизнь. На написание оперы у него ушло всего шести месяцев. - Так кто же создал сказочную пьесу, по которой была написана опера? (Николай Островский) - В каком году Римский-Корсаков написал оперу? (1881) - Верно. - Какой пункт плана мы выполнили? - Какой следующий? - Давайте посмотрим фрагмент из оперы. - События в сказке происходят в Берендеевом царстве в доисторические времена. - Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переславлем-Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию было Берендеево царство. - В сказочной стране берендеев царят мир и доброта. - В глухих, дремучих лесах скрывает Дед Мороз свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза Тепла и Холода, дочку Деда Мороза и Весны - Красны. Оберегает отец Снегурочку от Ярилы - Солнца, своего врага и соперника. - Но Снегурочка стремиться из глухого леса к людям. Ей нравятся людские песни, песни, которые поёт молодой Лель, ей нравятся девичьи хороводы. Отец с матерью, отпуская Снегурочку к людям, решают поселить ее в берендеевой слободке. - Снегурочка в слободке появляется, когда народ празднует уход зимы и встречу весны. Как называется такой праздник? - На Красной горке, провожая Масленицу, берендеи водили хороводы, пели песни, играли в народные игры. ФИЗМИНУТКА - Этот обряд сохранился до наших дней. Давайте представим, что и мы с вами очутились в Берендеевом царстве. - Сейчас мы тоже поиграем в одну из таких игр. Называется она «Ручеёк». Ведя эту игру в старину, молодёжь не только веселилась, но и знакомилась, выбирая себе пару для будущей совместной жизни. Звучит весёлая русская народная музыка. - Какой пункт плана выполнили? - Какой следующий? - Ну а теперь вернёмся к главным героям оперы. - Снегурочке нравились песни Леля. Кто же это такой? - Если поискать в древней славянской мифологии толкование имени «Лель», то оно будет примерно таким: Лель - один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15 - 17 лет, пастушок. Лель - это голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет; он приносит в этот мир любовь. - Лель – один из главных героев оперы, у него несколько арий, музыка которых очень напоминает народные песни. Эти арии так и называются - песни Леля. Ария – это сольный вокальный номер в опере, где герой рассказывает о себе, своих чувствах, переживаниях. - Запишите понятие в тетрадь - Сопровождаются эти песни звуками рожка. Как вы думаете, почему? (Рожок - это музыкальный инструмент пастуха) - Да, это так. Посмотрите, как изобразил Леля Виктор Михайлович Васнецов. Все эти эскизы: и Дед Мороз, и Весна Красна, и Снегурочка, и Лель, Васнецовым были сделаны специально для оперы Римского-Корсакова. - Какой пункт плана выполнили? - Какой следующий? | Выделяют из темы урока известные и неизвестные знания и умения; Проявляют способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; Применяют на практике знания по анализу музыкальных произведений; Слушают учителя Формулируют ответы на вопросы учителя Слушают учителя Выполняют физминутку Записывают понятие в тетрадь Формулируют ответы на вопросы | Фронтальная Групповая Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Карточки Слайд Видеофрагмент Аудиозапись Слайд Слайд Слайд Учебник | Контроль учителем; Взаимоконтроль; Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки; Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке; Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); | Р: решать творческие задачи, используя известные средства; П: характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений; различать звучание отдельных музыкальных инструментов; К:выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям; участвовать в коллективном обсуждении; высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей; | мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; эмоционально - ценностное отношение к произведениям народной и классической музыки. понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека. |
VII. Этап первичного закрепления с проговариванием | Развивать коммуникативные навыки в процессе беседы; | Практический: анализ произведения Словесный: беседа Словесный метод: беседа | - Лель не просто пастух, он музыкант, певец, всеобщий любимец. - В опере «Снегурочка» в исполнении Леля звучат три песни: 1-ая - «Земляничка-ягодка под кусточком выросла»; 2-ая - «Как по лесу лес шумит»; 3-я - «Туча со громом сговаривалась». - Третью песню Лель поёт по просьбе царя Берендея на празднике «Ярилин день» - первый день лета. Давайте её послушаем и подумайте, какие картины вы представляете, слушая песню Леля. (Кажется, что в это время девушки водят хороводы) Звучит третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка». - Какая музыка звучит после каждого куплета, который заканчивается словами «Лель мой, Лёле Лель»? (Веселая, задорная, танцевальная) - К какому же жанру относится эта песня? (Это хороводно-плясовая песня) - Что сближает песню Леля с народной песней? (Мелодия, повторы, фразы) - Если судить по песне, каков Лель по характеру? (Простой, добрый, наблюдательный) - Как Римский-Корсаков передаёт в песне Леля звуки природы? (В начале песни литавры изображают раскаты грома, а скрипки – начало дождя) - А какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка? (Кларнет) | Проявляют способность к реализации творческого потенциала Смотрят фрагмент оперы «Туча с громом сговорилась» Формулируют ответы на вопросы учителя | Фронтальная Групповая | Аудиозапись; | Контроль учителем; | Понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности Понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности | Р: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; сохранять учебную задачу урока П: Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. К: умение высказывать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы К: умение высказывать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы | Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Выражение собственного мнения, его аргументация. |
VIII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Развивать навык ритмопластики; | Практический метод: иллюстрирование Практический метод: исполнение песни | - Ребята, я вам предлагаю сейчас прослушать фрагмент из оперы «Снегурочка», в процессе чего ваша задача нарисовать картинки. Здесь вашей фантазии нет предела. Вы можете рисовать все, что вам придет в голову, слушая эту музыку. У вас на выполнение этой работы 5 минут. - Молодцы! Вокально-хоровая работа. - Какое время года у нас сейчас? - Что вы можете сказать об осени? - Я предлагаю выучить песню «Осенний листок». - Для начала давайте прослушаем песню. О чем эта песня? Какие чувства она у вас вызывает? - Ребята, перед тем как исполнить песню нам нужно сделать разминку. Давайте встанем все со своих мест и проведем разминку. (Ах, ты, совушка-сова) - А теперь давайте вместе проговорим слова песни. - А теперь споём. - Молодцы! | Слушают фрагмент из оперы «Снегурочка» Рисуют картину под музыку Поют песню | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | Видеоролик; Текст песни | Контроль учителя | Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. Выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия; | Р: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки | мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; |