СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке в 4 классе. УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке в 4 классе. УМК "Школа России"»

Дата: 18.01.2021. Музыка. Урок № 13. 4-А класс. Учитель: Сейтхалиева Н.Р.

Тема: «Старый замок». Счастье в сирени живет…

Цель: закрепить на уроке понятия о различных видах музыки – вокальной и инструментальной.

Задачи:

  • продолжать знакомить учащихся с творчеством М.П. Мусоргского и С.Рахманинова на примерах вокальной и инструментальной музыки («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки» и романса «Сирень» С. Рахманинова);

  • учить анализировать музыкальные произведения, сравнивая их между собой; выделять основные характеристики вокального и инструментального жанров;

  • закреплять знания о русских композиторах – классиках и музыкальных жанрах;

  • развивать образное мышление учащихся, слуховую память, навыки слушания музыкальных произведений.

  • повышать общий уровень культуры учащихся; прививать интерес к классической музыке, чувство любви к Родине и осознание национальной значимости нашего народа в мировой культуре.

Тип урока: урок закрепления знаний;

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, колонки, проектор

Аудио – видео материал : записи

Музыкальный словарь: сюита, романс


ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.

2. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

- Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? Какая была тема? (ответы учащихся)

- Музыкальные произведения какого композитора мы слушали? (П.И. Чайковского)

- На тему какого стиля были написаны его вариации? (рококо)

- Какой это был жанр – вокальный или инструментальный?

3.    Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний.

Итак, какие же черты инструментальной музыки мы можем выделить?

1) инструментальная музыка не требует знания языков, поэтому воспринимаема в любом уголке мира.

2) инструментальная музыка исполняется на музыкальных инструментах без участия голоса.

- Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел! Это же соловей! Давайте о нём споём распевочку!

Соловьишка – соловей

Песни пел среди ветвей:

Из сирени трели – песенки

Зве – не – ли !

- Не зря он к нам прилетел! Хочет нам соловей сегодня поведать о том, где он побывал.

Звучит трель соловья

-А побывал он вблизи старого замка, который был построен ещё в Средневековье! СЛАЙД

Соловей нам может рассказать на нём на языке музыки! Вслушайтесь!

Слушание «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

  • Какое настроение передаёт музыка? (ответы учащихся)

  • Какие образы возникли у вас ? Что изображает музыка?

  • Скажите, это вокальный или инструментальный жанр?

  • Какой музыкальный инструмент звучал?

  • Актуальна ли эта музыка в наши дни? Где она может исполняться?

Открою вам, ребята, секрет – это музыкальное произведение написал выдающийся русский композитор – Модест Петрович Мусоргский. И называется оно «Старый замок». Много лет назад композитор написал цикл фортепианных произведений под названием сюита «Картинки с выставки». Что же такое сюита?

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединённых общим замыслом (записываем обозначение термина в тетрадь).

Как же появилась эта фортепианная пьеса? Модест Петрович Мусоргский крепко дружил с талантливым русским художником Виктором Гартманом. Но дружба их продлилась 3 года по той причине, что художник скончался. Это событие потрясло композитора Модеста Петровича Мусоргского до глубины души. Через год после смерти художника его друзья организовали выставку картин. На выставке было много зарисовок, привезённых из заграничных путешествий. Мусоргский побывал на этой выставке. После чего в течение 3 недель сочинил целый цикл фортепианных пьес, посвящённых картинам своего умершего друга. Так и появилась сюита «Картинки с выставки».

Звучит трель соловья

О! Я снова слышу голос соловья! И он нам снова хочет о чём - то рассказать!

Слушание «Сирень» С. Рахманинова.

По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать…
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.


- Мы с вами прослушали романс известного русского композитора Сергея Рахманинова, который называется «Сирень». Он написал его, будучи влюблённым в свою молодую жену Наталью.

Термин «романс» означает небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. 

- А теперь ответьте на вопросы:

  • Звучала инструментальная или вокальная музыка? (вокальная)

  • Главную партию исполнял инструмент или голос? (голос)

  • Кто именно исполнял вокальную партию? (певица, солистка)

  • Какой у неё был голос ? ( высокий женский голос - сопрано)

  • Каков был характер музыки? Темп? (лиричный, спокойный, напевный ; медленный темп)

  • Могла бы эта музыка звучать без голоса? При каких обстоятельствах? ( да, если бы мелодию играл музыкальный инструмент)

  • Какие музыкальные инструменты могли бы дополнить звучание инструментальной версии? Выберите наиболее подходящий вариант на слайде

Ведущая мелодия в исполнении фортепиано

Фортепиано + баян

Фортепиано + флейта

Фортепиано + скрипка

- Давайте прослушаем ещё раз это музыкальное произведение, но только в другой версии.

Звучит инструментальная версия романса.

  • Что изменилось? (ответы учащихся)

  • Изменился ли характер музыки? Темп?

Какой вывод мы можем сделать? В чём отличие инструментальной музыки от вокальной?

ВЫВОДЫ.

- Музыка русских композиторов очень популярна во всём мире. Она звучит в лучших оперных и концертных залах мира. Поэтому мы должны гордиться творениями наших композиторов и беречь память о них. Давайте выразим свою любовь к нашим русским композиторам и выскажем своё отношение к их творчеству теплом своих сердец. (Учитель раздаёт «сердечки» ученикам, те в свою очередь должны приклеить их в тетрадь и вписать туда фамилию любимого русского композитора).

Вокально – хоровая работа.

Повторение песни «Три белых коня»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!