СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Музыке в 5 классе по теме: «О подвигах, о доблести и славе» Стилевое многообразие музыки 20 века

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить детей с образами русских воинов, защитников Отечества  которые нашли своё отражение в музыке, в литературе, в изобразительном искусстве, Задачи урока: Привить эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» и через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах развивать способность сопереживать музыкальному образу. Воспитывать у обучающихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Музыке в 5 классе по теме: «О подвигах, о доблести и славе» Стилевое многообразие музыки 20 века»

7.Конспект урока по Музыке в 5 классе по теме: «О подвигах, о доблести и славе...» Стилевое многообразие музыки 20 века» с использованием игровой, информационно-коммуникационной, многоуровневой, здоровьесберегающей технологий


Тема урока: «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Цель урока: познакомить детей с образами русских воинов, защитников Отечества  которые нашли своё отражение в музыке, в литературе, в изобразительном искусстве…

Задачи урока: Привить эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» и через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах развивать способность сопереживать музыкальному образу. Воспитывать у обучающихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.

Тип урока: урок – объяснение

Вид урока: урок историческое путешествие

Содержание:

  1. «Богатырская» симфония А.П.Бородина

  2. Хор из кантаты С.С.Прокофьева «Александр Невский»

  3. Песня о Кутузове, песня о Суворове

  4. Хор «Славься» из оп. М. Глинки «Иван Сусанин»

  5. «Священная война» песня

  6. «Сыны полков» песня

  7. Р. Рождественский, Д. Кабалевский «Реквием»

  8. Ян Френкель песня «Журавли»


Понятия:  симфония, кантата, реквием, хор, песня, унисон, ритм

Виды и формы контроля: слуховой, наблюдение

Проблема урока: Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Прогнозируемый результат:

- Определить на слух характер музыки и передать её настроение.

- Назвать произведения, в которых рассказывается о Родине, героях войны.

-Раскрыть образы  русских героев – воинов.

Ход урока

l- организационный момент. Приветствие и озвучивание того, что будут изучать на уроке.

ll-Вступительное слово учителя.

Во все времена музы в песнях, легендах, былинах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах…воспевали и прославляли величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. Отвагу витязей, храбрость богатырей, всех воинов защищавших наше родное отечество. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.

Слайд 1

И сегодня муза приглашает нас раскрыть в музыке, литературе, изобразительном искусстве образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах.

Русские композиторы, писатели, поэты, художники постоянно обращались в своём творчестве к теме защиты Родины.

Почему?  Это оттого что с давних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить народ. Поэтому образ защитника отечества является одним из главных образов искусства.

Назовите известных вам произведения искусства посвященные теме  защиты Родины?

(Бородин «Богатырская симфония»)

Слайд 2

Слайд 3

Как называется картина и кто на ней изображен?

Кого называют богатырями?

Какими они изображены? (одному дана сила,другому – ум, третьему – доброта)

На ваш взгляд что важнее для богатырей из этих качеств? (всё)

Васнецов говорил что ему «хотелось писать так, чтоб картина звучала как музыка,  пелась как былина, волновала как родная песня…»

А в музыке воспел богатырей А.П.Бородин.

(Слушаем фрагмент симфонии № 2)

Что такое симфония? (крупная музыкальная форма произведения для симфонического оркестра в нескольких частях) Меняется ли музыка?

Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? (мужественная, маршевая, призывная)

Музыка выражает непобедимую мощь и суровое величие.

Соответствует ли характер музыки, изображенным на картине образам?

Кто из советских композиторов воспел в своем произведении подвиг русского князя-воина, великого полководца?

С. Прокофьев кантата «Александр Невский»

Слайд 4 Назовите имя этого героя.

Князь Александр Ярославович один из почитаемых и любимых в народе героев защитников земли Русской. Полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведским войском на реке Неве за что получил имя Александр Невский. А ещё он разбил немецких рыцарей на льду  Чудского озера освободив Новгородские земли. Было это в 13 веке. Итак, Какое музыкальное произведение посвящено этому герою и событиям 13 века? Кто автор этого произведения?

(слушаем хор «Вставайте люди русские» из кантаты С.Прокофьева)

Какое настроение передаёт музыка? К чему призывает? Что такое кантата? (торжественное произведение для хора, солистов в сопровождении оркестра)

Тяжела солдатская доля, и хорошей поддержкой поднимающей боевой дух, помогающей пережить всё и победить, является песня, верная подруга солдата.

А вот герои, умело защищавшие отечество в 19-20веке.

(Слушаем фрагмент песни о Кутузове)

Как раскрывается характер этих героев в песнях?

Много сложено песен о событиях ВОВ где мы также слышим выраженные образы защитников (Слушаем фрагмент песни «Священная война»)

Много произведений в музыке, в  живописи, в  литературе появляется и в наше время о событиях минувших грозных времён.

Проблемный вопрос:

Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей, обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого? (напоминание и призыв также самоотверженно защищать свою Родину)

(смотрим видеофрагмент из фильма-оперы, хор «Славься»)

Как вы думаете, в чем заключается связь времен?

Так вот под звуки хора «Славься» из оп. «Иван Сусанин» на параде Победы 24 июня 1945 г. Из стен ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г.Жуков. В годы ВО войны на защиту Родины встал весь народ.

Воспевая русскую, богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и славное будущее. Эти сюжеты будят в нашем воображении события 20 века. Хор из кантаты «Александр Невский «Вставайте люди русские» постоянно звучала в годы ВО войны. Как вы думаете защитниками   могут быть только взрослые? (Поем песню о маленьком трубаче)

Какие выразительные средства музыки позволяют передать отважный, решительный характер песни? Можем ли мы назвать богатырями - героев песни «Сыны полков»?

Сегодня во многих городах России стоят памятники героям – защитникам Родины…

Давайте прослушаем песню Яна Френкеля «Журавли»

Слайд 5.

Слайд 6


А что такое памятник? И память? Реквием – это литературный и музыкальный памятник защитникам Отечества.

Слайд 7.

Можно ли сказать, что и песни о героях, картины, тоже являются своеобразными памятниками защитникам нашей Родины?

Мы сегодня о многом поговорили, давайте вспомним основное:

  1. Симфония – это…

  2. Кантата – это…

  3. Их сходство заключается в… А их различие заключается в …

  4. Мы познакомились с картинами художников… Которые называются…

  5. Защитниками Отечества могут быть не только взрослые но и …

  6. О юных защитниках Отечества поётся в песнях…

  7. Что такое Реквием? Кто авторы Реквиема?

  8. Может ли музыка, картина, песня, поэта или стихотворение служить памятником защитникам Отечества?

  9. Связь времен заключается…

Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»

И я желаю вам стать такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества.

Спасибо за работу, молодцы! До новых встреч!

Урок окончен


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!