6
Конспект урока по музыке в 8 классе по теме: «Великие мюзиклы мира».
Учитель ЧОУ «Средняя школа “Возрождение”»
Салаватова Зухра Келеметовна.
Дата проведения: 04.12.2024.
Тип урока:
Урок введения в тему.
Методы урока:
Словесный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, метод стимулирования и мотивации учения, , метод «пластического интонирования».
Цель урока:
Познакомить учащихся с жанром современного музыкального театр- Мюзикл. :
Задачи:
Образовательная –
знакомство с жанром мюзикл; расширение музыкального кругозора учащихся о великих мюзиклах мира;
Развивающая:
развитие культуры общения, культуры слушания;
Воспитательная:
духовное восприятие музыки современного стиля через произведения классической музыки.
Воспитывать у детей интерес к музыке через призму современного жанра мюзикл и его сегодняшних выдающихся представителей.
Планируемые результаты УУД :
Предметные:
Определять разные характеры главных партий в мюзикле. Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении. Сопоставление музыкального образа героев произведения.
Метапредметные:
Личностные:
Осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
Синтез музыки, изобразительного искусства и архитектуры.
Познавательные:
Понимать художественный язык, особенности современной музыкальной драматургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.
Музыкальный материал:
Презентация, фрагменты из рок-оперы «Юнона и Авось» А.Рыбникова,
Балет Бориса Эйфмана «Роден»,
песня «Гимн музыке» муз. А.Ермолова.
Оборудование:
Мультимедийный проектор,
видеофрагменты ,
магнитофон,
фортепиано,
учебник,
портреты композиторов,
презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент. Приветствие учащихся .
«Здравствуйте дорогие дети».
2.Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Ребята, посмотрите на две картины. Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученики: На картинах современный музыкальный театр.
Учитель : Правильно.
3. Изучение нового материала.
Учитель:
Что можно называть современным музыкальным театром и как вообще очертить границы понятия "современное искусство"?
Для современного музыкального театра характерно разнообразие стилей, жанров и форм спектакля. Это могут быть опера-симфония, опера-балет, опера-аратория, балет-миниатюра, балет-плакат, модерн-балет, джаз-балет. Для современных сочинений большое значение приобретает монтажный принцип композиции, который становится одним из важнейших способов обьединения контрастов окружающей действительности, воплощённых в музыке.
В спектаклх вводятся не только пение, хореография, но и кинокадры на большом экране, декламация, разнообразные шумовые и световые эффекты, куклы, вставные номера («театр в театре»). В современном балете можно встретить все виды пластики- танцевальную, спортивную, бытовую. Экспериментируя, хореографы иногда совсем отказываются от музыки, прибюегая к актёрской импровизации и участию зрителей в представлении( танцевальные хэппенинги).
Оркестр в современном музыкальном театре выполняет различные функции: аккомпанемента, диалога с певцами(«скрытое слово», выхода на первый план ( «слово от автора»),подменяющего актёра).Часто функцию оркестра передают хору, который выступает в различных ролях и участника действия, и собеседника героя, и комментатора ,и звукового фона.
Посмотрите на архитектуру современного музыкального театра. Это уникальное здание сразу после открытия стало визитной карточкой не только Сиднея, но и всего австралийского континента. И не удивительно – найти столь же узнаваемое, необычное и запоминающееся сооружение очень тяжело. Строительство Сиднейского оперного театра длилось целых 14 лет, воплощение задумки архитектора было связано со значительными трудностями, которые сделали проект довольно дорогостоящим. В итоге возведение театра обошлось Австралии в 102 миллиона долларов.
Строительство было завершено в 1973 году и на торжественном открытии Сиднейской оперы присутствовала королева Англии Елизавета Вторая.
Новый оперный театр в Пекине, построенный в 2007 году к летней Олимпиаде заслуженно считается одним из современных чудес архитектуры. Футуристическое здание француза Поля Андре из титана и стекла имеет эллипсоидную форму. Поэтому в народе его часто называют «Яйцом».
Опера на воде в г. Брегенц.
Театральные выступления под открытым небом на берегу Боденского озера начались в 1911 году. Официальное открытие первой фестивальной недели в Брегенце состоялось в 1946 году, через год после окончания Второй мировой войны. На озере было создано две сцены из барж: на одной играл Венский симфонический оркестр, на другой располагались театральные декорации. Первая постоянная сцена на воде появилась в 1950 году, в 1955 открылось здание первого современного театра.
Плавучая сцена (нем. Seebühne) —площадка под открытым небом на Боденском озере с расположенным на берегу амфитеатром на 7000 мест. На этой площадке проходят масштабные представления музыкальных спектаклей, в том числе опер и балетов.
Единственный раз, в 1972 года, на озере было поставлено два музыкальных спектакля на двух сценах, все остальные годы центральным оставалось только одно выступление. В 1979 году была построена новая сцена на озере. С 1985 года центральный спектакль фестиваля стал повторяться два года подряд.
Сегодня мы просмотрим с Вами фрагменты сцен из балета Б.Эйфмана «Роденс» и мюзикла «Юнона и Авось» А.Рыбникова.
Балет Бориса Эйфмана на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне.
Спектакль «Роден» Бориса Эйфмана – яркий пример модернизма и динамичности .
Бори́с Я́ковлевич (Я́нкелевич) Э́йфман (род. 22 июля 1946, Рубцовск Алтайского края) — советский и российский балетмейстер, художественный руководитель Театра балета .
Балет Бориса Эйфмана «Роден» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.
История их страсти трагична. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Однако произошедший между художниками разрыв нанес роковой удар по душевному здоровью Камиллы, стал началом ее гибели. Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. Болезненная идея о направленном против нее заговоре, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, непрестанно терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины. Целых 30 лет суждено было провести ей в клинике для умалишенных, где Камилла Клодель умерла в 1943 году, забытая и покинутая всеми.
«Роден» Бориса Эйфмана – масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, блистательно отточенный хореографом в его предыдущих спектаклях («Онегин», «Чайка», «Анна Каренина», «Русский Гамлет» и др.).
Эйфман не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Клодель в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии творческого процесса.
«Юно́на и Аво́сь» - одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского.
Рок-опера «Юнона и авось» – история великой любви.
4. Физкультминутка.
Музыкально-ритмические упражнения.
5. Вокально-хоровая работа.
Распевка;
Работа с текстом;
Работа с ритмом;
Работа с пластическим интонированием;
6. Обобщение темы
Учитель:
С какими жанрами современного музыкального театра мы сегодня познакомились?
Ученики:
Опера- симфония, джаз- балет, балет – плакат.
Учитель:
Чем отличается архитектура современного музыкального театра?
(Ответы учащихся)
Учитель:
Какие современные музыкальные инструменты сопровождают пластическую композицию в современном музыкальном театре?
Ученики:
Синтезатор, ударные инструменты.
7. Рефлексия.
8. Оценивание учащихся.
9. Домашнее задание.
Найдите в Интернете и посмотрите фрагменты современных мюзиклов. Написать мини-эссе.
Спасибо за урок !