Актуализация знаний (5 мин) | Словесный (беседа), наглядный (презентация иллюстрации) | Фронтальная | Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? (ребус) Попробуйте отгадать его (это слово изложение) Верно, давайте вспомним, что такое изложение? (устный или письменный пересказ текста по памяти без искажений и в правильной последовательности событий) Молодцы, вы всё верно сказали. А какие правила написания изложения вы можете назвать? (прочитать текст внимательно, представить то, о чём говорится в тексте, определить тему и главную мысль текста, провести работу по тексту, составить план написания изложения и написать его) Хорошо, я вижу, вы многое помните. Я этому рада. | | высказывают свою точку зрения и аргументируют её; выделяют необходимую информацию из предложенного материала. | Оценка (словесная похвала) |
Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся (6 мин) | Словесный (беседа), наглядный (презентация видеоматериала) | Фронтальная | Прежде чем приступить к деятельности на уроке, я сейчас прошу вас посмотреть небольшой видеоролик. А затем сказать, что вы в нём увидели. /смотрят видеоролик/ (в видео показаны красивые цветы, природа) Всё верно, в видео мы увидели множество красивых и разнообразных цветов, которые радуют наш глаз. Исходя из того, что мы с вами повторили в начале урока и после просмотра видео, как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься? (мы будем писать изложение по теме, связанной с цветами, с растениями) Всё верно, какую цель мы можем поставить на занятие? (написать изложение про цветы, и т.п.) Замечательно, вы правы. Наша цель будет звучать так – написать изложение под названием «Солнечный огонёк». Что для этого мы должны сделать? (подготовиться к написанию изложения) Верно, а именно? (возможно, познакомиться с текстом, составить план написания изложения и написать само изложение и т.п.) Верно, это и будет нашим планом на сегодняшнее занятие. Познакомиться с текстом изложения «Солнечный огонёк». Составить план написания изложения. Написать изложение «Солнечный огонёк». | | выделяют и формулируют цель совместно с учителем; планируют последовательность своих действий на уроке; выделяют необходимую информацию из предложенного материала; высказывают свою точку зрения и аргументируют её. | Оценка (словесная похвала), контроль |
Первичное усвоение новых знаний (7 мин) | Словесный (инструктаж, рассказ), наглядный (презентация иллюстрации) | Фронтальная | Сейчас я каждому на парту выдам текст изложения. Я буду читать текст, а вы внимательно слушайте меня и следите по тексту пальцем. Солнечный огонёк Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки. Весеннее солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать. Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье! Понравился ли вам текст? О чём он был? Кто были действующие лица? (текст был о первом цветке весны – мать-и-мачеха, действующие лица – рассказчик и его дедушка) Какая главная мысль у этого текста? Видели ли вы когда-нибудь, как выглядит мать-и-мачеха? (нет/да) Посмотрите на экран, вот так выглядит это лекарственное растение. | Я буду читать текст, а вы внимательно слушайте меня и следите по тексту пальцем. Солнечный огонёк Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки. Весеннее солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать. Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье! - Теперь вы прочитайте этот рассказ. Обратите внимание на выделенные буквы. Их нужно запомнить. /чтение текста детьми/ | выделяют необходимую информацию из предложенного материала; высказывают свою точку зрения и аргументируют её; определяют основную мысль и тему текста. | Оценка (словесная похвала), контроль |
Первичная проверка понимания (7 мин) | Словесный (инструктаж, беседа), наглядный (демонстрация иллюстрации) | Фронтальная | - Куда пришёл рассказчик в самом начале текста? (Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов) - Какое время года указано в тексте? (весна, потому что «Весеннее солнце высушило росу») - Какое настроение было у людей и почему? Найдите это из текста. (Все обрадовались солнцу и теплу) - Что сделал рассказчик с мать-и-мачехой? Найдите в тексте. (Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал) - Найдите по тексту описание растения мать-и-мачеха и прочитайте. (Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать) - Чем полезна мать-и-мачеха? Прочитайте. (Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье!) Давайте с вами немного поиграем в игру «верю / не верю». Переверните свои листы лицевой стороной вниз. Я буду на слайде показывать слово из текста, а ваша задача вспомнить, правильное его написание. Если не верите, что оно правильно написано, то вы хлопаете и объясняете орфограмму. А если неправильно, вы топаете ногами, и объясняете почему Верю, это одно общепринятое понятие (название), состоящее из 3-х слов. Поэтому пишется через тире. Не верю, потому что можно проверить, поставив в ударную позицию - сушИть, значит будет высушИть. Верю, потому что можно проверить - Огненный. И огОнь. Не верю, потому что пишется соЛнце. Можно проверить - соЛнышко, соЛнечный, солнечность. Не верю, потому что это наречие и всегда пишется слитно. Сверху. Верю, потому что пишется удвоенная Н, т.к. в корне есть буква Н и добавляется суффикс Н. Не верю, потому что правильно будет – рОса. Проверочное слово – рОсы. Отлично, мы с вами вспомнили орфограммы в словах и теперь точно правильно напишете все слова. | - Перед вами карточки со словами, в которые нужно вставить недостающие буквы. Работа с карточками (дети должны вписать недостающую букву) комментируется учителем. Учитель проговаривает внятно каждую букву. Со_нце, мес_ность, х_ло_ный, зд_ро_ье, гла_кий, ст_рона, _веток (весны), т_пло, мать-и-мач_ха, мя_ким (пушком). Проверяют работы. Отвечают на вопросы по содержанию текста. Работа с содержанием текста Вставь нужное слово. - Перед вами карточки с текстом рассказа, вам нужно вписать в него пропущенные слова. Работа с карточками (дети должны вписать пропущенное слово). Сначала отрабатывается номинативный словарь, затем атрибутивный и предикативный. Солнечный _______ ____ поднялся на ________ и осмотрел _________. Передо мной была целая _________ цветов. Все они горели, словно _________. Весеннее ________ высушило росу. Все обрадовались солнцу и _____. Я нагнулся, сорвал один _______ и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый ______ весны – ___________. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него _____ гладкий и холодный – _______. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - ______. _______ этот добрый, полезный. Он помогает от ________. Заваривай _____ и пей на здоровье! _________ огонёк Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была _____ лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки. _______ солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал _____ цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был _______ цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со _____ сторон. Сверху у него лист ______ и ______ – мачеха. А снизу _______, покрытый ________ пушком, - мать. Цветок этот _______, ________. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье! Солнечный огонёк Я _________ на пригорок и _________ местность. Передо мной _____ целая лужайка цветов. Все они ______, словно огоньки. Весеннее солнце _______ росу. Все ______ солнцу и теплу. Я _______, ______ один цветок и _______ его дедушке. Он _______ его в руку и _______. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы ___________ его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать. Цветок этот добрый, полезный. Он _________ от простуды. __________ чай и _____ на здоровье! Вопросы по содержанию текста. Проработать все варианты ответов. Например, «Весеннее солнце высушило росу» / Солнце весеннее высушило росу». При неполном ответе, задаются дополнительные вопросы. При надобности, ответы корректируются. Ответы должны быть полные, как в исходном тексте. | выделяют необходимую информацию из предложенного материала; демонстрируют умение написания слов с изученными орфограммами. | Взаимоконтроль, самоконтроль, контроль, оценка (словесная похвала) |
Первичное закрепление (17 мин) | Словесный (инструктаж) | Фронтальная, парная | Мы с вами поработали с текстом, выяснили написание сложных слов, а теперь давайте попробуем составить план к написанию нашего изложения. Вновь обратитесь к тексту. Давайте попробуем озаглавить первый абзац. О чём в нём говорится? Что самое главное? На лужайке цветов. /ответы обучающихся/ Так как 2-ой абзац очень длинный, я предлагаю разделить его на 3 части. Радость весне. Первый цветок весны для дедушки. Мать-и-мечеха. Как мы можем озаглавить 3-й абзац? Польза цветка. Попробуйте в парах, опираясь на наш план пересказать друг другу текст. /пересказывают в парах/ Кто хочет попробовать пересказать всему классу? /пересказывают/ Отлично, мы с вами хорошо подготовились к написанию изложения. Как только я соберу у вас листы с текстом, вы можете приступать к написанию изложения. Всем удачи, я верю, что у вас обязательно получится написать хорошо. После написания, не забудьте ещё раз прочитать то, что у вас получилось. Проверьте правильность написания всех слов и постановки знаков препинания. /пишут изложение/ | Составление плана. И написание изложения. | выделяют необходимую информацию из предложенного материала; высказывают свою точку зрения и аргументируют её; воспроизводят содержание близко к тексту по готовому плану; выделяют части текста и озаглавливают их, составляют план текста. | Контроль, взаимоконтроль, самооценка, самоконтроль. |