СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по написанию изложения для обучающегося с ТНР 5.1

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по написанию изложения для обучающегося с ТНР 5.1»

Конспект урока для обучающегося с ТНР 5.1

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема урока: Написание изложения «Солнечный огонёк»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: создание благоприятных условий для воспроизведения обучающимися содержания близко к тексту по готовому плану.

Планируемые предметные результаты:

  • воспроизводят содержание близко к тексту по готовому плану;

  • определяют основную мысль и тему текста;

  • выделяют части текста и озаглавливают их, составляют план текста;

  • демонстрируют умение написания слов с изученными орфограммами.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

  • выделяют необходимую информацию из предложенного материала;

  • формулируют выводы из изученного материала.

Коммуникативные:

  • высказывают свою точку зрения и аргументируют её.

Регулятивные:

  • выделяют и формулируют цель совместно с учителем;

  • планируют последовательность своих действий на уроке;

  • фиксируют в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем).

Задачи:

Образовательные: отработать умение воспроизводить текст в логической последовательности; формировать навык композиционного членения текста.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, способность чётко формулировать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к своему здоровью.

Оборудование урока: презентация к уроку, раздаточный материал (тест изложения «Солнечный огонёк», карточки с заданиями), видеоматериал (https://www.youtube.com/watch?v=N5l6esMBI7o).

этап урока

отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия

деятельность учителя и формулировки заданий;

варианты детских ответов

Деятельность для об-ся с ТНР

планируемые результаты

планируемые способы оценивания

Организационный момент (1 мин)

Словесный (инструктаж)

Фронтальная

Здравствуйте, ребята! Встаньте возле парт, поглядите друг на друга, улыбнитесь, обнимите своего соседа по парте и пожелайте ему отличного дня. Не забудьте проверить готовность к уроку свою и своего товарища. Я тоже пройду и посмотрю, кто как готов.

Все проверяют готовность к уроку.

Молодцы, я вижу, вы все готовы начать занятие, садитесь.



Оценка (словесная похвала), контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Актуализация знаний (5 мин)

Словесный (беседа), наглядный (презентация иллюстрации)

Фронтальная

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? (ребус)

Попробуйте отгадать его (это слово изложение)

Верно, давайте вспомним, что такое изложение? (устный или письменный пересказ текста по памяти без искажений и в правильной последовательности событий)

Молодцы, вы всё верно сказали. А какие правила написания изложения вы можете назвать? (прочитать текст внимательно, представить то, о чём говорится в тексте, определить тему и главную мысль текста, провести работу по тексту, составить план написания изложения и написать его)

Хорошо, я вижу, вы многое помните. Я этому рада.


высказывают свою точку зрения и аргументируют её;

выделяют необходимую информацию из предложенного материала.

Оценка (словесная похвала)

Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся (6 мин)

Словесный (беседа), наглядный (презентация видеоматериала)

Фронтальная

Прежде чем приступить к деятельности на уроке, я сейчас прошу вас посмотреть небольшой видеоролик. А затем сказать, что вы в нём увидели.

/смотрят видеоролик/

(в видео показаны красивые цветы, природа)

Всё верно, в видео мы увидели множество красивых и разнообразных цветов, которые радуют наш глаз. Исходя из того, что мы с вами повторили в начале урока и после просмотра видео, как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься? (мы будем писать изложение по теме, связанной с цветами, с растениями)

Всё верно, какую цель мы можем поставить на занятие? (написать изложение про цветы, и т.п.)

Замечательно, вы правы. Наша цель будет звучать так – написать изложение под названием «Солнечный огонёк». Что для этого мы должны сделать? (подготовиться к написанию изложения)

Верно, а именно? (возможно, познакомиться с текстом, составить план написания изложения и написать само изложение и т.п.)

Верно, это и будет нашим планом на сегодняшнее занятие.

  1. Познакомиться с текстом изложения «Солнечный огонёк».

  2. Составить план написания изложения.

  3. Написать изложение «Солнечный огонёк».


выделяют и формулируют цель совместно с учителем;

планируют последовательность своих действий на уроке;

выделяют необходимую информацию из предложенного материала;

высказывают свою точку зрения и аргументируют её.

Оценка (словесная похвала), контроль

Первичное усвоение новых знаний (7 мин)

Словесный (инструктаж, рассказ), наглядный (презентация иллюстрации)

Фронтальная

Сейчас я каждому на парту выдам текст изложения. Я буду читать текст, а вы внимательно слушайте меня и следите по тексту пальцем.

Солнечный огонёк

Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки.

Весеннее солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать.

Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье!

Понравился ли вам текст? О чём он был? Кто были действующие лица? (текст был о первом цветке весны – мать-и-мачеха, действующие лица – рассказчик и его дедушка)

Какая главная мысль у этого текста?

Видели ли вы когда-нибудь, как выглядит мать-и-мачеха? (нет/да)

Посмотрите на экран, вот так выглядит это лекарственное растение.

Я буду читать текст, а вы внимательно слушайте меня и следите по тексту пальцем.

Солнечный огонёк

Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки.

Весеннее солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать.

Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье!

- Теперь вы прочитайте этот рассказ. Обратите внимание на выделенные буквы.

Их нужно запомнить.

/чтение текста детьми/

выделяют необходимую информацию из предложенного материала;

высказывают свою точку зрения и аргументируют её;

определяют основную мысль и тему текста.





Оценка (словесная похвала), контроль

Первичная проверка понимания (7 мин)

Словесный (инструктаж, беседа), наглядный (демонстрация иллюстрации)

Фронтальная

- Куда пришёл рассказчик в самом начале текста? (Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов)

- Какое время года указано в тексте? (весна, потому что «Весеннее солнце высушило росу»)

- Какое настроение было у людей и почему? Найдите это из текста. (Все обрадовались солнцу и теплу)

- Что сделал рассказчик с мать-и-мачехой? Найдите в тексте. (Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал)

- Найдите по тексту описание растения мать-и-мачеха и прочитайте. (Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать)

- Чем полезна мать-и-мачеха? Прочитайте. (Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье!)

Давайте с вами немного поиграем в игру «верю / не верю». Переверните свои листы лицевой стороной вниз. Я буду на слайде показывать слово из текста, а ваша задача вспомнить, правильное его написание. Если не верите, что оно правильно написано, то вы хлопаете и объясняете орфограмму. А если неправильно, вы топаете ногами, и объясняете почему

  • Мать-и-мачеха.

Верю, это одно общепринятое понятие (название), состоящее из 3-х слов. Поэтому пишется через тире.

  • Высушело

Не верю, потому что можно проверить, поставив в ударную позицию - сушИть, значит будет высушИть.

  • Огоньки

Верю, потому что можно проверить - Огненный. И огОнь.

  • Сонце

Не верю, потому что пишется соЛнце. Можно проверить - соЛнышко, соЛнечный, солнечность.

  • С верху

Не верю, потому что это наречие и всегда пишется слитно. Сверху.

  • Весеннее

Верю, потому что пишется удвоенная Н, т.к. в корне есть буква Н и добавляется суффикс Н.

  • Раса

Не верю, потому что правильно будет – рОса. Проверочное слово – рОсы.

Отлично, мы с вами вспомнили орфограммы в словах и теперь точно правильно напишете все слова.

- Перед вами карточки со словами, в которые нужно вставить недостающие буквы.

Работа с карточками (дети должны вписать недостающую букву) комментируется учителем. Учитель проговаривает внятно каждую букву.

Со_нце, мес_ность, х_ло_ный, зд_ро_ье, гла_кий, ст_рона, _веток (весны), т_пло, мать-и-мач_ха, мя_ким (пушком).

Проверяют работы.

Отвечают на вопросы по содержанию текста.

Работа с содержанием текста

Вставь нужное слово.

- Перед вами карточки с текстом рассказа, вам нужно вписать в него пропущенные слова.

Работа с карточками (дети должны вписать пропущенное слово). Сначала отрабатывается номинативный словарь, затем атрибутивный и предикативный.


Солнечный _______

____ поднялся на ________ и осмотрел _________. Передо мной была целая _________ цветов. Все они горели, словно _________.

Весеннее ________ высушило росу. Все обрадовались солнцу и _____. Я нагнулся, сорвал один _______ и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый ______ весны – ___________. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него _____ гладкий и холодный – _______. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - ______.

_______ этот добрый, полезный. Он помогает от ________. Заваривай _____ и пей на здоровье!


_________ огонёк

Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была _____ лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки.

_______ солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал _____ цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был _______ цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со _____ сторон. Сверху у него лист ______ и ______ – мачеха. А снизу _______, покрытый ________ пушком, - мать.

Цветок этот _______, ________. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье!


Солнечный огонёк

Я _________ на пригорок и _________ местность. Передо мной _____ целая лужайка цветов. Все они ______, словно огоньки.

Весеннее солнце _______ росу. Все ______ солнцу и теплу. Я _______, ______ один цветок и _______ его дедушке. Он _______ его в руку и _______. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы ___________ его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать.

Цветок этот добрый, полезный. Он _________ от простуды. __________ чай и _____ на здоровье!



Вопросы по содержанию текста.

Проработать все варианты ответов.

Например, «Весеннее солнце высушило росу» / Солнце весеннее высушило росу».

При неполном ответе, задаются дополнительные вопросы. При надобности, ответы корректируются. Ответы должны быть полные, как в исходном тексте.

выделяют необходимую информацию из предложенного материала;

демонстрируют умение написания слов с изученными орфограммами.


Взаимоконтроль, самоконтроль, контроль, оценка (словесная похвала)

Первичное закрепление (17 мин)

Словесный (инструктаж)

Фронтальная, парная

Мы с вами поработали с текстом, выяснили написание сложных слов, а теперь давайте попробуем составить план к написанию нашего изложения. Вновь обратитесь к тексту.

Давайте попробуем озаглавить первый абзац. О чём в нём говорится? Что самое главное?

  1. На лужайке цветов.

/ответы обучающихся/

Так как 2-ой абзац очень длинный, я предлагаю разделить его на 3 части.

  1. Радость весне.

  2. Первый цветок весны для дедушки.

  3. Мать-и-мечеха.

Как мы можем озаглавить 3-й абзац?

  1. Польза цветка.

Попробуйте в парах, опираясь на наш план пересказать друг другу текст.

/пересказывают в парах/

Кто хочет попробовать пересказать всему классу?

/пересказывают/

Отлично, мы с вами хорошо подготовились к написанию изложения. Как только я соберу у вас листы с текстом, вы можете приступать к написанию изложения. Всем удачи, я верю, что у вас обязательно получится написать хорошо. После написания, не забудьте ещё раз прочитать то, что у вас получилось. Проверьте правильность написания всех слов и постановки знаков препинания.

/пишут изложение/

Составление плана.

И написание изложения.

выделяют необходимую информацию из предложенного материала;

высказывают свою точку зрения и аргументируют её;

воспроизводят содержание близко к тексту по готовому плану;

выделяют части текста и озаглавливают их, составляют план текста.

Контроль, взаимоконтроль, самооценка, самоконтроль.

Рефлексия (2 мин)

Словесный (инструктаж)

Фронтальная

Ребята, давайте подведём итоги урока.

Мы с вами достигли нашей цели? (да, мы написали изложение под названием «Солнечный огонёк»)

Что нам в этом помогло? (план к уроку, благодаря ему мы хорошо поработали с текстом изложения и смогли написать изложение)

Я раздала вам карточки со шкалой. Укажите на шкале, как вы считаете справились с написанием сочинения. Подпишите карточку и сдайте мне.

Как только я проверю ваши работы, я скажу вам ваши отметки за работу. Вы все сегодня хорошо постарались на занятии и активно поработали. Спасибо всем за урок.


фиксируют в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем);

формулируют выводы из изученного материала.


Самооценка, контроль