Часть I. (Тема расчитана на 2 часа)
Тема: Закон на страже природы
Для выполнения заданий необходимо использовать материалы прошлых уроков параграфы 15-16 и новой темы параграф 17!!!
Задания выполнять в доументе, word или в рабочей тетради (в маленкой классной). Если вы выполниили задания в тетради, то необходимо будет сфотографировать выполненные задания.
Закрепление предыдущих тем!! Параграфы 15-16.
1. Прочитайте отрывок из рассказа американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день» и ответьте на вопросы.
Колонисты работают на Венере, на которой идут постоянные дожди. На планете они живут со своими семьями, которые вынуждены почти все время проводить в убежищах. Но однажды, в короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появилось солнце, дети колонистов покинули убежище. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац... Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное — опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули свои руки к золотому сиянию в невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть... И вдруг... Редкие холодные капли упали на нос, на щеки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому-подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
-
О чём этот отрывок?
-
Какие уроки можно извлечь из этого отрывка?
2.Прочитайте текст и используя свои знания и наблюдения, составьте логическую схему, показывающую последствия уничтожения одного конкретного вида растений или животных.
В мире природы, где все взаимосвязано, исчезновение любого вида равнозначно смерти нескольких других. Разрыв единой биологической цепи в конечном итоге неизбежно отразится и на человеке.
Многие виды растений пользуются услугами конкретного опылителя, например бабочки или осы. Стоит уничтожить цветущее растение, часть опылителей покинет эту территорию или погибнет. Оставшиеся растения не смогут дать нужное количество плодов. В результате пострадают травоядные, питающиеся этими плодами, и хищники, охотящиеся на травоядных. Разрыв цепи питания со временем скажется на всех видах растений и животных затронутой экосистемы, в том числе на человеке, у которого есть свое место в этой системе.
3. Опишите случай из вашей жизни или жизни знакомых, друзей, эпиграфом к которому стали бы слова Лиса из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
4. Выражение «Охранять природу — значит охранять жизнь» означает, что:
а) человек абсолютно зависим от природы;
б) человек является биологическим, т. е. природным, организмом;
в) созданная человеком искусственная среда никогда не заменит природу;
г) природа дает пищу, воду, тепло, свет, необходимые для выживания',
д) природа живая, она развивается, а человек легко может ее уничтожить.
5. Как вы можете выполнить правило героя сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» в своей повседневной жизни: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету»?
План урока
1. Природные условия и хозяйство человека.
2. Природа нуждается в охране.
Пункт 1 плана:
Задание 1.
Ответьте на вопрос, приведенный в рубрике «Обсудим вместе» на с. 140 учебника.
Задание 2.
Работая с различными информационными источниками, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство Древней Греции и выполните задание нас. 141 учебника.
Задание 3. Работая с п. 1 § 17 учебника и дополнительным материалом, исследуйте влияние географического положения и природных условий на хозяйство древних славян и выполните задание на с. 141 учебника.
Дополнительный материал
Восточная часть Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями — Белым, Балтийским, Черным и Каспийским — и тремя горными хребтами — Карпатами, Кавказом и Уралом. Кроме того, многочисленные реки с их притоками в древние времена служили главным средством сообщения людей.
Тысячелетие назад вся северная часть Восточно-Европейской равнины отличалась суровым, холодным климатом, была покрыта дремучими лесами с многочисленными озерами и болотами. Природные условия оказывали разностороннее влияние на образ жизни проживающих там народов. В лесной полосе, где после расселения в основном и проживали восточные славяне, вся жизнедеятельность людей была связана с лесом: в нем скрывались ог врагов, его использовали как строительный материал, топливо, для изготовления домашней утвари и т. п.
Основные промыслы: охота и бортничество — сбор меда диких пчел. Мясом животных, добытых на охоте, люди питались, из их шкур делали одежду, а мед использовали для изготовления сладостей и напитков.
Реки снабжали людей рыбой для еды и обмена. По берегам селились славянские племена: строились поселения - сначала небольшие деревушки, а затем большие села и города. Речные пути со временем приобрели международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.
Пункт 2 плана:
Задание 1.
Работая с материалом п. 2 § 17 учебника и различными информационными источниками, графически отобразите содержание понятия «охрана природы».
Задание 2
Изучите рисунки нас. 142 учебника и выполните задание после них.
Проблемное задание. Представьте, что вы присутствуете на заседании дискуссионного клуба, на котором обсуждается вопрос: почему необходимо предупреждать людей об опасных изменениях окружающей среды? Обоснуйте своё мнение.