СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию «Для чего нужна дисциплина» (7 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию «Для чего нужна дисциплина» (7 класс)»

Тема урока «Для чего нужна дисциплина» (7 класс)

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выполните 5 заданий.

1.Вставьте пропущенное слово.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и _________ гражданина Российской Федерации».


2. Деятельность, которая включает несение боевых дежурств, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, участие в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта, в первую очередь связана с

1) медициной катастроф

2) преподаванием

3) военной службой

4) благотворительностью.


3. Верны ли следующие суждения?

А. Призывной возраст для граждан РФ от 18 до 27 лет.

Б. Гражданин РФ должен встать на воинский учет в год достижения 17 лет.

1)верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения не верны.


4. Найдите обобщающее понятие для всех остальных:

1)Несение боевого дежурства

2) Военная служба

3) Участие в учениях кораблей

4) Выполнение задач в условиях конфликта


5. Найти слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Воинский учет

2) достижения 17 лет

3) военкомат

4) контракт

5) право на труд



Ответы: 1- обязанность, 2- 3, 3 – 3, 4- 2, 5- 5.

Давайте проверим, как вы выполнили работу. Поставьте себе оценки без ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки –«3», 3 и более ошибок – «2».





2. Мотивационно-целевой этап.

Работа с иллюстрациями.

На слайде плакат «Падение трудодисциплины разрушает транспорт» неизвестного художника, 1931 года.

  1. Что изображено на плакате? (авария на железной дороге)

  2. Что стало причиной этой аварии? (работник железной дороги не перевел поезд с одного пути на другой, так как был в состоянии алкогольного опьянения, то есть нарушил дисциплины на железной дороге)

Работа с плакатом «Ты труд другого уважай» С. Низовая, 1954 г.

  1. Что изображено на этом плакате? (мальчик делает уроки, при этом бросает бумаги, точит карандаш на пол. В то время девочка подметает пол)

  2. К каким последствиям может привести данная ситуация? (к конфликту)

  3. С каким призывом автор обращается к зрителям? (Ты труд другого уважай, сам насорил сам убирай!)

  • Что объединят эти два плаката? (тема нарушения дисциплины: в первом случаи на железной дороге, во втором в школе)

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о дисциплине)

Тема нашего урока – «Зачем нужна дисциплина»

На какие вопросы нам предстоит ответить?

  1. Для чего нужна дисциплина?

  2. К чему может привести нарушение дисциплины?

  3. Что нужно сделать, чтобы стать дисциплинированным человеком?

4.Изучение нового материала.

1.Дисциплина общеобязательная и специальная.

  • Что такое дисциплина?

Ответы учеников.

Работа со словарем (стр. 154)

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Работа с текстом учебника.

Задание 1. (в парах по рядам). Время выполнения 2 минуты.

1 ряд читает стр. 39 (последний абзац) – стр. 40 1 абзац.

1.Заполните пропуски в схеме.

Дисциплина







2.Чем отличается общеобязательная и специальная дисциплина? (По характеру деятельности дисциплина бывает общеобязательной и специальной. Общеобязательная обязательна для всех, а специальная существует для членов определенной организации)

2 ряд читает стр. 40 2, 3, 4 абзацы.

1. к чему обязывает военная дисциплина? (соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинского устава, приказы начальников)

2. Почему воинская дисциплина отличается особой строгостью? (от нее зависит боеспособность войск, четкость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей).

3 ряд читает стр. 41 1,2 абзац

1.что предусматривает трудовая дисциплина? (своевременный приход на работу, соблюдение продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации)

2. в чем проявляется нарушение трудовой дисциплины? (в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей)



Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Давайте совершим путешествие в прошлое. Читаем рубрику «Путешествие в прошлое» стр. 41

  • Что объединяет все перечисленные факты? (нарушения трудовой дисциплины)

Итак, на примере воинской и трудовой дисциплины мы выяснили, что их нарушение может привести к тяжелым последствиям.

  • А к каким последствиям может привести нарушение школьной дисциплины, приведите примеры? (например, бег по лестнице – к травмам)

  • Так для чего же нужна дисциплина? (что был порядок в обществе)

2.Внутренняя и внешняя дисциплина.

  • Ребята, как вы думаете, кто следит за тем, чтобы люди были дисциплинированными? (государство, правоохранительные органы, школа, совесть)

По форме контроля дисциплина бывает внешняя и внутренняя. При внешней дисциплине правила соблюдаются только благодаря внешнему контролю. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему убеждению, без внешних санкций и принудительных мер, тогда можно говорить о внутренней дисциплине.

  • Приведите примеры внутренней и внешней дисциплины. (Например, один ученик хорошо учится, потому что понимает, что он должен хорошо учиться, чтобы получить хорошее образование. Другой хорошо учится, потому что боится наказания родителей.)

Задание 2.

Соотнесите суждения и виды дисциплины. (1-2 минуты)

Суждение

Виды дисциплины

А) правила соблюдаются благодаря контролю со стороны

1.Внутренняя

Б) человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случаи несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины

2.Внешняя

В) человек соблюдает правила по своему внутреннему убеждению, без внешних санкций и принудительных мер.


Г) люди чувствуют постоянный контроль, стремятся получить максимальное или какое-либо поощрение либо избежать наказания


Д) иногда основано на страхе административного или уголовного наказания


Е) основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле


Ответ: А- 2, Б- 1, В- 1, Г- 2, Д- 2, Е- 1.

  • А как вы думаете, какая дисциплина более надежнее оберегает от нарушения правил – внутренняя или внешняя? (обсуждение)

Кто-то боится больше наказания со стороны, а кто-то наоборот своей совести, ее угрызений.

Давайте обратимся к документу по Т. Мишаткиной.

Слово «совесть» произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать»… Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то не желательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно…

Часто приходиться слышать: «Легко рассуждать отвлеченно, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Но разве легче жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание. Но в жизни так всегда было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы сделать ее высшим судьей всей нашей жизни.

Мучительные угрызения совести – стыд за совершенное, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были, обида за себя, стыд за униженное достоинство (свое и чужое). Угрызения, муки совести - это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий.

  • Что такое совесть?

  • Что такое угрызения совести?

  • Почему автор совесть называет высшей судьей для человека? (Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то не желательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно…).

3.Дисциплина, воля, самовоспитание.

  • Рассмотрите иллюстрации на слайде. Как можно охарактеризовать этих детей?

  • Что нужно сделать, чтобы стать дисциплинированным человеком?

Нужно постоянно воспитывать себя, т.е. заниматься самовоспитанием. Некоторые этот процесс сравнивают с «укрощением зверей».

  • Согласны ли вы с таким сравнением?

  • Каких зверей в самом себе приходиться укрощать? (лень, неверие в свои силы, необязательность, болтливость, хвастовство, неорганизованность и др.)

  • Какое качество необходимо, чтобы укрощать самого себя? (силу воли)

Как же воспитать в себе волевые качества? Все признают, что это очень сложный процесс. Ведь, по сути это насилие над собой, принуждение делать то, что не хочется, либо наоборот, отказаться от того, что очень хочется. У каждого человека свои способы. По мнению психологов, лучше всего развивает силу воли занятие спортом.

  • Почему? (систематические тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя: усталость, лень, боль)

Кроме спорта, можно воспитать силу воли путем выработки положительных привычек. Например, утренняя зарядка, уборка комнаты)

Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:

Лена и Наташа увлекались бальными танцами и отводили им все свое свободное время: ходили на занятия, смотрели выступления танцевальных пар по телевизору. Прошло полгода, и отношение одной подруги к любимому делу изменилось. Лена, заходя за Наташей по пути на занятия, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть с книжкой». Через два года танцевальная пара Лена и Саша победили в турнире. Наташа с завистью сказала: «Какая ты везучая, стала победительницей конкурса! Я тоже хотела, да вот … не получилось».

  • Как можно объяснить «везение» Лены, используя понятия «дисциплина», «воля», «самовоспитание»?

  • Какие качества Наташе необходимо развивать?

Для воспитания силы воли нужно преодолеть все пять ступеней:

  1. Постановка цели – определите, какие волевые качества вам необходимо в себе развить.

  2. Начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества.

  3. Убеждайте себя и приказываете себе поступать правильно.

  4. Контролируйте свои действия – каждый вечер, анализируйте прошедший день, отмечайте, что вам удалось, и намечайте план завтрашнего дня, отмечайте, что помешало довести дело до конца.

  5. Подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

Так, великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, смолоду готовить себя к военному делу. "От природы болезненный, подросток принялся закалять свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду. Зимой Суворов обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость, давшую ему возможность не только преодолевать невероятные тяготы военных походов, но и личным примером воодушевлять русских воинов. 

И чем раньше вы начнете процесс самовоспитания, дисциплинирование самих себя, тем больших успехов вы добьетесь.









Рефлексия.

Упражнение «Круг воли». В ваших рабочих листах изображены 7 кругов с волевыми качествами. В каждом круге отметьте сектор, соответствующий степени развитости этих качеств у вас.

Решительность Настойчивость Смелость Самостоятельность



Инициативность Целенаправленность Дисциплинированность



Я желаю вам, чтобы вы воспитали в себе эти качества максимально полно.

Домашнее задание: параграф 5. Дополнительно: сочинение «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек» или сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!