СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию для учащихся 5 класса по теме «Наша Родина – Россия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Россия является многонациональным государством

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию для учащихся 5 класса по теме «Наша Родина – Россия»»







Конспект открытого урока по обществознанию

для учащихся 5 класса по теме

«Наша Родина – Россия»



Цели:

 познакомить с понятием Родина; 

объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот.

Планируемые результаты

Предметные:

Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Личностные УУД:

Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного анализа



Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Технология: Кейс-технология

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах



1.Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.

А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям. Но они не просто гости, они будут вместе снами работать.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.



2. Актуализация знаний

Просмотрите видеоклип.

О чем это стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна» и попробуйте определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!



Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)



Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина - Россия).



Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия.

Вопросы классу:

-Что такое Родина?

- А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.

Актуализация знаний уч-ся о Родине:

Вспомни!

Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас?

В разное время наше государство называлось по-разному. 

 Как сегодня называется наше государство?

Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация. (Учащиеся записывают в тетрадь)

Что такое «федерация»?

Федерация (от лат.) = союз, объединение. 

Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.

Что объединяет? Давайте посмотрим на карту.

Части Российской Федерации называются субъектами.

Субъекты Российской Федерации:

края,

области,

республики,

города федерального значения Москва, Севастополь и Санкт- Петербург,

автономные округа. 



Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица, которой родное гнездо не мило»?

Постановка целей урока.

Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?

После урока вы сможете

- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

- показать на карте территорию России;

- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Исследование информации. Российская Федерация.

Работа с текстом. (приложение 1)

Учитель организовывает работу с текстом.- рассказ К. Д. Ушинского

«Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вопросы классу (слайд №8)

- Что такое «Родина»?

- Почему человек тоскует по Родине?

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?

( ответы обучающихся РОДИНА – это наш общий ДОМ!)



Задание№1 Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

 РОДИНА – 1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

А теперь назовите слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

У всех этих слов какой общий корень? (РОД)



Задание №2. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.

Российская Федерация, субъект Федерации, Родина, Отечество, патриот.



Задание №3. Объясни значение понятий.

Федерация – это………………..

Субъект федерации – это …………………

Родина – это………………….

Патриот – это …………………….



Задание №4.  Объясни, почему слова написаны с заглавной буквы?

Россия,

Москва,

Дагестан,

Родина.



 3. Основной этап урока

Работа с картой с. 94-95

- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетради: субъект РФ  – это государственное образование в составе федерации –коррекция – повтор определения, запоминание



- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)



-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.



- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.



- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2



- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:



Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите 3 республик.

Найдите и назовите 3 краев.

Найдите и назовите 5 областей.

Найдите и назовите 3автономных округа.

Назовите субъект, в котором проживаем мы.



- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на доске.

Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.



- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)



- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.



Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4



2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке.  



- Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.



4. Практическая работа:

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шел к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.



Игра «Собери пословицы»:

Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением.

Объясните, как вы понимаете.

Обобщение изученного на уроке:

- проверь себя, поспорим.

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. 

Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. 

Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?

(любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). .

Молодцы, вы работали хорошо!



5. Итог урока:



  • Рефлексия.

Продолжите одну из фраз:

- сегодня я узнал(а)…

- было интересно…

- было трудно…

- меня удивило…

- мне захотелось…



  • Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.



  • Домашнее задание. 

Прочитать §11, стр. 92-95, по желанию дополнительное задание: написать письмо сверстнику, живущему далеко и рассказать ему о своей малой Родине.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!