Конспект открытого урока по обществознанию
для учащихся 5 класса по теме
«Наша Родина – Россия»
Цели:
познакомить с понятием Родина;
объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот.
Планируемые результаты
Предметные:
Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий
Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Личностные УУД:
Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного анализа
Методы и формы обучения:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Технология: Кейс-технология
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах
1.Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.
А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям. Но они не просто гости, они будут вместе снами работать.
Садитесь. Итак, мы начинаем урок.
2. Актуализация знаний
Просмотрите видеоклип.
О чем это стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна» и попробуйте определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)
Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина - Россия).
Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия.
Вопросы классу:
-Что такое Родина?
- А что для вас значит Родина?
Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население - семья народов.
Актуализация знаний уч-ся о Родине:
Вспомни!
Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас?
В разное время наше государство называлось по-разному.
Как сегодня называется наше государство?
Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация. (Учащиеся записывают в тетрадь)
Что такое «федерация»?
Федерация (от лат.) = союз, объединение.
Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.
Что объединяет? Давайте посмотрим на карту.
Части Российской Федерации называются субъектами.
Субъекты Российской Федерации:
края,
области,
республики,
города федерального значения Москва, Севастополь и Санкт- Петербург,
автономные округа.
Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица, которой родное гнездо не мило»?
Постановка целей урока.
Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?
После урока вы сможете
- объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;
- показать на карте территорию России;
- продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;
- сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма
1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Исследование информации. Российская Федерация.
Работа с текстом. (приложение 1)
Учитель организовывает работу с текстом.- рассказ К. Д. Ушинского
«Наше Отечество»:
Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Вопросы классу (слайд №8)
- Что такое «Родина»?
- Почему человек тоскует по Родине?
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?
( ответы обучающихся РОДИНА – это наш общий ДОМ!)
Задание№1 Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.
РОДИНА – 1.Отечество, родная страна.
2.Место рождения, происхождения кого - чего-нибудь.
Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.
А теперь назовите слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)
Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
Народ – нация, народность, жители страны.
У всех этих слов какой общий корень? (РОД)
Задание №2. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.
Российская Федерация, субъект Федерации, Родина, Отечество, патриот.
Задание №3. Объясни значение понятий.
Федерация – это………………..
Субъект федерации – это …………………
Родина – это………………….
Патриот – это …………………….
Задание №4. Объясни, почему слова написаны с заглавной буквы?
Россия,
Москва,
Дагестан,
Родина.
3. Основной этап урока
Работа с картой с. 94-95
- Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?
- Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.
Работа со словарем – найдите определение «субъект»
Работа в тетради: субъект РФ – это государственное образование в составе федерации –коррекция – повтор определения, запоминание
- Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты Российской
Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)
-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют
равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права
субъектов РФ и зачитаем их:
1.Право иметь свою территорию.
2.Право иметь свои органы власти и управления.
3.Право иметь свой герб и флаг.
4.Право обучать детей на родном языке.
- Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.
- Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)
(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
- Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:
Укажите границы Российской Федерации.
Найдите столицу России.
Найдите и назовите 3 республик.
Найдите и назовите 3 краев.
Найдите и назовите 5 областей.
Найдите и назовите 3автономных округа.
Назовите субъект, в котором проживаем мы.
- И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию, и прикрепите на доске.
Проверка – лишнее слово «район» - Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.
- Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)
- Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е. в его составе много различных национальностей.
Работа со словарем: Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание
- Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.
- Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4
2) Итак, Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.
- Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)
- Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.
4. Практическая работа:
Давайте с вами немного поиграем. Когда я шел к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?
Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.
Игра «Собери пословицы»:
Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением.
Объясните, как вы понимаете.
Обобщение изученного на уроке:
- проверь себя, поспорим.
Должен ли человек любить Родину? Почему?
Родина у человека одна, как и родная мать.
Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать.
Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?
(любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.
А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). .
Молодцы, вы работали хорошо!
5. Итог урока:
Продолжите одну из фраз:
- сегодня я узнал(а)…
- было интересно…
- было трудно…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Прочитать §11, стр. 92-95, по желанию дополнительное задание: написать письмо сверстнику, живущему далеко и рассказать ему о своей малой Родине.