УРОК 25. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЖЕРТВ
ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ (§ 22)
Если предыдущие уроки темы в основном представля-
ли положения российского законодательства, данный урок
освещает некоторые нормы международного права. Их
изучение проводится на базе общего понятия права, рас-
крытого на первом уроке большой темы «Право». Вместе
с тем содержание урока связано с ранее изученной темой
«Права и свободы человека и гражданина», поскольку в
ней дана характеристика важнейшего международно-пра-
вового документа — Всеобщей декларации прав челове-
ка. Данный урок тоже рассматривает права человека, но
в исключительных условиях — в период вооружённых
конфликтов. Он также связан со знаниями учащихся о
войнах ХХ в. и их жертвах.
Задачи урока
1. Познакомить учащихся с сущностью и нормами
международного гуманитарного права, призванного обе-
спечивать защиту личности в условиях вооружённых кон-
фликтов и основанного на принципе человеколюбия.
2. Способствовать развитию у учащихся следующих
универсальных учебных действий: самоконтроль и само-
оценивание; определение основной и второстепенной ин-
формации; установление причинно-следственных связей;
участие в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование урока
Для проведения лабораторной работы необходимы раз-
множенные тексты: «Природа гуманитарного права»,
«Возникновение международного гуманитарного права»,
«Защита детей», «Основные положения международно-
го гуманитарного права, применяемые в международных
конфликтах» (пособие «Дидактические материалы»).
154
План изучения нового материала
1. Международное гуманитарное право.
2. Особенности международного гуманитарного права,
его значение.
Варианты организации учебной деятельности
В начале урока проводится беседа по вопросам: что
такое право? В чём состоит значение Всеобщей деклара-
ции прав человека? Каковы последствия войн для мир-
ного населения?
Предлагается два варианта проведения урока.
Вариант 1. Традиционный урок
1. Первый вопрос может быть раскрыт учителем с опо-
рой на общую характеристику права, предлагаемую совре-
менными учебниками для школы.
Раскрывая понятие «международное гуманитарное пра-
во», учитель может опираться на его трактовку, данную
в книге Ханса-Петра Гассера: под международным гума-
нитарным правом понимаются такие международные пра-
вила, договорные или основанные на обычаях, которые
специально направлены на решение гуманитарных задач,
возникающих непосредственно в результате вооружённых
конфликтов международного и немеждународного харак-
тера, и которые по соображениям гуманного характера
ограничивают право находящихся в конфликте сторон
выбирать методы и средства войны или защищают лиц
и имущество, которым нанесён или может быть нанесён
ущерб конфликтом (см. введение в кн.: Гассер Х.-П. Меж-
дународное гуманитарное право. — М., 1995. — С. 24).
Напомним, что слово «гуманитарный» означает «от-
носящийся к человеку, его личности, его бытию и созна-
нию». В политической жизни нередко говорят о между-
народном гуманитарном сотрудничестве, включающем
межгосударственные обмены по вопросам науки, культу-
ры, образования, информации, спорта, контакты между
людьми, воссоединение семей и т. п.
Говоря о том, что международное право регулирует
отношения как сотрудничества, так и борьбы между го-
сударствами, можно сравнивать те нормы, которые регу-
лируют сотрудничество, с теми, которые относятся к во-
оружённым конфликтам.
155
Заметим, однако, что международное гуманитарное
право защищает жертв как международных, так и вну-
тренних вооружённых конфликтов.
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы:
какие войны вы изучали наиболее обстоятельно? Что вы
знаете о судьбах раненых на этих войнах? Как поступа-
ли с военнопленными? Каковы были последствия военных
действий для гражданского населения?
Целесообразно привести фрагменты из книги Анри Дю-
нана «Воспоминания о битве при Сольферино», которая
появилась в 1862 г. и всколыхнула общественное мнение
в Швейцарии и других странах. Её автор в 1859 г. посе-
тил долину Сольферино в Ломбардии, где произошло сра-
жение между французскими и сардинскими войсками с
одной стороны и австрийскими — с другой.
А. Дюнан пишет: «25 июня солнце осветило самое ужасное зре-
лище, какое только может представить человеческое воображение.
Всё поле битвы было усеяно трупами людей и лошадей; дороги, ка-
навы, овраги полны мёртвыми телами...
Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мерт-
венно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно
тяжело раненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают,
бессмысленно смотрят, но это кажущееся притупление не мешает
им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной
дрожи; другие с воспалёнными зияющими ранами точно обезумели
от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искажёнными
лицами бьются в предсмертных судорогах...
Сознание своего ничтожества и бессилия... причиняет невыноси-
мые страдания; действительно ужасно не быть в состоянии ни по-
мочь тем, которые тут на глазах, ни добраться до тех, которые вас
зовут, и много часов пройдёт, пока дойдёшь, куда хочешь, так как на
каждом шагу приходится останавливаться и наталкиваться на стра-
дания, требующие неотложной помощи...
Нравственное сознание важности человеческой жизни, желание
хоть сколько-нибудь облегчить страдания этих несчастных и обо-
дрить их упавший дух, усиленная и неустанная деятельность, вы-
званная такими событиями, порождают особую, неведомую энергию
и стремление помочь как можно большему числу людей...» (Дюнан А.
Воспоминания о битве при Сольферино.— М., 1995.— С. 19, 34).
А. Дюнан, потрясённый зрелищем умирающих в му-
ках раненых, стал инициатором международного движе-
156
ния в защиту жертв войны. За это общественность многих
стран выражала ему признательность. Среди тех, кто бла-
годарил А. Дюнана за его деятельность, были тысячи рус-
ских врачей, съезд которых в 1896 г. присудил ему Мо-
сковскую премию за служение страждущему человечеству.
Целесообразно сообщить учащимся, что Анри Дюнан
стал основателем Красного Креста, лауреатом Нобелев-
ской премии мира.
Содержащиеся в учебном тексте данные о жертвах
войн можно дополнить следующими: по расчётам амери-
канских учёных, во Второй мировой войне погибли 51 млн
216 тыс. человек, из которых военнослужащие составили
21 млн 868 тыс. человек (см.: Капто А. С. Философия ми-
ра: истоки, тенденции, перспективы.— М., 1990.— С. 278).
Важнейшие договоры международного гуманитарного
права можно представить в хронологической таблице:
Дата Название договора
29 ноября —
11 декабря 1868 г.
Декларация об отмене употребления
взрывчатых и зажигательных пуль.
Санкт-Петербург
29 июля 1899 г. Декларация о неупотреблении легко
разворачивающихся и сплющивающихся
пуль («дум-дум»). Гаага
18 октября 1907 г. Конвенция о законах и обычаях
сухопутной войны с прилагаемым
Положением о законах и обычаях
сухопутной войны. Гаага
12 августа 1949 г. Конвенция об улучшении участи
раненых и больных в действующих
армиях. Женева
12 августа 1949 г. Конвенция об улучшении участи
раненых, больных и лиц, потерпевших
кораблекрушение, из состава
вооружённых сил на море. Женева
12 августа 1949 г. Конвенция об обращении с
военнопленными. Женева
157
Дата Название договора
12 августа 1949 г. Конвенция о защите гражданского
населения во время войны. Женева
10 апреля 1972 г. Конвенция о запрещении разработки,
производства и накопления запасов
бактериологического (биологического)
и токсического оружия и об их
уничтожении
8 июня 1977 г. Дополнительный протокол 1 к
Женевским конвенциям от 12 августа
1949 г., касающийся защиты жертв
международных конфликтов
8 июня 1977 г. Дополнительный протокол 1 к
Женевским конвенциям от 12 августа
1949 г., касающийся защиты
жертв вооружённых конфликтов
немеждународного характера
(См. введение в кн.: Гассер Х.-П. Международное гу-
манитарное право.— М., 1995.)
В разъяснении норм международного гуманитарного
права учителю поможет подготовленный специалистами
Международного комитета Красного Креста документ, из-
лагающий краткое их содержание. Он полностью воспро-
изведён в «Дидактических материалах»1.
Учащимся может быть дано задание: составьте развёр-
нутый план содержания данного документа.
Целесообразно дать дополнительные сведения, в част-
ности о защите детей во время вооружённых конфлик-
тов. Международное гуманитарное право предусматрива-
ет защиту детей, во-первых, как лиц, не принимающих
участия в военных действиях; во-вторых, как наиболее
Продолжение
1
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществозна-
ние» / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. —
Тема 43. — Текст 4. В электронном формате: http://www.prosv.ru/
metod/bogolubov8-9/index.htm
158
уязвимых лиц. В международных документах подчёр-
кивается, что дети пользуются особым уважением, что
им должны быть обеспечены защита и помощь, кото-
рые им требуются ввиду их возраста и по любой другой
причине.
Дети, не достигшие 15 лет, в случае вооружённого кон-
фликта должны быть эвакуированы из зоны, в которой
происходят военные действия, в безопасную зону. Осо-
бое внимание уделяется детям, которые стали сиротами
и были разлучены со своими семьями вследствие войны.
Должны приниматься все необходимые меры для содей-
ствия воссоединению временно разъединённых семей.
Разъясняя нормы международного гуманитарного пра-
ва, учитель иллюстрирует их содержание сведениями о
вооружённых конфликтах в наше время.
Рассказывая об ограничениях методов и средств веде-
ния войны, можно сообщить о движении за запрещение
противопехотных мин. Тысячи мирных жителей погибли
или стали безногими инвалидами, подорвавшись на ми-
нах, которые в огромном количестве остались в районах
проходивших недавно вооружённых конфликтов. Чтобы
эти мины обезвредить, нужна напряжённая и опасная ра-
бота сапёров в течение десятилетий.
2. При изучении второго вопроса важно подчеркнуть
гуманистический характер рассмотренных документов.
Можно также отметить, что среди норм гуманитарно-
го права есть жёсткие предписания (например, помогать
раненым) и запреты (например, нельзя расстреливать
пленных), а также положения, которые дают образец по-
ведения при военном конфликте (например, свести к ми-
нимуму страдания гражданских лиц).
Характеризуя санкции за нарушения норм междуна-
родного гуманитарного права, можно привести пример
Нюрнбергского процесса над нацистскими военными пре-
ступниками. Международный военный трибунал судил
руководителей фашистской Германии, в частности, и за
грубейшие нарушения Гаагских конвенций, т. е. норм
международного гуманитарного права.
По решению ООН в середине 90-х гг. XX в. начали ра-
ботать международные трибуналы для рассмотрения пре-
159
ступлений, совершённых во время вооружённых конфлик-
тов на территории бывшей Югославии и Руанды.
В последней части урока можно подробно раскрыть
содержание учебного текста о деятельности Международ-
ного комитета Красного Креста (МККК). С целью защи-
ты жертв вооружённых конфликтов и помощи им МККК
ведёт работу над совершенствованием международного гу-
манитарного права, над разъяснением и распространени-
ем текста Женевских конвенций; организует посещение
военных и гражданских заключённых, оказавшихся в ре-
зультате вооружённых конфликтов в лагерях и тюрьмах;
воссоединяет семьи, рассеянные в результате военных дей-
ствий; оказывает медицинскую помощь жертвам; помогает
гражданскому населению, испытывающему материальные
нужды; оказывает помощь инвалидам войны; принимает
меры по защите беженцев и других перемещённых лиц.
В конце урока целесообразно обсудить вопрос: почему
в международных соглашениях имеются специальные по-
ложения об изучении международного гуманитарного пра-
ва как военным, так и гражданским населением?
Вариант 2. Лабораторная работа с текстами «Дидак-
тических материалов»1
Изучение первого источника «Природа гуманитарно-
го права» (автор Ж. Пикте) позволяет затронуть важную
проблему: можно ли уменьшить бедствия, причиняемые
войной? Подготовка ответов на вопросы к этому доку-
менту требует от учащихся выработки собственной пози-
ции по ряду моментов. Важное значение имеет и само-
стоятельная нравственная оценка определённых действий
участников вооружённых конфликтов. Вместе с тем не-
обходимо осознание того, что нормы международного гу-
манитарного права являются, как и другие юридические
нормы, обязательными, независимо от эмоционально-
оценочных взглядов тех или иных лиц.
Следующий текст — «Возникновение международного
гуманитарного права» Ф. Бори — позволяет сравнить со-
1
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» /
Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. — М., 2002. — Тема 50.
В электронном формате: http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
160
глашения о защите жертв войны, принимавшиеся до сере-
дины XIX в. и в последующий период.
Центральным документом в предлагаемой подборке
текстов являются «Основные положения международного
гуманитарного права, применяемые в вооружённых кон-
фликтах». До выполнения заданий, сопровождающих дан-
ный текст, целесообразно поставить вопросы к каждому
пункту источника:
1. Как вы понимаете выражение «лица, вышедшие из
строя»?
2. Какое значение имеет запрещение убивать или на-
носить увечья военнопленным?
3. Означает ли норма, изложенная в этом пункте, обя-
занность лечить раненых солдат и офицеров вооружённых
сил противника? Какое значение имеет защита медицин-
ского персонала и медицинских учреждений?
4. Как должны относиться военнослужащие и власти
одной стороны конфликта к гражданскому населению на
занятой ими территории, принадлежащей другой стороне
конфликта?
5. Какое моральное значение имеет защита каждого
человека от физических и моральных пыток, жестокого и
унизительного обращения?
6. Может ли повлиять на выбор средств ведения вой-
ны запрещение применять те методы, которые вызывают
чрезмерные страдания? Аргументируйте ответ.
7. Как вы понимаете норму: «Нападению могут под-
вергаться только военные объекты»?
После осмысления каждого пункта документа можно
перейти к вопросам и заданиям, обеспечивающим анализ
и оценку этого текста в целом.
В заключительной части урока может быть рассмо-
трен документ «Защита детей» и выполнены задания к
нему.
Обсудив ответы учащихся, целесообразно вернуться к
вопросу: почему изучаемая отрасль международного права
называется гуманитарным правом?
Домашнее задание: § 22 учебника; задания 2, 4, 5,
6 рубрики «В классе и дома». Задания 1 и 3 даются наи-
более подготовленным учащимся.
161
Литература для учителя
Международная защита прав и свобод человека: сб. до-
кументов. — М., 1990. — Ч. 3.
Нахлик С. Е. Краткий очерк международного гумани-
тарного права / С. Е. Нахлик. — Международный коми-
тет Красного Креста, 1984.
Популярный юридический энциклопедический сло-
варь / ред. коллегия О. Е. Кутафин, В. А. Туманов,
И. В. Шмаров. — М., 2000. — Статья «Международное
гуманитарное право».