СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему "Многообразие путей познания мира.."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию на тему "Многообразие путей познания мира.."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему "Многообразие путей познания мира.."»

SWOT-анализ

10 класс

Тема урока: Многообразие путей познания мира.

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся представления о формах и способах ненаучного познания.

2.Развивать аналитическое мышление, умения характеризовать нена­учные формы познания; доказывать, в чем преимущества ненауч­ных форм познания; объяснять смысл основных понятий; выска­зывать свою точку зрения. Развивать коммуникативные компетен­ции - умения работать в группах, учиться прислушиваться к мнению других, участвовать в дискуссии. Информационные компетен­ции – умения осуществлять комплексный поиск, выбирать нужную информацию из различных источников, самостоятельно выби­рать критерии для сравнения, определять главные особенности, анализировать документы, сопоставлять и сравнивать разные дан­ные. Развивать проблемные компетенции: умения решать познаватель­ные и проблемные задания.

3. Воспитывать у учащихся объективное отношение к субъектив­ным понятиям; формировать активную гражданскую позицию, инте­рес к обществознанию.


Понятия: мифология, жизненный опыт, паранаука.


Ход урока: в истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нрав­ственное и философское и др. И далеко не всегда процесс позна­ния совершается в научных лабораториях.

-Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

-Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

-Помогает ли искусство лучше понять мир?

Сегодня на уроке мы поразмышляем над этими вопросами, и будем использовать метод SWOT- анализа, кото­рый позволит нам наиболее подробно рассмотреть все формы ненаучного познания.


Изучение нового материала: класс делится на четыре группы, каждая из которых будет выполнять свое задание, используя метод SWOT - анализа. Его применение позволит нам систематизировать всю имеющуюся информацию и, позво­лит создать целостное представление о ненаучных формах позна­ния, принять итоговое взвешенное решение.


Проблемный вопрос для всех групп:

Какими особенностями обладают ненаучные формы познания?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, Вы будете работать в груп­пах с матрицами SWOT-анализа. (Рекомендуем заранее дать задание классу, составить макеты таблиц по основным ненаучным формам позна­ния).


Методическая рекомендация: группы могут формироваться по раз­ным критериям: по выбору учителя или по желанию самих де­тей. Но лучше формировать группы самому учителю, учитывая психо­логические, индивидуальные особенности учащихся, жела­тельно чтобы в каждой группе были сильные, слабые и дети со сред­ними способностями. Также очень важно обратить внимание учащихся на то, что построение данной матрицы анализа не явля­ется самоцелью. Учащиеся должны понять, что с помощью дан­ной таблицы они могут комплексно проанализировать проблему и сделать соответственный вывод.


Мифологическое познание

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Знания о системе правил и ценно­стей в человеческом обще­стве

Ограниченность объективного познания мира

Создание картины целостной жизни народа

Узость рамок восприятия мира

Соотношение личного опыта с родовым опытом

Описание, а не объяснение.

Сохранение традиций народа

Нечеткое разделение роли

чело­века и природы

Обеспечивает преемственность культурного опыта

Примитивное восприятие окружающего мира.

Возможности

Угрозы

Изучение традиций, обычаев наро­дов в древности

Необъективное оценивание

Народная мудрость

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Обобщенные практическ. зна­ния

Не являются предметом специаль­ного анализа, рефлек­сии.

Свод рецептов поведения на все случаи жизни.

Часто содержат противополож­ную информацию.

Здравый смысл. Доступно всем.

Ограничено опытом чело­века.

Возможности.

Угрозы.

Применение на практике.

Возможен негативн. резуль­тат

Предвидение событий, явлений.


Познание средствами искусства

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Художественное обобщение,

об­раз.

Неполноценное восприятие мира.

Представляют идеальную мысль через реальное воплощение.

Познание мира через эмоции, идеализация.

Возможности.

Угрозы.

Создание гипотезы окружающего мира.

Создание иллюзий.


Необъективное отражение дейст­вительности.


Методическая рекомендация: возможно деление класса на пять групп, каждая из которых рассматри­вает одну из форм ненаучного познания и уже в дальней­шем, заполняют общую таблицу. Также можно выделить два урока на эту тему, и рассмотреть степень угроз. Каждая группа должна проана­лизировать вероятность реализации угроз и их последствия своей ненаучной формы познания. Но не исключена возможность со­вместной работы.

Паранаучное познание мира

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Неограниченные возможности.

Нетерпимость к традиц. науке.

Предвидение будущего.

Отсутствие достоверных доказа­тельств, проверенных наукой.

Самопознание,самосовершенствование.

Претензии на завышенное внима­ние к себе.

Изменение своих недостатков.

Пророчества трудно проверить

Возможности.

Угрозы.

Изучение необъяснимых

явлений

Высокая вероятность ошибоч­ных выводов

Раскрытие скрытых

способностей человека.

Недостаточно объективное изуче­ние явлений.

Способствует развитию науки.



Анализ угроз (итоговая матрица)

Вероятность

реализации угроз

Последствия угроз


Разрушительные(Р)

Тяжелые (Т)

Легкие(Л)

Высокая (В)

ВР

ВТ

ВЛ

Средняя (С)

СР

СТ

СЛ

Низкая (Н)

НР

НТ

НЛ


Методическая рекомендация: анализ возможностей можно также сделать по группам или совме­стно со всеми группами вместе. Это на усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса. Если вы впервые применяете данный метод, то не стоит брать анализ угроз и возможно­стей, в таком случае можно ограничиться построением базовой матрицы SWOT-анализа.


Анализ возможностей (итоговая матрица)

Вероятность использо­вания возможностей

Влияние возможностей

Сильное (С)

Умеренное (У)

Малое(М)

Высокая (В)

ВС

ВУ

ВМ

Средняя (С)

СС

СУ

СМ

Низкая (Н)

НС

НУ

НМ


Работа в группах. 8-10 минут. Задания группам:

Задание 1 гр.: выявите сильные стороны ненаучных форм позна­ния;

Задание 2 гр: выделите слабые стороны ненаучных форм по­знания;

Задание 3 гр.: определите возможности ненаучных форм позна­ния;

Задание 4 гр: выявите угрозы ненаучных форм познания.

Выступления каждой группы - 3 минуты. Заполнение таблицы на доске по мере выступления групп.


Работа класса со SWOT-матрицей

Сильные стороны.

1.Знания о правилах и ценностях в древности;

2.Жизненный опыт народов;

3.Свод рецептов по действию

на все случаи жизни;

Слабые стороны.

1.Нетерпимость к науке;

2.Ограничения познания мира;

3.Отсутствие объективности

в оценке ситуации.


Возможности.

1.Возможность применения

во мно­гих случаях жизни;

2.Изучение необъяснимых

явлений;

3.Раскрытие скрытых

способно­стей человека;

Угрозы.

1.Неадекват. оценка собы­тий;

2.Неправильные дейст­вия

по решению проблем;

3.Рост уровня девиантного

поведения у населения.


Итоговый вопрос: В чем роль значение ненаучных форм познания?


Вывод: Познавательная деятельность весьма разнообразна. На пути познания человека ждут и заблуждение, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут существовать с предрассудками и невежеством. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочета­ния разных форм познавательной деятельности.


Домашнее задание: напишите эссе, в котором вы должны описать и проанализировать реальную ситуа­цию, которую можно решить с помощью ненаучных форм позна­ния используя SWOT-анализ.


Методическая рекомендация: применение данного метода способствует развитию у учащихся умения анализиро­вать и классифицировать социальную информацию, а также сравнивать социаль­ные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социаль­ных явлений и обществоведческими терминами; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. Та­ким образом, данный метод формирует проблемные, коммуника­тивные, личностные компетенции.