SWOT-анализ
10 класс
Тема урока: Многообразие путей познания мира.
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представления о формах и способах ненаучного познания.
2.Развивать аналитическое мышление, умения характеризовать ненаучные формы познания; доказывать, в чем преимущества ненаучных форм познания; объяснять смысл основных понятий; высказывать свою точку зрения. Развивать коммуникативные компетенции - умения работать в группах, учиться прислушиваться к мнению других, участвовать в дискуссии. Информационные компетенции – умения осуществлять комплексный поиск, выбирать нужную информацию из различных источников, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, определять главные особенности, анализировать документы, сопоставлять и сравнивать разные данные. Развивать проблемные компетенции: умения решать познавательные и проблемные задания.
3. Воспитывать у учащихся объективное отношение к субъективным понятиям; формировать активную гражданскую позицию, интерес к обществознанию.
Понятия: мифология, жизненный опыт, паранаука.
Ход урока: в истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается в научных лабораториях.
-Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?
-Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?
-Помогает ли искусство лучше понять мир?
Сегодня на уроке мы поразмышляем над этими вопросами, и будем использовать метод SWOT- анализа, который позволит нам наиболее подробно рассмотреть все формы ненаучного познания.
Изучение нового материала: класс делится на четыре группы, каждая из которых будет выполнять свое задание, используя метод SWOT - анализа. Его применение позволит нам систематизировать всю имеющуюся информацию и, позволит создать целостное представление о ненаучных формах познания, принять итоговое взвешенное решение.
Проблемный вопрос для всех групп:
Какими особенностями обладают ненаучные формы познания?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, Вы будете работать в группах с матрицами SWOT-анализа. (Рекомендуем заранее дать задание классу, составить макеты таблиц по основным ненаучным формам познания).
Методическая рекомендация: группы могут формироваться по разным критериям: по выбору учителя или по желанию самих детей. Но лучше формировать группы самому учителю, учитывая психологические, индивидуальные особенности учащихся, желательно чтобы в каждой группе были сильные, слабые и дети со средними способностями. Также очень важно обратить внимание учащихся на то, что построение данной матрицы анализа не является самоцелью. Учащиеся должны понять, что с помощью данной таблицы они могут комплексно проанализировать проблему и сделать соответственный вывод.
Мифологическое познание
Сильные стороны. | Слабые стороны. |
Знания о системе правил и ценностей в человеческом обществе | Ограниченность объективного познания мира |
Создание картины целостной жизни народа | Узость рамок восприятия мира |
Соотношение личного опыта с родовым опытом | Описание, а не объяснение. |
Сохранение традиций народа | Нечеткое разделение роли человека и природы |
Обеспечивает преемственность культурного опыта | Примитивное восприятие окружающего мира. |
Возможности | Угрозы |
Изучение традиций, обычаев народов в древности | Необъективное оценивание |
Народная мудрость
Сильные стороны. | Слабые стороны. |
Обобщенные практическ. знания | Не являются предметом специального анализа, рефлексии. |
Свод рецептов поведения на все случаи жизни. | Часто содержат противоположную информацию. |
Здравый смысл. Доступно всем. | Ограничено опытом человека. |
Возможности. | Угрозы. |
Применение на практике. | Возможен негативн. результат |
Предвидение событий, явлений. | |
Познание средствами искусства
Сильные стороны. | Слабые стороны. |
Художественное обобщение, образ. | Неполноценное восприятие мира. |
Представляют идеальную мысль через реальное воплощение. | Познание мира через эмоции, идеализация. |
Возможности. | Угрозы. |
Создание гипотезы окружающего мира. | Создание иллюзий. |
| Необъективное отражение действительности. |
Методическая рекомендация: возможно деление класса на пять групп, каждая из которых рассматривает одну из форм ненаучного познания и уже в дальнейшем, заполняют общую таблицу. Также можно выделить два урока на эту тему, и рассмотреть степень угроз. Каждая группа должна проанализировать вероятность реализации угроз и их последствия своей ненаучной формы познания. Но не исключена возможность совместной работы.
Паранаучное познание мира
Сильные стороны. | Слабые стороны. |
Неограниченные возможности. | Нетерпимость к традиц. науке. |
Предвидение будущего. | Отсутствие достоверных доказательств, проверенных наукой. |
Самопознание,самосовершенствование. | Претензии на завышенное внимание к себе. |
Изменение своих недостатков. | Пророчества трудно проверить |
Возможности. | Угрозы. |
Изучение необъяснимых явлений | Высокая вероятность ошибочных выводов |
Раскрытие скрытых способностей человека. | Недостаточно объективное изучение явлений. |
Способствует развитию науки. | |
Анализ угроз (итоговая матрица)
Вероятность реализации угроз | Последствия угроз |
Разрушительные(Р) | Тяжелые (Т) | Легкие(Л) |
Высокая (В) | ВР | ВТ | ВЛ |
Средняя (С) | СР | СТ | СЛ |
Низкая (Н) | НР | НТ | НЛ |
Методическая рекомендация: анализ возможностей можно также сделать по группам или совместно со всеми группами вместе. Это на усмотрение учителя, в зависимости от уровня подготовленности класса. Если вы впервые применяете данный метод, то не стоит брать анализ угроз и возможностей, в таком случае можно ограничиться построением базовой матрицы SWOT-анализа.
Анализ возможностей (итоговая матрица)
Вероятность использования возможностей | Влияние возможностей |
Сильное (С) | Умеренное (У) | Малое(М) |
Высокая (В) | ВС | ВУ | ВМ |
Средняя (С) | СС | СУ | СМ |
Низкая (Н) | НС | НУ | НМ |
Работа в группах. 8-10 минут. Задания группам:
Задание 1 гр.: выявите сильные стороны ненаучных форм познания;
Задание 2 гр: выделите слабые стороны ненаучных форм познания;
Задание 3 гр.: определите возможности ненаучных форм познания;
Задание 4 гр: выявите угрозы ненаучных форм познания.
Выступления каждой группы - 3 минуты. Заполнение таблицы на доске по мере выступления групп.
Работа класса со SWOT-матрицей
Сильные стороны. 1.Знания о правилах и ценностях в древности; 2.Жизненный опыт народов; 3.Свод рецептов по действию на все случаи жизни; | Слабые стороны. 1.Нетерпимость к науке; 2.Ограничения познания мира; 3.Отсутствие объективности в оценке ситуации. |
Возможности. 1.Возможность применения во многих случаях жизни; 2.Изучение необъяснимых явлений; 3.Раскрытие скрытых способностей человека; | Угрозы. 1.Неадекват. оценка событий; 2.Неправильные действия по решению проблем; 3.Рост уровня девиантного поведения у населения. |
Итоговый вопрос: В чем роль значение ненаучных форм познания?
Вывод: Познавательная деятельность весьма разнообразна. На пути познания человека ждут и заблуждение, и разочарования, и ошибки. Передовые научные знания могут существовать с предрассудками и невежеством. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных форм познавательной деятельности.
Домашнее задание: напишите эссе, в котором вы должны описать и проанализировать реальную ситуацию, которую можно решить с помощью ненаучных форм познания используя SWOT-анализ.
Методическая рекомендация: применение данного метода способствует развитию у учащихся умения анализировать и классифицировать социальную информацию, а также сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. Таким образом, данный метод формирует проблемные, коммуникативные, личностные компетенции.