СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию на тему: «Мораль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство учащихся с содержанием понятия «мораль»,  нравственными ценностями, отличием морали и права

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию на тему: «Мораль»»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ: «МОРАЛЬ»

Тема урока: «Мораль»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: знакомство учащихся с содержанием понятия «мораль», нравственными ценностями, отличием морали и права

  • Обучающая: выяснить, что такое мораль, нравственность, человечность, гуманизм, гражданственность, патриотизм, в чем суть «золотого правила нравственности», каковы особенности регулирования общественной жизни моралью и правом.

  • Развивающая: продолжить формирование логического мышления, навыка работы с текстом учебника.

  • Воспитательная: воспитывать в учащихся нравственные качества, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Содержательный минимум: мораль, нравственность, человечность, гуманизм, гражданственность, патриотизм, «золотое правило нравственности».

Оборудование: Л. Н. Боголюбов, Городецкая Н. И. «Обществознание 8 класс». М.: «Просвещение», 2010.















На доске записаны число, тема урока «Мораль», заготовка таблицы «Отличие морали и права» и план изучения нового материала в виде:

1. Что такое мораль?

2. Нравственные (моральные) ценности.

3. Отличие морали и права.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

(4 мин):

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Попрошу старосту класса назвать отсутствующих

(1 мин).

- Сегодня мы с вами рассмотрим новую тему, которая называется «Мораль».

- Целью нашего урока является знакомство с содержанием понятия «мораль», признаками морали, нравственными ценностями.

- При рассмотрении новой темы мы будем следовать следующему плану:

1. Что такое мораль?

2. Нравственные (моральные) ценности.

3. Отличие морали и права.

(учитель диктует план изучения темы урока) (3 мин).

2. Основной этап урока (32мин):

  • Проверка домашнего задания(§4) (5 мин):

Учитель фронтально опрашивает класс по следующим вопросам:

  1. Что такое культура?

  2. Назовите примеры духовных ценностей.

  3. Чем духовные ценности отличаются от материальных?

  4. Культурный человек – это человек, который… (продолжить).

  5. Охарактеризуйте культуру современной России.

  • Изучение нового материала:

I (12 мин):

Учитель предлагает одному из учащихся прочитать вслух притчу «Яма»:

Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее.

- Ребята, скажите, о чем говорится в данной притче.



- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при произношении слова «мораль»?

- Откройте в учебнике страницу 38, найдите определение морали и выпишите его к себе в тетрадь.






- Ребята, для того чтобы выяснить, чем же отличаются понятия «мораль» и «нравственность», я вам предлагаю обратиться к странице 39.



II (5 мин):

- Для того чтобы нам познакомиться с моральными ценностями, предлагаю следующую работу: в течение 2 минут вы просматриваете страницы 40 – 41.1 ряд готовится кратко рассказать о «золотом правиле нравственности», 2 ряд – о человечности и гуманизме, 3 ряд – о гражданственности и патриотизме.

III (10 мин):

- Мораль и право являются регуляторами поведения человека, но между ними есть различия, которые мы выясним, заполнив следующую таблицу:

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает?

Государство

Общество

Где закреплено?

Закон

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, «угрызение совести»

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

Служат для регулирования и оценки поступков человека

3. Закрепление полученных знаний

(2 мин) :

Для закрепления полученных знаний учитель предлагает классу ответить на вопросы:

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

4. Выставление оценок (1 мин):

Учитель за работу на уроке выставляет оценки.

5. Запись домашнего задания.

Попрошу открыть дневники и записать домашнее задание: параграф 5, записи в тетради (1 мин).









Учащиеся записывают число и тему

урока в рабочую тетрадь по истории.












Учащиеся записывают план изучения темы урока в тетрадь.





Учащиеся дают ответы по пройденному материалу на предыдущем уроке (§4) и записям в тетради.










Учащийся читает вслух притчу, класс внимательно слушает.



























Учащиеся высказывают свое мнение и вместе с учителем приходят к выводу и морально – поучительном смысле притчи.

Учащиеся называют свои ассоциации: «хорошее», «доброе», «правильное».

Учащиеся открывают учебник и выписывают определение «мораль» (это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости).

Учащиеся выписывают следующую информацию: мораль – это мысли, идеи о том, как нужно правильно, по – доброму, поступать, а нравственность – это практические поступки людей.


Учащиеся в течение 2 минут работают с текстом учебника, затем один желающий от каждого ряда кратко раскрывает предложенные ценности.






Учащиеся заполняют таблицу вместе с учителем.












Учащиеся отвечают на вопросы.


































Ученики открывают дневники и записывают задание.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!