Обществознание Урок по теме: «МОРАЛЬ»
Автор: Елисеева Е.Н.
Эпиграф урока
«Добрый человек – не тот,
кто умеет делать добро, а
тот, кто не умеет делать зло»
В.О.Ключевский
План урока:
- Мораль и нравственность
- Основные ценности и нормы морали
- Добро и зло
Мораль (от лат. moralis – моральный, moris – обычай) -
Совокупность исторически обусловленных правил, норм,
обычаев, принципов существования и поведения людей,
их отношений в процессе производства материальных и
духовных ценностей, которые определяют их обязанности
одного перед другим, к социальным группам, слоям,
классам, к обществу, выполнение которых базируется на
общественной мысли.
Кондрашов В.А. Новейший философский словарь
Мораль -
- Особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и к самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости
«Золотое правило морали»
Еще в VI веке до н.э. китайским философом Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь».
Заповеди христианства
Пирамида морали
Мораль
мысли, идеи
как надо поступать
Нравственность
совокупность нравов, практические поступки людей
Нравы
сама жизнь, поведение и поступки людей
НРАВСТВЕННОСТЬ -
Это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, то есть выражение человеческого в человеке.
Мораль и нравственность
Мораль
Нравственность
Сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Принципы реального практического поведения людей,
степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни
Мир должного
Мир сущего
Этапы формирования нравственной культуры личности
На чем
Главный мотив нравственного поведения
основана
Послушание и подражание
Для кого
Общественное
Страх, боязнь
наказания
Стыд, честь
характерна
мнение
Дети
Саморегуляция
« Что обо мне подумают?»
Инфантильные
Совесть
«Что со мной
сделают?»
Взрослые
« Что я сам о себе подумаю?»
взрослые
люди
ДОБРО и ЗЛО
« Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни,
зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей»
А. Швейцер (1875-1965),
немецко-французский
философ, врач
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия СергеевичаЛихачёва
- Люби людей – и ближних ,и дальних.
- Твори добро, не видя в том заслуги.
- Люби мир в себе, а не себя в мире.
- Будь искренним: вводя в заблуждение
других, обманываешься сам.
- Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
- Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
- Будь совестлив: вся мораль в совести.
- Чти прошлое, твори настоящее. Верь в будущее.
Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий.
«Баллада о времени»
Домашнее задание
- Параграф 5,задания «В классе и дома» № 1-2 (письменно)
- подобрать материалы из средств массовой информации или художественной литературы о моральном выборе человека или
- написать мини-сочинение на тему «Приходилось ли тебе когда-нибудь делать выбор между добром и злом?»