СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Обществознанию. Тема Источники права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: На основе уже имеющихся представлений о правовой системе сформировать у учащихся понимание сущностных характеристик источников права: формы права, иерархию правовых актов РФ и отличительных черт различных источников права, пробудить чувство правовой ответственности, продолжить формирование правовой культуры

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

-Объясняют основные термины, касающиеся данной темы.

-Характеризуют основные источники права и выявляют иерархические связи между н.п.а

-Определяют, анализируют и характеризуют основные стадии законотворческого процесса.

-Делают выводы относительно роли и значения важности существующей иерархии законов в нашей стране.

Информационная компетенция: способны критически осмысливать специальную узконаправленную информацию из неадаптированных источников

Учебно-познавательная: способен добывать новые знания, при помощи работы с истопниками

Коммуникативная: договариваются о распределении функций и ролей в совместной работе;

Создать условия для формирования личного отношения к правам и свободам человека, как высшей ценности, уважения права и закона.

 

Ведущий метод: устный/диалогический/беседа (с элементами исследования)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Обществознанию. Тема Источники права»

Тема: Источники права

Тип: комбинированный

Цель: На основе уже имеющихся представлений о правовой системе сформировать у учащихся понимание сущностных характеристик источников права: формы права, иерархию правовых актов РФ и отличительных черт различных источников права, пробудить чувство правовой ответственности, продолжить формирование правовой культуры

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

-Объясняют основные термины, касающиеся данной темы.

-Характеризуют основные источники права и выявляют иерархические связи между н.п.а

-Определяют, анализируют и характеризуют основные стадии законотворческого процесса.

-Делают выводы относительно роли и значения важности существующей иерархии законов в нашей стране.

Информационная компетенция: способны критически осмысливать специальную узконаправленную информацию из неадаптированных источников

Учебно-познавательная: способен добывать новые знания, при помощи работы с истопниками

Коммуникативная: договариваются о распределении функций и ролей в совместной работе;

Создать условия для формирования личного отношения к правам и свободам человека, как высшей ценности, уважения права и закона.


Ведущий метод: устный/диалогический/беседа (с элементами исследования)


Добрый день, ребята! В такой замечательный день, я рада всех приветствовать на нашем уроке обществознания. Я предлагаю вам сегодня поиграть в игру, для этого давайте разделимся на две команды.

Давайте сразу договоримся о правилах:

Первой отвечает команда, которая первой поднимет руку.

За выкрики снимаются баллы.

Побеждает та команда, которая наберет больше баллов

Задание 1.В лабиринте понятий

Командам раздаются карточки, (Приложение 1) на которых написаны термины.

Список слов: Право, мораль, отрасли права, моральные аспекты, аморальное поведение, виды отраслей права

Ваша задача быстрее соперников написать к каждому термину определение.


Теперь давайте порассуждаем. Как вы думаете:

1.Почему нормативные акты имеют разную силу?

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

2.Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения.

Верно, сегодня мы поиграем и углубим наши знания, касательно различных нормативных актов. Тема нашего урока звучит как «Источники права».


Понятие источники права

Задание 2. Из данных в разброс слов составьте определение (Приложение 2)

Источник права – официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех

Близким термином к «Источнику права» является форма права, многие ученые отожествляют эти понятия, поэтому мы будем говорить об этих двух терминах, как о синонимах.

Задание 3. Каждая команда по очереди приводи пример источника права. Чей пример будет последним, та команда и победит. (до 7 примеров)


Формы права

Существует 4 основных источника права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и естественное право.

Задание 4. Каждой команде предложена маленькая сценка, задача другой команды догадаться о каком источнике права идет речь. (Приложение 3)

Приложение 3

Сценка «Правовой обычай».

Персонажи: Судья, Стражник, Грабитель.

В Зал суда Стражник вводит Грабителя.

Судья: «Кто этот человек?»

Грабитель: «Меня зовут Мухаммед Алгубек-оглы»

Судья: «В чем обвиняется этот человек?»

Стражник: «Он вырвал из рук иностранной туристки красную сумочку, когда она прогуливалась по главной площади столицы эмирата, и попытался скрыться. Почтенный старец поставил грабителю подножку, грабитель упал, сломал себе при этом два ребра и был задержан городской стражей»

Судья: «Подсудимый, всё то, что сказал стражник – правда?»

Грабитель: «Да, ваша честь…»

Судья: «Оглашается приговор! В соответствии с доставшимися нам от предков обычаями гостеприимства, которые подсудимый столь вероломно нарушил, приказываю: подсудимому отрубить правую руку!»

Сценка «Судебный прецедент»

Персонажи: Судья, Полицейский, Грабитель, Адвокат.

В Зал суда Полицейский вводит Грабителя.

Судья: «Подсудимый, представьтесь!»

Грабитель: «Джон Дью»

Судья: «Вы знаете, в чём вас обвиняют?»

Грабитель: «Да, Ваша честь! Меня обвиняют в том, что я вырвал из рук иностранной туристки, которая гуляла по Трафальгарской площади, сумочку, и попытался скрыться. Проклятый старикашка! Если бы он не подставил мне подножку – я бы не упал, и не сломал два ребра!!!»

Адвокат: «Хочу обратить внимание суда на тот факт, что в 1782 году суд города Манчестера слушал совершенно аналогичное дело. Обвиняемый Роберт Хью точно так же, как и мой подзащитный, вырвал на главной площади города сумочку у иностранной дамы и попытался скрыться. Случайный прохожий сделал преступнику подножку, тот упал, сломал два ребра и был задержан полицией. Судья Уильям Джонс посчитал, что перелом двух ребер – кара, ниспосланная преступнику Господом, и освободил потерпевшего от других наказаний. На этом основании я предлагаю и сегодня освободить моего подзащитного!»

Судья: «Оглашается приговор! На основе судебного прецедента, созданного рассмотрением дела «Народ города Лондона против Роберта Хью» приговариваю: Считать, что перелом двух ребер подсудимым Джоном Дью есть наказание, ниспосланное ему сверхъестественными силами. И, в связи с этим не накладывать на него другие виды наказания и освободить его из-под стражи в зале суда!»

1. Правовой обычай.

запишем определение:

Правовой обычай - исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм.

1. Как вы думаете, когда возникли правовые обычаи, с чем было связано их появление?

В древности, во времена, когда абсолютное большинство населения не умело читать и писать и не было иного способа довести нормы права до народа. Правовые обычаи – древнейшая система права

2. Как вы думаете, все ли обычаи будут признаны государством в качестве правовых норм, получат силу закона?

Нет, только те, которые полезны государству

3. Во всех ли современных странах действует право, основанное на обычаях?

Нет, система обычного права действует в ряде исламских стран (законы Шариата), странах Африки, в других странах либо не применяется, либо является дополнительным источником права

4. Есть ли правовые обычаи в России?

Официально - нет, но почти всегда при разводе супругов суд оставляет детей с матерью, хотя ни в одном из законов страны такого требования не содержится

Задание 5. Давайте попробуем назвать плюсы и минусы правовых обычаев как источников права. Одна команда называет плюсы, другая минусы. Выигрывает команда, которая назовет больше объективных позиций

Плюсы: – возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Минусы: – косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.


2. Судебный прецедент

В 1066 году войска нормандского короля Вильгельма I Завоевателя вторглись в Англию и за достаточно короткое время её покорили. Большую трудность для завоевателей представляла сложная и запутанная система правовых обычаев, которые к тому же были различными – в каждой маленькой деревушке свои. Вильгельм приказал создать так называемые королевские разъездные суды. Решения, вырабатываемые этими судами, стали образцами для последующего принятия решений по аналогичным делам. Так появилась знаменитая англосаксонская правовая система, основанная на судебных прецедентах. Итак, запишем определение:


Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу в прошлом, которое стало примером для вынесения судом аналогичных решений в настоящем

Задание 6. Давайте также выделим достоинства и недостатки судебного прецедента.

Достоинства:

- прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Недостатки:

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.


Если судебный прецедент распространен в странах англо-саксонской правовой семьи, то в странах романо-германской правовой семьи, куда относится и Россия, основными источниками права являются нормативно-правовые акты.

Нормативно – правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Отличительные черты.

  1. Исходит от государства; общеобязательность, гарантированность со стороны государства.

  2. Возможность оперативно издать, изменить или отменить нормативно – правовой акт.

  3. Особый юридический язык, формулировки точны и понятны, однозначное толкование.

  4. Подлежит официальному опубликованию.

Требования, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Для того чтобы понять, как же мы, обеспечивая защиту своих прав и интересов, можем грамотно пользоваться законодательными актами, нам необходимо выстроить иерархию правовых актов в Российской Федерации

Какие законодательные акты Российской Федерации вы знаете?

Иерархия нормативных актов

Задание 7.

1) Ознакомьтесь с разделами учебника «Виды нормативных актов» и «ФЗ и Законы субъектов РФ» (стр. 197-201) и составьте кластер «Иерархия нормативных актов»

2) Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы (Приложение 4)


Законотворческий процесс

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии

Стадии законотворческого процесса

1.     Законодательная инициатива

2.     Обсуждение законопроекта

3.     Принятие закона

4.     Подписание закона

5.     Опубликование закона.


Задание 8.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между дей­стви­я­ми, на­прав­лен­ны­ми на со­зда­ние за­ко­на, и ста­ди­я­ми за­ко­но­твор­че­ско­го про­цес­са, на ко­то­рых эти дей­ствия осу­ществ­ля­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.


 ДЕЙ­СТВИЯ, НА­ПРАВ­ЛЕН­НЫЕ НА СО­ЗДА­НИЕ ЗА­КО­НА

 

СТА­ДИИ ЗА­КО­НО­ТВОР­ЧЕ­СКО­ГО ПРО­ЦЕС­СА

A) об­ра­ще­ние в ор­га­ны пред­ста­ви­тель­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти с пред­ло­же­ни­я­ми по со­вер­шен­ство­ва­нию за­ко­но­да­тель­ства

Б) воз­буж­де­ние перед за­ко­но­да­тель­ной ин­стан­ци­ей во­про­са об из­ме­не­нии за­ко­на

B) за­слу­ши­ва­ние до­кла­да о вне­сен­ном за­ко­но­про­ек­те

Г) чте­ния по за­ко­но­про­ек­ту на за­се­да­нии палат пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на

Д) вне­се­ние в за­ко­но­да­тель­ную ин­стан­цию го­то­во­го за­ко­но­про­ек­та

 

1) за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва

2) об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та


И так, сегодня мы провели игру, что же она помогла нам узнать?

Что нового вы узнали для себя? Где вам пригодятся полученные на уроке знания? Что еще хотели бы узнать?


Давайте сейчас подсчитаем баллы и определим какая же команда победила

Этап награждения


  1. П. 19.

  2. Расположите в иерархическом порядке законы:

Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон «Об образовании», Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», Закон «Об акционерных обществах», Закон субъекта Федерации, Постановления Правительства РФ, приказ директора школы.

  1. Как вы поняли, между источниками права соблюдается строгая субординация. Подумайте почему она необходима. Какое значение она имеет для развития самого права.

Задание 1.В лабиринте понятий. Ваша задача быстрее соперников написать к каждому термину определение.

Право –

Мораль –

Отрасли права –

Моральные аспекты –

Виды отраслей права –

Аморальное поведение –

Задание 2. Из данных в разброс слов составьте определение

официально закрепленные

содержания права

Это



для всех


формы внешнего



выражения


обязательные




Задание 3. Вам предложена маленькая сценка, ваша задача ее разыграть, задача другой команды догадаться о каком источнике права идет речь.

Сценка «Правовой обычай».

Персонажи: Судья, Стражник, Грабитель.

В Зал суда Стражник вводит Грабителя.

Судья: «Кто этот человек?»

Грабитель: «Меня зовут Мухаммед Алгубек-оглы»

Судья: «В чем обвиняется этот человек?»

Стражник: «Он вырвал из рук иностранной туристки красную сумочку, когда она прогуливалась по главной площади столицы эмирата, и попытался скрыться. Почтенный старец поставил грабителю подножку, грабитель упал, сломал себе при этом два ребра и был задержан городской стражей»

Судья: «Подсудимый, всё то, что сказал стражник – правда?»

Грабитель: «Да, ваша честь…»

Судья: «Оглашается приговор! В соответствии с доставшимися нам от предков обычаями гостеприимства, которые подсудимый столь вероломно нарушил, приказываю: подсудимому отрубить правую руку!»

Задание 4. 1) Ознакомьтесь с разделами учебника «Виды нормативных актов» и «ФЗ и Законы субъектов РФ» (стр. 197-201) и составьте кластер «Иерархия нормативных актов»

2) Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы

а) Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации»;

б) Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941 (ред. от 23.12.2007) «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»;

в) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

г) Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ (ред. от 06.05.2011) «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 27.04.2005 N 10/138-П);

д) Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1575 (ред. от 17.04.2006) «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»;

е) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебной системе Российской Федерации»;


Задание 1.В лабиринте понятий. Ваша задача быстрее соперников написать к каждому термину определение.

Право –

Мораль –

Отрасли права –

Моральные аспекты –

Виды отраслей права –

Аморальное поведение –

Задание 2. Из данных в разброс слов составьте определение

официально закрепленные

обязательные

содержания права

Это



для всех


формы внешнего

выражения





Задание 3. Вам предложена маленькая сценка, ваша задача ее разыграть, задача другой команды догадаться о каком источнике права идет речь.

Сценка «Судебный прецедент»

Персонажи: Судья, Полицейский, Грабитель, Адвокат.

В Зал суда Полицейский вводит Грабителя.

Судья: «Подсудимый, представьтесь!»

Грабитель: «Джон Дью»

Судья: «Вы знаете, в чём вас обвиняют?»

Грабитель: «Да, Ваша честь! Меня обвиняют в том, что я вырвал из рук иностранной туристки, которая гуляла по Трафальгарской площади, сумочку, и попытался скрыться. Проклятый старикашка! Если бы он не подставил мне подножку – я бы не упал, и не сломал два ребра!!!»

Адвокат: «Хочу обратить внимание суда на тот факт, что в 1782 году суд города Манчестера слушал совершенно аналогичное дело. Обвиняемый Роберт Хью точно так же, как и мой подзащитный, вырвал на главной площади города сумочку у иностранной дамы и попытался скрыться. Случайный прохожий сделал преступнику подножку, тот упал, сломал два ребра и был задержан полицией. Судья Уильям Джонс посчитал, что перелом двух ребер – кара, ниспосланная преступнику Господом, и освободил потерпевшего от других наказаний. На этом основании я предлагаю и сегодня освободить моего подзащитного!»

Судья: «Оглашается приговор! На основе судебного прецедента, созданного рассмотрением дела «Народ города Лондона против Роберта Хью» приговариваю: Считать, что перелом двух ребер подсудимым Джоном Дью есть наказание, ниспосланное ему сверхъестественными силами. И, в связи с этим не накладывать на него другие виды наказания и освободить его из-под стражи в зале суда!»

Задание 4. 1) Ознакомьтесь с разделами учебника «Виды нормативных актов» и «ФЗ и Законы субъектов РФ» (стр. 197-201) и составьте кластер «Иерархия нормативных актов»

2) Расставьте перечисленные ниже источники права по степени убывания их юридической силы

а) Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О мировых судьях в Российской Федерации»;

б) Указ Президента РФ от 14.09.1995 N 941 (ред. от 23.12.2007) «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»;

в) «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);

г) Закон Московской области от 16.05.2005 N 122/2005-ОЗ (ред. от 06.05.2011) «О порядке назначения на должность и обеспечении деятельности мировых судей в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 27.04.2005 N 10/138-П);

д) Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 N 1575 (ред. от 17.04.2006) «О Порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»;

е) Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебной системе Российской Федерации»

Задание 5. Прочитайте ситуационные задачи и ответьте на вопросы:

А) В Законе об образовании установлено, что основное общее образование является обязательным. Предположим, что правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее образование.

Вопросы:

1. Можно ли признать издание данного нормативного акта законным?

2. При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу, какой из них следует применить?

Б) Семья Николаевых решила отдохнуть летом за границей. Рассчитав свой скромны бюджет, семейный совет решил воспользоваться ж/д транспортом: денег на отдых должно было хватить, если не делать в поезде никаких трат. Однако на границе с каждого члена семьи потребовали уплаты установленной пошлины за пересечение границы, а также сообщили, что согласно недавно принятому закону, такую же сумму следует заплатить и при возвращении в Россию.

Вопрос:

1. Справедливо ли это, если учесть, что с новым законом никто из Николаевых не был знаком: ни по телевидению, ни по радио, ни из газет они о нем ничего не слышали, хотя им сообщили, что этот закон был опубликован.