Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Средства массовой информации и их роль в жизни общества» с аспектным анализом

Наблюдение за детьми в классе показали, что у учащихся развиты все каналы восприятия учебного материала, работают они как на репродуктивном, так и на продуктивном уровне, поэтому для разработки урока применены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. Чтобы вызвать интерес учащихся подготовлена презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме: «Средства массовой информации и их роль в жизни общества» с аспектным анализом»

Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме:
«Средства массовой информации и их роль в жизни общества» с аспектным анализом

Цель и задачи:

  1. Знакомство с видами и особенностями различных средств массовой информации (СМИ).

  2. Развитие умения работать с различными источниками социальной информации, критически осмысливать и оценивать информацию, содержащуюся в СМИ.

  3. Создание условий для формирования активной жизненной гражданской позиции, интереса к политической жизни общества.

  4. Подведение к выводу о важной роли СМИ в различных сферах жизни общества.

  5. Раскрытие роли СМИ в политической, экономической, духовной жизни общества.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация к уроку, Конституция Российской Федерации, распечатка из текста Закона РФ «О средствах массовой информации», образцы печатных СМИ (газеты, журналы, брошюры), учебник.

План урока:

I. Мотивационный модуль. Постановка темы и проблемы урока.

II. Изучение нового материала.

  1. Понятие СМИ. Виды СМИ (Работа с текстом Закона РФ о СМИ).

  2. Понятие свободы СМИ. (Работа с соответствующими статьями Конституции РФ).

  3. Характер информации, распространяемой СМИ. Интернет: плюсы и минусы.

  4. Роль СМИ в жизни общества (работа в группах).

III. Закрепление нового материала: Составление схемы функции СМИ в обществе.

IV.Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

Ход урока.

Приветствие, просмотр видеоролика с помощью мультимедийного проектора с предложением попробовать самостоятельно сформулировать тему урока. Какую проблему мы будем рассматривать?

Слайд 1. Видеоролик «СМИ воздействуют»

Ответ учащихся. Правильно! Сегодня мы будем рассматривать вопрос: «Как СМИ воздействуют на общество?»

Слайд 2. Тема урока: Роль СМИ в жизни общества.

Вопросы урока: 1. Что такое СМИ. 2 Какую роль играют СМИ. 3 Как относиться к той информации, которую нам предлагают СМИ?

Давайте разберемся с тем, что понимать под СМИ?

Работа с текстом Закона РФ о СМИ.

Вопросы: Что относится к СМИ? Что понимается под свободой СМИ?

Учащиеся дают ответ. На слайде цитаты из закона о СМИ и ст. 29 Конституции РФ

Слайд 3. Виды СМИ

Слайд 4. Средства массовой информации. Основные понятия.

Вопрос: Что говорится в Законе о свободе СМИ? Как вы это понимаете?

Слайд 5. Свобода СМИ.

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается» статья 29 Конституции РФ

Вопрос: Значит ли это, что СМИ не имеют никаких ограничений? Чем все-таки СМИ могут быть ограничены? В каких источниках права мы можем об этом узнать?

Учащиеся отвечают, учитель обобщает их ответы: Конечно, ограничения СМИ существуют и об этом говорится в самой Конституции. Могут быть ограничены, если это содержит угрозу конституционному строю, нравственности, здоровью, соблюдению прав других лиц. Ответственность существует за клевету, оскорбление, распространение сведений о частной жизни, разглашение персональных данных без получения согласия на это и т.д.

Учитель: Мы живем в информационном обществе, когда потоки информации становятся все больше и нам очень важно понять, как ориентироваться в этой информации, какую информацию считать достоверной.

Я предлагаю вам в анкете ответить на вопрос: В каких источниках СМИ информация кажется вам наиболее достоверной? (учащиеся отвечают на этот вопрос анкеты на листочках)

Теперь давайте посмотрим результаты опросов граждан РФ в 2000 и 2010 году, как они отвечали на данный вопрос.

Слайд 6. Представлены 2 диаграммы, отражающие ответы на вопрос «Каким источникам СМИ вы больше доверяете?»

Задание (Слайд 7): На основании этих диаграмм сделайте 3 вывода. Запишите их в тетрадь.

После пятиминутной работы, проверка.

Мы видим, что существенно возросло доверие к информации в Интернете. Как вы думаете, с чем это связано? Я думаю, что и результаты ваших анкет подтвердят вывод о том, что наибольшее количество доверяет Интернету.

Вопрос: Насколько достоверна информация в Интернете? Кто несет ответственность за качество этой информации?

Слайд 7. Что такое интернет. Особенности информации в Интернете: плюсы и минусы (рассказ учителя)

Вывод: Очень важно критически оценивать, анализировать, сопоставлять разные источники информации.

Обратимся к главному вопросу нашего урока.

Слайд 8. Какую роль играют СМИ в жизни общества?

Работа в группах.

Рассмотрим роль (функции) СМИ в политической сфере (1 группа), в экономической сфере (2 группа) и духовной жизни общества (3 группа)

Каждая группа получает вопросы и вспомогательные материалы и отвечает на поставленные вопросы.

На работу в группах отводится 10 минут , после чего представители от групп выступают.

Во время выступления остальные учащиеся получают задание составить схему:

«Функции СМИ в жизни общества»

Слайд 9. Подводим итоги выступлений и урока в целом. Проверяем, какие функции СМИ выписали учащиеся. На слайде появляется схема.

Функции СМИ:

- информационная, -коммуникативная, -социализации, -регулирующая, -идеологическая, -культурно-образовательная, рекламно- справочная.

Подводя итог нашему уроку, можно сделать вывод, что влияние и роль СМИ в современном обществе поистине огромна. Это влияние и позитивное, и негативное. Мы должны воспринимать и постигать информацию, тщательно сортируя, сопоставляя различные версии. Знать законы информации очень важно.

Слайд 10 Домашнее задание: Составить развернутый план по теме «Роль СМИ в жизни общества».

Таким образом, каждый этап данного урока рассматривается, изучается и оценивается через призму взаимосвязи цели и задач урока с результатами поисковой деятельности учащихся под руководством учителя с точки зрения реализации принципов обучения.



Приложения

ЗАКОН
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Свобода массовой информации

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.


Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

- под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

- под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

- под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

- под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.



Группа 1 Роль СМИ в политической сфере жизни общества.

Задание 1

Раскройте содержание названных функций СМИ в политической жизни общества, приведите примеры.

Название функции

Содержание

Пример

Информационная



Политической социализации



Регулирующая(критики и контроля)



Мобилизационная



Идеологическая



Задание 2. Что такое политическая манипуляция? (прочитайте в тексте) Приведите известные вам из общественно-политической жизни примеры.

Задание 3

Как вы думаете, почему СМИ называют «Четвертой властью в обществе»?



Группа 2. Роль СМИ в экономической сфере жизни общества.

Задание.

Какую роль играют СМИ в рыночной экономике? Назовите функции СМИ в экономике?

Какую роль играет реклама как СМИ в жизни современного общества?

Назовите, в чем позитивное и негативное влияние СМИ и ,в частности, рекламы.

Как вы считаете, насколько можно доверять рекламе как СМИ?

Группа 3. Роль СМИ в духовной жизни общества.

Задание.

Раскройте главные функции СМИ в духовной жизни общества. (В чем заключается информационная, культурологическая, функция социализации применимо к духовной сфере)

В распространении какой культуры СМИ играют решающую роль?

Каковы позитивное и негативное влияние массовой культуры на общество?

Какие опасные тенденции вы видите в связи с этим в духовной жизни современного российского общества?



Аспектный анализ урока

Тема урока «Средства массовой информации и их роль в жизни общества». Урок является первым в разделе «Политическая жизнь общества». На проведение урока выделяется 1 час.

Аспект: целесообразность и эффективность применения средств ИКТ на уроке

Цель анализа: проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока.

Ф.И.О. учителя

Класс: 10

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Межпредметные связи:

  1. Литература

Оборудование урока:

мультимедийный проектор, презентация к уроку, Конституция Российской Федерации, распечатка из текста Закона РФ «О средствах массовой информации», образцы печатных СМИ (газеты, журналы, брошюры), учебник.

В классе 6 человек. Учащиеся показывают хорошие способности к обучению.

Наблюдение за детьми в классе показали, что у учащихся развиты все каналы восприятия учебного материала, работают они как на репродуктивном, так и на продуктивном уровне, поэтому для разработки урока применены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. Чтобы вызвать интерес учащихся подготовлена презентация. Считаю, что презентация позволяет развивать у учащихся способности выделять главное, анализировать, сравнивать.

Основные формы обучения на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Актуальность данной темы заключается в том, что средства массовой информацию играют значительную роль в жизни общества, недаром их называют «четвертой властью».

Методическая цель: демонстрация применения активных методов обучения

Введение в анализ урока.

  • Урок дан в соответствии с тематическим планированием

  • Тема «Средства массовой информации и их роль в жизни общества».

  • Использование компьютерной презентации оправданно.

Роль компьютера на уроке:

  1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока, обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся проанализировать и оценить себя, сравнить с эталоном ответа, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.

  2. ПК является для старшеклассников привычным носителем информации

  3. Для учителя компьютер позволяет реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, сделать урок динамичным.



Программа наблюдения:

Этапы урока

Использование ИКТ


l. Мотивация к учебной деятельности

Использование презентации, проблемный подход с анализом представленного материала, формирование интереса к СМИ

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Учителем используется презентация для формирования понимания важности и значимости СМИ

III. Открытие нового знания

Получение обучающимися опыта работы со СМИ (анализ материала)

IV. Первичное закрепление

Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного материала

V. Итог урока

Схема, представленная на экране, предоставила учащимся возможность сформулировать ответ по теме

VI. Рефлексия


10 слайд

X. Домашнее задание




Вывод: использование ИКТ позволяет в начале урока активизировать познавательную деятельность учащихся, использование компьютерной презентации позволяет учителю достичь цели и решить все задачи урока; использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, наглядным, позволило повысить уровень усвоения материала учащимися, сделать урок динамичным, повысить эффективность урока.



7



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас