Тема: Правописание ЖИ-ШИ в словах. Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений с изученными буквами.
Цель:
закреплять знания написания и чтения буквосочетаний ЖИ-ШИ; написание заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения;
Совершенствовать навык письма заглавных и строчных букв отдельно и в соединении;
Учить правильно соединять буквы в словах;
Закреплять умение анализировать, сопоставлять формы букв, делать звуковой и слоговой анализы слов;
Развивать фонематический слух, внимание, умение слушать;
Прививать интерес к чтению художественной литературы.
Прививать детям сочувствие, стремление совершать добрые поступки, чувствовать боль и радость других людей.
Тип урока: практическое применение знаний, умений
Форма урока: интегрированный урок
1.Вступительная беседа.
Дети, давайте улыбнёмся друг другу. С каким настроением вы встали утром с постели и пришли сегодня в наш класс?
(Ответы детей - радостным, весёлым, спокойным).
Давайте с таким прекрасным настроением проведём наш урок. (Дети садятся на места)
2.Сообщение темы и целей урока.
Темой нашего сегодняшнего урока будет правописание сочетаний «ЖИ», «ШИ». Мы вместе будем читать и писать слова с этими сочетаниями, будем учиться правильно соединять буквы в словах, а также познакомимся с новой сказкой.
Артикуляционная гимнастика
-Для начала подготовим наш язычок и голосовые связки к работе.
Давайте пропоём гласные звуки: АОУЫИЭ
Игра. Я буду называть различные звуки, если я назову гласный звук – вы хлопаете в ладоши, а если согласный – вы топаете ножками (и, к,н,ы,г,м,ф,и.е,и т.д.)
Работа над выразительностью речи
- Какие эмоции может выражать человек?
Давайте произнесём стихотворение с разными эмоциями.
Шорох,
Шептание,
Шумок под окном,
Шлёпанье лёгкое...Кто это - гном?
Ш! Там за шторами, возле окна
Шустрым мышонком
Шуршит тишина
Чтение слогов и слов, записанных на доске.
Ша шо шу ши
Аж ож уж иж
Жак шут жис шик
Шкт лшс жрм кжс
Жка жта жса
Шта шма шра
уши -жил
шили -жила
шишки -ужин
малыши -ножи
- Что общего в написании слов 1-го столбика?
- Что общего в написании слов 2-го столбика?
(буквосочетание ЖИ, ШИ)
- Что можно сказать о звуках Ж и Ш? (твёрдые согласные)
Как вы думаете, почему после звуков [Ш] и [Ж] пишется буква И?
(Ответы детей)
Сколько хороших дел можно сделать за короткий урок. И чтобы начать делать хорошие дела я приглашаю вас в путешествие по сказке «Звёздный мальчик» английского писателя Оскара Уайльда.
3. Введение игрового момента.
О чём-то скрипит половица,
Ребятам опять не сидится,
Присев, они навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.
Как грустно было бы жить людям на свете, если бы в мире не было книг. И как счастливы мы, имея возможность читать их.
- О чём можно прочитать в книгах? (о народных героях, путешествиях, животных)
-Правильно. Но ещё есть и волшебные книги, в них написаны сказки.
Я сегодня хочу вас познакомить со сказкой о звёздном мальчике.
… В одной деревне, которая ближе всех находится к небу, жил лесник (егерь) с женой и детьми. Это были хорошие люди. Жители деревни уважали и любили их. Однажды, когда лесник собирал хворост (сучья для топки печи), с неба упала звезда. Лесник нашёл это место, но вместо звезды там лежал обёрнутый в золотой плащ… маленький мальчик…….
- Хотите узнать, что было дальше? Тогда давайте выполним несколько заданий.
4. Основная часть.
- Давайте вспомним с какой гласной не дружат [Ш] и [Ж]?
(Ответы детей)
- Да, правильно, в сказочном городе, где живут все звуки и буквы, Ж и Ш поссорились со звуком Ы. Только звук И решил стать другом этих букв. Поэтому всегда после букв Ж и Ш будем писать букву ……(И)
Работа на карточках
- Самостоятельно прочитайте на карточках, которые лежат у вас на партах, слова и ручкой впишите пропущенную букву.
ш_повник, ш_ны, камыш_ (карточки по цветам)
маш_ны и карандаш_
круж_ть, служ_ть, друж_ть и ж_ть
спеш_ть, ш_петь, смеш_ть и ш_ть
Проверка.
- Почему вставили И?
ПРАВИЛО!!!
Все сочетанья ЖИ и ШИ
Ты только с буквой И пиши.
Звукобуквенный анализ слова
- Приготовьте карточки для составления звуковых схем.
- Давайте разберём слово.
Шиповник
- Сколько слогов в слове?
- Назовите их.
- На какой слог падает ударение?
- Почему в 1-м слоге слышим звук Ы, а обозначаем его буквой И?
- Составьте звуковую схему этого слога.
- Самостоятельно разберите слово ЛЕСНИК
Ну что же, перелистнём ещё страницу нашей книги.
… Добрый лесник и его жена взяли звёздного мальчика к себе. Мальчик рос вместе с детьми лесника. Он ел с ними за одним столом, играл с ними в игры. Его любили в этом доме.
Но мальчик рос и с каждым годом он становился краше и краше. Жители деревни восхищались его красотой. Белое лицо, золотые волосы, губы как лепестки розы, а глаза как фиалки.
Но его красота принесла ему только зло. Он любил только себя, был гордым и жестоким. Бросал камни в собак, прогонял из деревни бродячих, нищих и больных людей.
Он был зачарован своей красотой и смеялся с тех, кто был слабым, жалким и несчастным.
- Сделаем паузу и выполним ещё одно задание.
Письмо в тетради.
По образцам - Жж, Шш
Сочетаний - ЖИ, ШИ
5.Игра «Выбери слова с сочетаниями ЖИ, ШИ»
Нос, сон, ужи, крыша, лужи, лист, тушил, сорт, тишина.
6.Комментированное письмо этих слов
Ужи, лужи, тушили, тишина
7.Физминутка
Вернёмся к нашей сказке.
… Однажды в деревню пришла бедная женщина. Одежда её была разорвана, ноги босые, изрезанные острыми камнями дорог. … Звёздный мальчик увидел её и стал смеяться над ней. Лесник увидел это ы сказал «У тебя каменное сердце. Что сделала тебе эта несчастная женщина?» Тогда мальчик покраснел от злости, топнул ногою6 «Да кто ты такой, чтобы говорить мне это? Я не твой сын и пусть она убирается с нашей деревни»
Бедная женщина расплакалась, услышав такие слова. Лесник отвёл её в дом. Накормил, напоил и рассказал историю, как 10 лет назад он нашёл мальчика в лесу. У женщины замерло сердце, она поняла, что это её сын, которого украли у неё разбойники и она ищет его уже 10 лет.
Звёздный мальчик стал ещё злее, когда услышал этот разговор. Тогда он прокричал: «Я не твой сын, посмотри на себя, оборванка. Меня нашли в золотом плаще, убирайся вон из нашей деревни, нищенка». Женщина встала, и горько плача, скрылась в лесу….
Значение слов.
- Дети, говорят: доброе сердце…, а как ещё можно сказать о сердце? (Ответы детей: злое, мягкое, великое, горячее, каменное, одинокое, прекрасное)
- Да, какой человек, такое у него и сердце.
Подарите свои бумажные сердечки тому герою, который вам больше всего понравился.
- Почему вы сделали такой выбор? (Ответы детей)
Работа с рассыпанными словами.
- Прочитайте слова, соедините их в одно предложение и скажите нам, кого можно назвать хорошим человеком.
…Спешите делать добрые дела…
- Вы снова сделали хорошее дело. Вы показали нам, чему научились в школе. Вы уже умеете читать, писать, высказывать свои мысли. Герои этой сказки дарят вам подарки. Под портретом Лесника – коробочка с простыми серыми квадратиками. Под портретом – звёздного мальчика – в вазе шоколадные конфеты. Возьмите себе подарок у того героя, который вам понравился, у того человека, который вам приятен.
8.Итог урока.
– Какие правила мы сегодня повторили?(Заглавная буква в начале предложения, правописание ЖИ, ШИ, точка в конце предложения)