Мир полон звуков
Задачи: формировать представление о неречевых звуках; развивать слуховое восприятие, слуховое внимание и слуховую память на базе музыкальных звуков, звуков природы и предметов окружающего мира; прививать интерес к звукам как к средству познания мира.
Формируемые УУД: воспроизводить имеющиеся знания и опыт; воспринимать информацию и действовать по плану; распознавать звуки; понимать возможность существования различных точек зрения; устанавливать доверительные отношения с одноклассниками.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Повторение изученного.
- Посмотрите на доску. Что это такое? (Знаки)
- Кто создает знаки? (Люди)
- Кому они адресованы? (Людям)
- Ребята, наш Ктототам запутался. Давайте ему поможем разобраться. На какие группы можно разделить эти знаки? (Знаки на дорогах, в городе и дома, в лесу и в парке)
- Почему эти знаки называются дорожными? (помогают соблюдать ПДД)
Если знаешь хорошо
Правила догори,
Не страшны твоим родным
Печали и тревоги.
- А для чего нужны вот эти знаки?
- А вот эти для чего нужны знаки? (Чтобы беречь природу)
Вывод: Знаки разные нужны,
Знаки разные важны,
Разрешающие, запрещающие
И всё нам сообщающие.
3. Работа с учебником. Введение в мир звуков.
- Сегодня, ребята, Ктототам приглашает нас на своем сверхзвуковом корабле совершить путешествие на неведомую планету, где царит мертвая, вечная тишина. Это мир безмолвия.
- Закройте глазки, расслабьтесь, лягте на парту и послушайте, как тихо в мире безмолвия.
- А теперь откройте глазки и поделитесь впечатлениями. Что вы слышали?
- Теперь мы вернулись на Землю. Послушайте, какими звуками она наполнена. Представьте, что вы в лесу. Что вы слышите?
- А теперь прислушайтесь и скажите, что вы слышите вокруг себя? (Скрип двери, шаги…)
- К какому выводу мы с вами пришли? (Что мир полон различных звуков)
4. Физкультминутка.
Один, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
- А сейчас, ребята, вспомните, как мы составляли рассказ о Буратино, как с помощью рисунков (пиктограмм) записывали его название.
На доске висит схема и пиктограмма предложений.
- Посмотрите, что это записано? (Предложение)
- Прочитайте предложение.
- Из чего состоит любое предложение? (Из слов)
- Легко ли обозначать (записывать) слова таким образом? (Нет, трудно)
- Люди давно придумали записывать слова более легким и удобным способом. Каким? Попробуем и мы, как мудрые люди, открыть этот способ (звукобуквенное письмо).
5. Осмысливание звуковых сигналов.
- Откройте учебники на с.42. Посмотрите на рисунки. Какими звуками они наполнены? (Пение, тиканье часов, бой часов, свисток милиционера)
- Воспроизведите эти звуки.
- Какие из звуков помогают Ктототаму, а какие мешают?
- А сейчас представьте, что вы поставили на плиту чайник и он у вас закипает. Какой звук вы услышите? (С-с-с) (Хором)
- А сейчас представьте, что к вам кто-то пришел. Что вы услышите? (Звенит звонок: Дз-з-з…)
- А кто из вас лечил зубки? Какого звука боятся в кабинете зубного врача? (З-з-з… - бормашина)
- Мы продолжаем говорить с вами о звуках. Посмотрите на верхний рисунок ни с.43.
- Вы узнали что нарисовано? (Приближение грозы)
- Каким образом природа рассказывает о себе? Как можно догадаться о приближающейся грозе? (Склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии, темное, серо-черное небо)
- Не только изменения в природе, но и звуки, которыми она наполнена, могут рассказать нам о приближении грозы.
- Как воет ветер? (У-у-у) Как качаются деревья? (Показывают) Как шелестят листья? (Ш-ш-ш)
- Посмотрите на нижний рисунок. По каким признакам вы можете установить, кончилась или нет гроза? (Выглянуло солнце, перестали качаться деревья)
- Попробуйте озвучить эту картинку. Изобразите как звучит погожий (ясный, солнечный) день в лесу. (Последние дождевые капли кап-кап, кукует кукушка, жужжат насекомые ж-ж-ж, зудит комар з-з-з, фыркает ёж ф-ф-ф)
- Какие звуки «рассыпались» в лесу в погожий день? (з, ж, ф, к, у) Каждый звук – это «бусинка», которая собрана в бусы у сороки. И таких звуков бусинок вокруг нас много.
- Всё многообразие окружающих звуков может воспроизвести и передать с помощью звуков нашей речи человеческий голос.
6. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Что мир полон разных звуков)
- Давайте повторим.
- А сейчас закрыли учебники, навели порядок у себя на столах, встали, урок окончен.