| - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе. - Посмотрите на ленту букв и скажите: слайд 1 -На какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита? - Каким цветом помечены гласные буквы? -А согласные? - Как отличить гласные звуки от согласных? - А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч? -Каким цветом они обозначаются? -Молодцы. -Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю отгадать вам загадку: слайд 2 Тёплым днем, весною, в мае Каждый про меня узнает. Я не муха, не паук. Я жужжу! Я майский … - Правильно, молодцы. Ребята, давайте позовем это слово для того, чтобы определить ударный звук. -Какой звук выделяется голосом? - Хорошо. Узнаем, сколько в слове слогов. - Как мы это сделаем? - Сколько раз Ваша челюсть опустилась? - Значит в слове сколько слогов? -Какое правило на определение слогов в слове мы с вами знаем? - Составим звуковую схему к слову жук - Молодцы. - Назовите первый звук в слове жук. - Встречает ли данный звук преграду? -Значит буква Ж какая? -Правильно, звук [Ж] не поётся, но зато она умеет жужжать. Пожужжим вместе : - Откроем азбуку на двадцать восьмой странице, какая сказка изображена на картинке? Слайд 4 - Кто автор этой сказки? - Почему плачет Дюймовочка? - Каких героев мы видим? - Что Вы можете рассказать об изображенных героях сказки? Дайте им характеристику. -Кто помог Дюймовочке спастись? - Проговорим снова каждое название героев. - А теперь ответим на вопрос, в каких словах есть - звук[Ж]? -Верно. -Обратите внимание на пословицу под иллюстрацией: «Дружба,как стекло, разобьёшь- не сложишь». -Почему так говорят? -Что необходимо сделать, для чтобы избежать ссоры? | - Все звуки и буквы русского алфавита делятся на гласные и согласные. -Гласные буквы помечены красным цветом. -Согласные буквы помечены синим цветом. - Гласные поются, а согласные нет. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает. - Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, а буква Ч – мягкий звук. Ш- синим, Ч-зелёным. . Слайд 3 - Жук! - Жууук. -Звук [у], на него падает ударение. - Подставляем руку к подбородку и проговариваем слово: жук - Один раз. - В слове жук один слог. - Сколько в слове гласных, столько и слогов. - Жук - Звук [Ж]. - Да, встречает. -Согласная. - Жжжжжжж. -Дюймовочка. -Ганс Христиан Андерсен -Дюймовочка сидела на цветке и плакала: ей было грустно, что она такая некрасивая. Даже майские жуки прогнали ее! - Жуки, божья коровка, гусеница, кузнечик, муха. Учитель опрашивает несколько учащихся, они дают развернутые ответы, не повторяясь. -Полевая мышь. - [Ж]уки, бо[ж]ья коровка, гусеница, кузнечик, муха. - В словах [Ж]ук, бо[ж]ья коровка. -Если ты сильно поссорился с другом, то это равносильно разбитому стеклу. В этом случае простое слово «прости» не вернет друга, так же, как и разбитое стекло. Ответы детей. |
| - Буква Ж на письме обозначается так. Слайд 5 (учитель вывешивает заглавную и строчную прописные буквы Ж) - На что похожа эта буква? - Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек. Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Выложите букву из палочек. - Где мы встречаемся с печатными буквами? - А для чего нужны письменные буквы? - Букву новую узнали Образ мы её создали, А теперь вперёд, друзья, Сможем мы прочесть слова. На доске запись: ПИР -Замените первый звук так, чтобы получилось новое слово. - Составьте звуковую схему к слову ПИР (мелом на доске) -Сколько слогов в этом слове? - Почему звук [п] мягкий? -А теперь составьте звуковую схему к слову ЖИР -Сколько слогов в этом слове? - Что интересного заметили? -Какой вывод можно сделать? - Проверьте свои предположения на слове «Женя» -Сколько слогов в этом слове? - Какая орфограмма есть в этом слове? - Запомним главное правило, что звук [Ж] – всегда твердый. - Каким цветом обозначаем схематически твердый звук? - Открываем азбуку на двадцать четвёртой странице. - Сейчас мы научимся читать слоги-слияния: Посмотрим на слоги-слияния: Сколько их всего? С. 25 Слайд 6 - Какие гласные буквы вы видите в этих слогах? - Какую первую букву вы видите? - А теперь прочитаем первую букву и последующую за ней. -Соединим букву Ж с буквой А и прочитаем открытый слог. - Перейдем к следующему слогу. Какая первая буква написана? - А теперь соединим букву Ж с буквой О и прочитаем открытый слог. - Аналогично прочитаем остальные слоги. - В каких слогах звук Ж твердый? - В каких слогах звук Ж мягкий? -Почему? - Ребята, составьте несколько слов используя данные слоги. - Молодцы. - Перейдем к чтению слов: Какие знакомые буквы в первом слове Вы видите? - Знакомы ли нам все эти буквы? - Прочитаем, соединяя букву Д со слогом-слиянием, прибавляя Г. - Обратим внимание на следующее слово. Похоже ли оно на предыдущее? - Чем похоже? - Чтобы прочитать слово, соединим первую букву Д, затем слог-слияние РУ, затем второй слог слияния ЖО, и букву К. Какое слово получили? - Олеся выйди к доске, выполни звуковую схему к слову Дружок. - Что обозначает данное слово? - Что общего в словах друг и дружок? - Правильно, ребята. Это называется чередование в корне, об этом мы узнаем позже. - Прочитаем первое слово во втором столбце, какой первый слог-слияние мы видим? - А что видим после этого слога? - Соединим слог ЖУ и букву К. Что получим? - Прочитаем следующее слово. Соединим слог-слияние ЖУ с согласной буквой Ч. - Что дальше следует? - Прочитаем слово, соединив части ЖУЧ и КА. - Похоже ли оно на предыдущее? - Хорошо. А почему слово Жучка написано с большой буквы? - Молодцы. - Теперь я попрошу закрыть Вас азбуки. Я читаю текст, а Вы внимательно слушаете, о чем этот текст. - Стали дети играть в жмурки. Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. Никого Женя догнать не может. – «Осторожно» - кричат ему. – «Лужа»! Ребята, о чем этот текст? -Как его можно озаглавить? - Может быть кто-то знает, что за игра в жмурки? - Есть кто-то сообразительный и сосчитал уже, сколько в тексте предложений? - Хорошо. Я читаю еще раз первое предложение, а Вы считаете, сколько слов в первом предложении. - Стали дети играть в жмурки. Сколько слов? - Хорошо. Откроем азбуку на двадцать пятой странице. Какие слоги-слияния мы видим во всех предложениях? - Все ли остальные буквы нам знакомы? - Назовите эти буквы. - А теперь прежде чем прочитать текст, мы с вами проведём речевую разминку: слайд 7. Жа – жа –жа – прилетели два чижа. Жи-жи –жи – в реке плавают ужи. Жу-жу-жу –молоко дадим ежу. Учитель помогает учащимся, если у них есть вопросы или ошибки в прочтении предложений. -Что такое жмурки? -Как вы понимаете смысл слова «жмуриться»? -Составьте звуковую схему к слову жмурки -Сколько слогов в этом слове? -На какой слог падает ударение? -А сейчас я буду называть слова. Вы будете хлопать всякий раз, когда услышите звук [ж]. Кошка, чемодан, мыши, ужи, замок, ножницы, лиса, журавль, цапля, ёжик,щит. | Учащиеся рассматривают правописание заглавной и строчной буквы Ж. Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся выкладывают букву из счётных палочек. - Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах. - Ими мы пишем в тетрадях. Пир – Жир - Пир - Один. - Звук [п] мягкий потому, что после него стоит гласная буква И. - Жир -Один. -В слове жир нет мягких звуков. -Звук [Ж] – всегда твердый. -Женя -Для того, чтобы определить кол-во слогов в слове Женя мы подносим руку к подбородку и проговариваем слово вслух. Подбородок опустился 2 раза, значит в слове Женя 2 слога. -Имя собственное пишется с большой буквы. - Схематически твердый звук обозначается синим цветом. Учащиеся открывают азбуку на двадцать четвёртой странице. - 5 слогов-слияний. - А, О, У, Е, И. - Ж. - Жа. (прежде чем прочитать слог, учащиеся смотрят на гласную букву А) - Ж. - Жо. - Жу, Же, Жи. - Во всех: Ж[а], ж[о], ж[у], ж[э], ж[ы]. - Таких слогов нет. -Потому, что звук [Ж] всгда твёрдый. - жара, желудь, желток и т.д. Учащиеся читают свои слова. - Д, слог-слияние РУ, Г -Да. - Друг. - Похоже. -Все буквы на месте, добавлен слог-слияние ЖО и буква К в конце. - Д-ру-жо-к. - Друг – человек, который не бросит в беде; поможет в трудную минуту. - В этих словах общая часть друг//ж - Слог ЖУ. - Букву К. - Жууук. - ЖУЧ. - Слог-слияние КА. - Жучка. - Похоже тем, что общая часть в словах жук//ч. - Жучка – кличка собаки/питомца, поэтому пишется с большой буквы. Учащиеся слушают внимательно текст, вслушиваясь в каждое слово. Разные варианты ответов детей: - О том, как дети играют в жмурки; - О том, как Женя почти не упал в лужу и другие. - Игра в прятки, где цель игры – ведущему найти закрытыми глазами остальных участников. -«Жмурки». Один учащиеся отвечает. - В тексте 4 предложения. - В этом предложении 5 слов. ТА, ЛИ, РА, МУ, КИ, ЗА, ВЯ, ЖЕ, НЕ, ЛА, ЗА, ТО, КО, БЕ, РО, ГО, МО, НО, РИ, ЧА, ЛУ, ЖА.. - Да, все буквы знакомы. - С, Т, Ч, Ж, Г, И, Р, А. По одному учитель спрашивает учащихся: - Стали дети играть в жмурки. - Завязали Жене глаза платочком и разбежались в разные стороны. - Никого Женя догнать не может. – «Осторожно» - кричат ему. – «Лужа»! -Игра, когда один игрок ловит других с закрытыми глазами. - щуриться, закрывать глаза. Жмурки - 2 слога - ударение падает на 1 слог, на гласную букву У. - ужи, ножницы, журавль, ёжик. |