СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе на тему "Инфекционные заболевания"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОБЖ в 10 классе на тему "Инфекционные заболевания"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ в 10 классе на тему "Инфекционные заболевания"»

10 класс

ОБЖ

Тема: Инфекционные заболевания

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать знания о защитных системах организма;

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;

  • осуществлять патриотическое, экологическое, санитарно-гигиеническое воспитание.

Тип урока:

Ход урока

I. Организация начала урока.

II. Сообщение темы, целей урока. демонстрация слайда 1 (презентация).

1. Вступительное слово преподавателя. Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”. Демонстрация слайда 2 (презентация).

Ныне церковь опустела; 
Школа глухо заперта; 
Нива праздно перезрела; 
Роща темная пуста; 
И селенье, как жилище 
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище

Не пустеет, не молчит..

«Людской мор»:

В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. В них отмечается, что для неё не были недоступны ни острова, ни пещеры, ни вершины. Она всюду требовала своих жертв. Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. - Как можно назвать это увеличение заболеваемости в определённой местности? (эпидемия).

- Если болезнь охватывает страны и континенты? (пандемия).

2. Сообщение темы урока. демонстрация слайда 4 (презентация).

Запись темы в тетрадях. демонстрация слайда 5 (презентация).

III. Изучение нового материала.

1. Реакция «антиген - антитело».

Как Вы справились с заданием? Проверим. Назовите основные виды антигенов и природу их появления.

Демонстрация слайда (презентация). Сравните результаты Вашей работы с правильными, которые представлены на экране и внесите исправления.

Таблица 1. Антигены

Антигены

Природа антигенов

эндотоксины

возбудители или продукты их жизнедеятельности

экзотоксины

продукты распада бактерий

вакцины

антигенные препараты

аллергетики

вещества, вызывающие аллергическую реакцию

 

АНТИТЕЛО – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их.

2. Системы защиты организма. Система специфической защиты, или собственно иммунитет.

  Чтобы постоянно осуществлялась реакция «антиген - антитело» в организме действуют две системы защиты: демонстрация слайда 14 (презентация). Мы переходим к изучению второго вопроса.

На сегодняшнем уроке мы остановимся только на специфической системе защиты организма. Неспецифическую систему защиты будем изучать на следующих уроках.

демонстрация слайда 15 (презентация).

- Что такое иммунитет? Как Вы думаете?

3. Формирование механизмов иммунной защиты.

  • одни направляются в тимус (вилочковую железу). В нём происходит дифференцировка стволовых клеток в Т-лимфоциты (Т-клетки);

  • другие стволовые клетки направляются в костный мозг, где дифференцируются в В-лимфоциты (В-клетки).

КЛЕТОЧНАЯ РЕАКЦИЯ ИММУНИТЕТА – это все иммунные реакции с участием Т-лимфоцитов.

ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ – это все иммунные реакции с участием В-лимфоцитов.

- Сравните данные в таблице на экране с записями в ваших таблицах.

Таблица 3. Клеточный и гуморальный иммунитет

Вид иммунитета

Основа различных видов иммунитета

различие

сходство

Клеточный иммунитет

- реакция Т-лимфоцитов реагировать на антигены;

- дифференциация Т-лимфоцитов:


 

 

Участвуют в образовании иммунитета организма человека

Гуморальный иммунитет

- В-лимфоциты в ответ на антиген образуют антитела (иммуноглобулины), которые находятся в плазме крови.

4. Классификация иммунитета. демонстрация слайда 21 (презентация).

Естественный приобретённый иммунитет.

В ответ на возбудитель, через одну неделю и позже образуются специализированные клетки (лимфоциты), которые продуцируют антитела к конкретному возбудителюИскусственный активный иммунитет.

Активный иммунитет можно вызвать искусственно, возникает в результате предохранительных прививокИскусственный пассивный иммунитет.

Врождённый иммунитет.

Присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества через плаценту проникают от матери к плоду. Частным случаем врождённого иммунитета можно считать иммунитет, получаемый с материнским молоком.

IV. Итог.

Оценки.

Домашнее задание.

  1. Раздаточный материал, который включает основные понятия и схемы, изученные на уроке.

  2. Основы здорового образа жизни
    стр. 278-281,
    стр. 288, вопросы 2,4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!