10 класс
ОБЖ
Тема: Инфекционные заболевания
Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих;
осуществлять патриотическое, экологическое, санитарно-гигиеническое воспитание.
Тип урока:
Ход урока
I. Организация начала урока.
II. Сообщение темы, целей урока. демонстрация слайда 1 (презентация).
1. Вступительное слово преподавателя. Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”. Демонстрация слайда 2 (презентация).
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище
Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит..
«Людской мор»:
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы. В них отмечается, что для неё не были недоступны ни острова, ни пещеры, ни вершины. Она всюду требовала своих жертв. Города и селения опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было видеть только могильщиков. Чума известна с глубокой древности. - Как можно назвать это увеличение заболеваемости в определённой местности? (эпидемия).
- Если болезнь охватывает страны и континенты? (пандемия).
2. Сообщение темы урока. демонстрация слайда 4 (презентация).
Запись темы в тетрадях. демонстрация слайда 5 (презентация).
III. Изучение нового материала.
1. Реакция «антиген - антитело».
Как Вы справились с заданием? Проверим. Назовите основные виды антигенов и природу их появления.
Демонстрация слайда (презентация). Сравните результаты Вашей работы с правильными, которые представлены на экране и внесите исправления.
Таблица 1. Антигены
Антигены | Природа антигенов |
эндотоксины | возбудители или продукты их жизнедеятельности |
экзотоксины | продукты распада бактерий |
вакцины | антигенные препараты |
аллергетики | вещества, вызывающие аллергическую реакцию |
АНТИТЕЛО – это белки, способные вступать в связь с антигенами и нейтрализовать их.
2. Системы защиты организма. Система специфической защиты, или собственно иммунитет.
Чтобы постоянно осуществлялась реакция «антиген - антитело» в организме действуют две системы защиты: демонстрация слайда 14 (презентация). Мы переходим к изучению второго вопроса.
На сегодняшнем уроке мы остановимся только на специфической системе защиты организма. Неспецифическую систему защиты будем изучать на следующих уроках.
демонстрация слайда 15 (презентация).
- Что такое иммунитет? Как Вы думаете?
3. Формирование механизмов иммунной защиты.
одни направляются в тимус (вилочковую железу). В нём происходит дифференцировка стволовых клеток в Т-лимфоциты (Т-клетки);
другие стволовые клетки направляются в костный мозг, где дифференцируются в В-лимфоциты (В-клетки).
КЛЕТОЧНАЯ РЕАКЦИЯ ИММУНИТЕТА – это все иммунные реакции с участием Т-лимфоцитов.
ГУМОРАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ – это все иммунные реакции с участием В-лимфоцитов.
- Сравните данные в таблице на экране с записями в ваших таблицах.
Таблица 3. Клеточный и гуморальный иммунитет
Вид иммунитета | Основа различных видов иммунитета |
различие | сходство |
Клеточный иммунитет | - реакция Т-лимфоцитов реагировать на антигены; - дифференциация Т-лимфоцитов: | Участвуют в образовании иммунитета организма человека |
Гуморальный иммунитет | - В-лимфоциты в ответ на антиген образуют антитела (иммуноглобулины), которые находятся в плазме крови. |
4. Классификация иммунитета. демонстрация слайда 21 (презентация).
Естественный приобретённый иммунитет.
В ответ на возбудитель, через одну неделю и позже образуются специализированные клетки (лимфоциты), которые продуцируют антитела к конкретному возбудителюИскусственный активный иммунитет.
Активный иммунитет можно вызвать искусственно, возникает в результате предохранительных прививокИскусственный пассивный иммунитет.
Врождённый иммунитет.
Присущ человеку от рождения, наследуется от родителей. Иммунные вещества через плаценту проникают от матери к плоду. Частным случаем врождённого иммунитета можно считать иммунитет, получаемый с материнским молоком.
IV. Итог.
Оценки.
Домашнее задание.
Раздаточный материал, который включает основные понятия и схемы, изученные на уроке.
Основы здорового образа жизни
стр. 278-281,
стр. 288, вопросы 2,4