СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОБЖ в 11 классе по теме: «Порядок приведения к Военной присяге (принесения обязательства)».

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОБЖ в 11 классе по теме: "Порядок приведения к Военной присяге (принесения обязательства)"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОБЖ в 11 классе по теме: «Порядок приведения к Военной присяге (принесения обязательства)».»

11 класс


Тема: «ВОЕННАЯ ПРИСЯГА – КЛЯТВА ВОИНА НА ВЕРНОСТЬ РОДИНЕ – РОССИИ».


(Урок интеграции знаний по ОБЖ, истории, литературе.)


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить знания по теме «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – законы воинской жизни», познакомить учащихся с историей возникновения Военной присяги на Руси, с текстом, смыслом и значением Военной присяги для военнослужащих, а также с ритуалом приведения к присяге.


Ход урока:


I. Организационный момент:

- эмоциональный настрой

(• приветствие,

• определение отсутствующих,

• проверка готовности учащихся к уроку);

- знакомство с ходом урока.


II. Проверка домашнего задания:


а) Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязанностей регламентируется уставами. На какие два вида они подразделяются?

(Ответ: уставы подразделяются на боевые и общевоинские.)


б) Перечислите общевоинские уставы.

(Ответ:

Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ,

Дисциплинарный устав Вооружённых Сил РФ,

Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил РФ,

Строевой устав Вооружённых Сил РФ.)


в) Кем и когда утверждены устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной и караульной служб?

(Ответ: утверждены Указом президента РФ – Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ 14 декабря 1993 года.)


г) Кем и когда введён в действие строевой устав Вооружённых Сил?

(Ответ: строевой устав Вооружённых Сил введён в действие приказом министра обороны РФ 15 декабря 1993 года.)


д) Что определяет Устав внутренней службы?

(Ответ: определяет общие права и обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.)


е) На кого распространяется действие Устава внутренней службы?

(Ответ: Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооружённых Сил. Действие Устава распространяется на военнослужащих Пограничных войск Федеральной службы безопасности, Внутренних войск Министерства внутренних дел, войск гражданской обороны и других войск.)


ж) Что определяет дисциплинарный устав?

(Ответ: определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по её соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.)

з) Какие вопросы отражены в уставе гарнизонной и караульной служб?

(Ответ: предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.)


и) Перечислите основные вопросы, отражённые в Строевом уставе?

(Ответ: устав определяет строевые приёмы и движения без оружия и с оружием, строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах, порядок выполнения воинского приветствия, проведение строевого смотра, положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа, обязанности военнослужащих пред построением в строю и требования к их строевому обучению, а также на поле боя и действия при внезапном нападении противника.)


Проверочная работа по теме «Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации – законы воинской жизни».


1. Назовите нормативно–правовые акты (общее название), регламенти-рующие жизнедеятельность воинского подразделения. 1 балл

2. Дополните фразу: «Нормативно–правовые акты, имеющие силу законов, регламентирующие жизнь, быт, повседневную деятельность и взаимоот-ношения военнослужащих, называются ___________». 1 балл

3. Приведите названия основных общевойсковых уставов. 4 балла

4. Укажите, кем и когда утверждены ныне действующие общевойсковые уставы. 2 балла

5. Дополните фразу: «Общие права, обязанности и характер взаимоотношений военнослужащих, обязанности должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка регламентирует ______________». 1 балл

6. Укажите, распространяется ли действие Устава внутренней службы на Военно–Морской Флот, ответ обоснуйте. 1 балл

7. Назовите устав, который регламентирует общие права, обязанности и характер взаимоотношений в подразделениях Военно–Морского Флота. 1 балл

8. Дополните фразу: «Сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению регламентирует __________». 1 балл

9. Назовите вид устава, который регламентирует:

а) порядок несения гарнизонной и караульной служб;

б) характер строевой подготовки;

в) особенности внутренней службы в подразделениях ВМФ РФ.

3 балла

10. Назовите общевоинский устав, регламентирующий особенности поощрений и наказаний военнослужащих. 1 балл


III. Изучение нового материала:

- Ребята, что означает в вашем понимании слово «честь»? Что вы вкладываете в это понятие?..

(В словаре С.И. Ожегова: «Честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности»).

- Как вы думаете, что вкладывается в понятие «воинская честь»?..

Воинская честь – это нравственные качества и принципы воина (воинского коллектива), характеризующие его поведение, отношение к выполнению воинского долга.

Слова, сказанные во время Альпийского похода 1799 года Суворовым: «Мы – русские. Мы всё одолеем!» - служили первой заповедью воинской чести русского солдата. И действительно, военная история всех стран и народов не знает подвигов, способных сравниться с подвигами защитников Брестской крепости и Смоленска, Москвы и Ленинграда, Киева и Керчи, сотен других городов и населённых пунктов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Послушайте, как выразил своё отношение к выполнению воинского долга трижды Герой Советского Союза лётчик-ас А.М. Покрышкин: «Самым главным, самым священным для меня был всегда долг перед Родиной. Я не останавливался пред трудностями, если они вставали на моём пути. Не хитрил ни перед своей совестью, ни пред товарищами. В бою старался как можно лучше выполнить поставленную задачу… нанести врагу как можно больший урон».

Всю военную историю России от Куликовского поля и Бородина до Сталинграда и Берлина пронизывают три коротких, но величественных слова «Долг, Честь, Отечество».

Требования воинской чести, относящиеся к выполнению воинского долга, закреплены в Воинской присяге и общевоинских уставах и имеют правовую основу.

На предыдущем уроке мы познакомились с содержанием общевоинских уставов. Тема сегодняшнего урока: «Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России».

- Вы, наверное, помните известный плакат 1941 года «Родина-мать зовёт!» (художник И. Тоидзе)? Что находится в руках женщины, символизирующей Родину?» (Демонстрируется плакат «Родина-мать зовёт!»)

- Почему именно текст военной присяги изображён на этом плакате?..

- … Таким образом, художник наглядно показал огромное значение торжественной клятвы в деле защиты Отечества. Образ Родины-матери с Военной присягой в руках олицетворяет наказ Отчизны каждому гражданину страны, встающему на его защиту, самоотверженно выполнять свой воинский долг.

В народной памяти хранится множество пословиц и поговорок о Военной присяге. Вот лишь некоторые из них:

«Принял присягу – от неё ни шагу»;

«Верность присяге – закон победы»;

«Присягой сила воина в огне боёв удвоена»;

«Присяга бойца – за Родину стоять до конца»;

«Для российского солдата все слова присяги святы»;

«Верность присяге рождает героев».

А) История Военной присяги в России.

Первое упоминание о присяге относится к IX веку. Называлось такое торжественное обязательство крестоцелованием, проводилось в торжественной обстановке с приглашением священнослужителя, так как знамёна в то время заменяли хоругви с изображениями святых и крестами на них. При Петре I этот обряд приносили при распущенном знамени, при полку. Торжественность обряда усиливалась тем, что присягающий должен был произносить текст присяги не только в присутствии своих сослуживцев и командиров, но и священников. При этом левая рука его лежала на Евангелии, а правую он поднимал вверх. Кроме того, после присягания военнослужащий расписывался в «Присяжных листах».

В этом виде ритуал присяги сохранился до 1917 года. Смена его произошла со сменой политического строя в России.

Б) Текст Военной присяги.

• Текст Военной присяги, принятый временным правительством 7 марта 1917 г.

• Военная присяга 1941 г.

• Военная присяга 1960 г.

• Текст ныне действующей Военной присяги.

Текст ныне действующей Военной присяги утверждён Феде­ральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 1998 года.

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству ­Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Феде­рации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

В) Мероприятия по подготовке к принятию Военной присяги.

Военнослужащие, прибывшие в воинскую часть, в течение не более 60 дней находятся на карантине, проходят курс молодого бойца или начальной военной подготовки. До принятия присяги они не могут привлекаться к выполнению боевых задач, иметь оружие или военную технику, на них не может быть наложе­но дисциплинарное взыскание.

Г) Ритуал принятия Военной присяги.

В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Го­сударственном флаге Российской Федерации, с оркестром выстраи­вается в пешем строю в парадной, а в военное время в полевой фор­ме одежды с оружием. Полк выстраивается в линию ротных колонн. Военнослужащие, приводящиеся к Военной присяге, выстраиваются в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напо­минает им значение Военной присяги и той почётной и ответствен­ной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приве­дённых к Военной присяге на верность своему Отечеству.

После разъяснительной речи командир воинской части коман­дует: «Вольно» и приказывает командирам подразделений присту­пить к приведению к Военной присяге.

Командиры рот и других подразделений поочерёдно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге. Каж­дый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги, после чего собственноручно расписывается в специальном списке в графе против своей фамилии и становится на своё место в строю.

По окончании церемонии приведения к Военной присяге ко­мандир воинской части поздравляет солдат с приведением к Воен­ной присяге, а всю часть - с новым пополнением, после чего ор­кестр исполняет Государственный гимн.

После исполнения Государственного гимна воинская часть проходит торжественным маршем.

Приведение к Военной присяге может проводиться в историче­ских местах, у братских могил героев, павших за свободу и незави­симость Родины.

День приведения к Военной присяге является нерабочим днём для данной воинской части и проводится как праздничный день.

В военном билете военнослужащего делается отметка: «К Военной присяге приведён (число, месяц, год)».

Д) Роль присяги в военной службе.

Какова же роль присяги в воинской службе? Наверное, каждый гражданин России задумывался над этим. Ведь это событие не обычное, не рядовое. Поговорите с любым ветераном. И он вспомнит тот день и час, когда давал клятву на верность Родине и народу. Эти воспоминания дороги каждому, прошедшему военную службу.

Известный писатель Валентин Пикуль принял присягу 14-летним юнгой. Это происходило в декабре 1942 года на Соловках. Через 45 лет он так описывал этот день: «Это было огромнейшим событием в нашей жизни, оставившим в ней глубокий след. Сегодня смотришь иной раз по телевизору, как принимают присягу. Родители приезжают, оркестр исполняет праздничный туш. Ничего этого у нас не было. Застывший лес, шинель, ботинки разваливаются, руки без перчаток. И вот берешь рукавом шинели винтовку ледяную, промерзшую, и даешь присягу. Вроде буднично, не романтично, даже грубо как-то. Но все это было нами до глубины души прочувствовано. Присяга давалась в сложных условиях, и никакой папа, никакая мама, никакая бабушка не смотрели в этот момент на нас. Мы были наедине друг с другом – мы и присяга. И хором, я помню, мы ее не читали. Каждый произносил присягу сам. И этой, единственной в жизни клятве, мы верны по сей день».

Отношение любого человека к своей торжественной клятве характеризует его верность Отечеству и готовность защищать его. Ещё раз вчитайтесь в текст присяги. В ней не много слов. Но в этих словах заложен глубокий смысл.

Присяга должна стать для каждого нравственным ориентиром в его службе, в армейской жизни. Необходимо, чтобы соблюдение требований присяги стало внутренней потребностью, велением собственных сердца и разума.


IV. Закрепление нового материала:

а) каков порядок приведения военнослужащих к Военной присяге?;

б) в чём клянётся воин, принимая присягу?


V. Итоги урока.

Каждый гражданин должен помнить требование Конституции – Основного закона государства относительно исполнения воинской обязанности. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Вот почему десятки тысяч юношей России, принимая Военную присягу, клянутся «достойно выполнять воинский долг». А, выполнив его с честью и достоинством, возмужавшими, набравшимися сил, новых знаний, умений и опыта, возвращаются в родной дом.


VI. Домашнее задание:

• § читать, пересказывать, отвечать на вопросы;

* выучить текст присяги.



















6