СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12

г. Альметьевск




Природа Разнообразие природы



Окружающий мир


3 В класс УМК «Школа России»












подготовила

Мотягина С.И.

учитель начальных классов










Учитель: Мотягина Светлана Ильинична

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 В класс УМК «Школа России»


Тема урока: Природа. Разнообразие природы.


Тип урока: «Открытие новых знаний»


Технология урока: личностно-ориентированного обучения


Цели урока: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.


Задачи урока:

  1. Закрепить знания о природе живой и неживой.

  2. Формировать коммуникативные умения учащихся.

  3. Развивать мыслительную деятельность учащихся.

  4. Определить значение природы для человека.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • знать особенности живой и неживой природы;

  • уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы;


Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • сравнивать и сопоставлять живую и неживую природу;

  • выявлять признаки сходства и различия;

  • умение применять имеющие знания в определённой ситуации, структурирование знаний из личного опыта;

  • работа с дополнительными источниками информации;

  • формировать интеллектуальные умения (рассуждение, сравнение, умение делать выводы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

Регулятивные:

  • развивать навыки самооценивания;

  • применять эффективные способы решения познавательных задач

Коммуникативные:

  • формировать аргументировать и отстаивать своё мнения;

  • уметь планировать совместную деятельность;

  • слушать и слышать учителя;

  • оценивать свою деятельность на уроке

Личностные:

  • развивать навыки сотрудничества;

  • развивать самостоятельность;

  • воспитывать у детей бережное отношение к природ



Оборудование урока:

    • Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть .

    • Мультимедийная презентация урока


Использованная литература

1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.

2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.

3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.

4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.


Ход урока

I. Организационный момент

  • Приветствие.


I I. Постановка учебной задачи.

  • Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это всё вокруг....(природа).

  • Правильно, тема нашего урока: "Природа". Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

III. Разнообразие природы и её классификация. Слайд№1.

  • Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).

Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).

  • Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?

(Убираются слова рукотворных объектов)

  • Прочитайте названия объектов природы (радуга, дуб, медведь, глина)

  • Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая )

Слайд № 2.

Схема - опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

  • Прочитаем первый абзац текста учебника на с. 4.

  • Назовите объекты природы, которые относятся к живой природе.( бабочка, трава, муравьи).

  • Что отнесём к неживой природе? (солнце, звёзды, небо, океан).

  • Как отличить живую природу от неживой?

  • Продолжим читать текст на стр. 5 учебника и найдем ответ на этот вопрос.

  • Какой вывод вы сделали?

Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и умирают.


IV. Выведение нового понятия. Слайд № 3

  • Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).

Живую природу изучает особая наука - биология. Биология - совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: "биос " - жизнь и "логос" - наука.

Разгадайте кроссворд.

  1. Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).

  2. Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).

  3. Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).

  4. Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).

  5. Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).

  6. Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом - с белыми парашютиками. (Одуванчик).

  7. Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).

    • Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).

    • Как вы представляете себе "царство"?

В природе люди условились выделять особые "царства"


V. Решение учебной задачи с опорой на схему. Слайд №4.

Царства - это большие группы органического мира. Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и царство бактерий.

Слайд№5.

Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека.


VI.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".

Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).


VII. Значение природы для человека. Слайд №6.

  • Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).

  • Человек - часть живой природы.

  • Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать.

Если человек придёт в лес с добром и не повредит ствола дерева. Его корней, то не погибнут грибы, будет. Чем питаться животным, да и сам человек уйдёт не с пустой корзинкой.

А если человек придёт в лес со злом, сломает ветки, повредит ствол дерева, что произойдёт? (Дерево погибнет, не будет грибов, белке нечего будет есть).

Да, всем будет хуже. Хуже будет и человеку, ведь растения очищают воздух от пыли, а человеку он необходим для дыхания.

Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.

  • Что вам ещё нравится в природе?

  • Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура)

Значит, природа – источник здоровья.

  • Посмотрите на осенний букет.

  • Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).

Значит, природа – источник красоты.

  • Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).

Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.

  • Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).

  • А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось? (Радости, восторга).

  • Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).

Значит, природа – источник доброты.

    • Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.

Значит, природа – источник познания.

    • Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).


VIII. Выделение взаимосвязей.

    • Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 .

    • Приведите примеры живой природы.

    • А теперь неживой.

    • Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).

    • Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом).


IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №7.

  • Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».

  • Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» - малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.

Картинка №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.

Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.

Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.

Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.

Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.

Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.

Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.


X. Рефлексия.

- Что нового вы открыли для себя на уроке?

- Какие новые понятия вы запомнили из урока?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?


XI. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).